Вначале стоит отметить, что причастность к рождению МиГ-15 могла бы претендовать и Англия, так как первые серийные машины выпускали с двигателем фирмы Rolls-Royce. И всё же факт остается фактом - МиГ-15 был создан в Советском союзе.
Именно МиГ-15 стал первым по-настоящему боеспособным реактивным истребителем в советских ВВС с самой безопасной катапультой в мире. Самолёт был удачным и надежным в эксплуатации. Неприхотливость, живучесть и сравнительная легкость в управлении, объясняется его конструктивной простотой.
Не зря же его прозвали советской кувалдой. После Корейской войны даже опытнейший конструктор Андрей Туполев назвал истребитель лучшим в мире. Туполев так же не раз сожалел, что такая машина родилась не в его КБ.
В марте 47-го года Сталин, который к тому времени уже неплохо разбирался в авиации, собрал авиаконструкторов на совещание в Кремле. Там лично объявил руководителям ведущих истребительных КБ страны, Лавочкину, Яковлеву, Сухому и Микояну,, условия конкурса на лучший боевой реактивный самолет.
Скорость не меньше 1000 км/ч, продолжительность полёта один час, возможность вести бой на высотах свыше 14 тыс. метров, обязательное пушечное вооружение и обязательная возможность безопасного покидания самолёта.
Микоян и Гуревич потратили несколько месяцев только на выбор схемы. Обсуждался вариант с двумя двигателями под крылом, потом перешли к отработанной на МиГ-9 схеме, в результате перешли к схеме «Редан» с одним двигателем под фюзеляжем.
Оставался вопрос формы крыла, но вскоре определиться в выборе формы крыла помогли первые полеты Ла-160 (Стрелка) конструкции Семёна Лавочкина.
Летом 47-го года первый экспериментальный самолет Микояна и Гуревича наконец-то перешагнул рубеж в 1000 км. Так для КБ Микояна был открыт "путь" к большим скоростям.
Средство безопасного покидания самолёта, она же катапульта, к тому времени уже применялась американцами, но это была крайне ненадежная конструкция.
По американской статистике тех лет оказалось, что каждый четвертый лётчик, который применял спасательное кресло для покидания машины, заканчивал плачевно, а каждый третий получал травмы и тяжелые увечья.
Усмирять катапульту пришлось конструктором всего мира. Но первым сделать это удалось именно советским конструкторам. По созданию собственного варианта спасательного кресло в КБ Микояна и Гуревича приступили сразу же после того, как конструкторам была поставлена задача к разработке нового истребителя будущего МиГ-15, проходившего тогда под обозначением как И-310-15.
Передавать заказ другим предприятиям не было никакого смысла, так как в стране еще не было специалистов такого профиля. Но как показывает опыт - советские авиационные инженеры могут все.
Для испытаний первого советского катапультного кресла была сделана вертикальная рельсовая направляющая, где кресло приводил в действие отстреливающий механизм. Первые опыты провели, как водится, на четвероногих друзьях - на собаках, подбирая величину заряда и допустимую перегрузку.
Единственной проблемой было то, что собаки не могли рассказать о своих ощущениях. Так настало время в кресло усаживаться человека. Когда этот этап был позади, то эксперимент перенесли в район опытного аэродрома и несколько усложнили задачу.
Предстояло убедиться, что кресло разминётся в воздухе с килем самолёта. Именно удары об оперении были основной причиной травматизма при покидании кабины самолета в полете.
Первые летные испытания советской катапульты решили провести на бомбардировщике Пе-2, так как двухкильевое хвостовое оперение у него было разнесено в стороны, что сводило риск до минимума.
Хотя в первых испытаниях никто не рисковал, так как в кресло сажали манекен, которого шутливо прозвали Иван Иваныч. И это было сделано не зря.
Уже первое испытание показало, что катапультное кресло с Иван Иванычем хаотично кувыркалось в воздухе после отстрела из испытательной кабины.
Но когда проблему решили, применив в конструкции специально разработанное устройство стабилизации, наступил тот день, которое напряженно ждали не только конструкторы, но все советские летчики.
24 июля 1947 года катапультное кресло в кабине Пе-2 занял опытный парашютист Гавриил Кондрашов. Стоит отметить тот факт, что первое в Советском союзе катапультирование прошло успешно.
Так была разработана первая удачная конструкция советского катапультного кресла, которое на то время было самая безопасная и не имело аналогов в мире.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ