Созданный в годы Первой мировой войны итальянский броневик Lancia 1zM повоевал составе Итальянских добровольцев в Испании и в составе Вермахта в конце Второй мировой войны. Рассказ об броневике Lancia 1zM последней модернизации 1935 года в этой статье.
Ansaldo Autoblinda Lancia 1zM/Ansaldo AB Lancia 1zM/Lancia 1zM/Броневика Лянча 1ЗетЭм.
Страна: Италия
Производитель: Gio. Ansaldo & C./Шасси Fabbrica Automobili Lancia & C
Год выпуска: 1935 (Модернизация)
Кол-во выпущенных: 44? (121 всего всех серий)
Боевая масса: 3950 кг
Бронирование: 2,5-6 мм
Экипаж: 6
Вооружение: 6,5-mm 3хMitragliatrice Media Fiat M 1914 tipo Aviazione/8 мм Fiat-Revelli Mod. 14/35
Размеры: 6610х1940х2480 мм
Двигатель: 35 л.с., 4940см3, Lancia 1Z
Где посмотреть:
Италия. Civico Museo della Guerra per la Pace Diego de Henriquez, Триест. Via Costantino Cumano, 22, 34139 Trieste TS, Италия
Эта статья часть цикла статей об итальянских бронеавтомобилях Первой мировой войны. Предыдущую часть истории читайте здесь: Итальянский долгожитель. Часть 6. Lancia 1zM. Афганский трофей или сложная судьба одной машины.
В середине 30-х годов итальянская армия явно собиралась воевать в африканской пустыне, наконец закончив отъем своей части мира, как это видели в Италии. С производством совершенно новой бронетехникой было пока не очень хорошо, и военные срочно решили провести небольшую модернизацию уже основательно устаревших Лянча 1zM. Модернизацию провели точечную - заменили только диски с колесами и шинами нормального типа от грузовиков FIAT SPA38. На новые колеса были переставлены все машины, в том числе и редкие сохранившиеся броневики 1-й серии. Третий пулемет не устанавливалсяю
Ещё одним малосущественным изменением было перевооружение на 6,5-мм пулеметы с воздушных охлаждением - Fiat 1914 Tipo Aviazione. На пулеметы с воздушным охлаждением перевооружили по некоторой информации только 4-ре машины ушедшие сразу в Сомали. Проведённая в 1935 года модернизация и ремонт машин вдохнули в старые броневики новую жизнь. И хотя в Италии бронеавтомобили этого типа с 1934 года выполняли только полицейские функции, в колониях боевой работы для них хватало.
Машины Ansaldo AB Lancia 1zM образца 1935 года отличались от ранних машин образца 1918 года новыми пневматическими шинами низкого давления и "грузовыми" дисками с 4-мя отверстиями.
Спустя двадцать лет после Первой мировой машины Lancia 1zM приняли участие в полномасштабной Итало-эфиопской войне (Вторая итало-абиссинская война). Первый год войны не дал итальянцам никаких заметных результатов и в 1936 году, получив подкрепления с континента, армия начала крупномасштабные боевые действия в ходе кампании по оккупации Абиссинии. 33 бронеавтомобиля Lancia 1zM были разделены на две боевые группы. В боях на Северном фронте со стороны Эритреи участвовали девять машин 3-й серии и три двухбашенных Lancia 1zM 2-й серии. Вторая часть машин воевала на основном Южном фронте с 21-м броневиком Lancia 1zM 3-й серии. Обладая полным преимуществом над противником, войну в Абиссинии закончили для итальянцев крайне удачно, если не считать развернувшуюся по всей стране партизанскую войсну. 7 мая 1936-го года король Италии Виктор Эммануил III был объявлен императором Эфиопии, а 1 июня 1936 года Эфиопия, Эритрея и Итальянское Сомали были объединены в одну колонию в составе Итальянской Восточной Африки.
В 1938 году уже в Африке снова была проведена модернизация – бронеавтомобили получили новые 8-мм пулеметы FIAT mod.14/35 с воздушным охлаждением, которые были развитием 6,5-мм модели нормального винтовочного калибра, но уже под итальянский 8-мм патрон. Мощность вооружения машин резко выросла, наконец броневики получили оружие правильного калибра и при этом достаточно надежное. Lancia 1zM оставались на территории Северо-Восточной Африки до окончательного разгрома стран Оси. В 1941 году приняли участие в боях с войсками Британского Содружества.
1936 год стал годом воскрешения надежд Италии на своё великое имперское будущее и ведущую роль страны как влиятельного игрока в европейской и мировой политике. В середине 1936 года Италия активно поучаствовала в Гражданской войне на стороне мятежного генерала Франко, вместе с итальянскими «добровольцами» из CTV (Corpo Truppe Volontarie Italia) в Испанию прибыло восемь бронеавтомобилей Lancia 1zM, в том числе и наверно последний сохранившийся двухбашенный Lancia 1Z. 22 ноября 1936 года подразделение из 8-ми броневиков высадилось в Кадисе и сразу отправилось в бой. Быстро стало понятно, что тонкая броня, всегда бывшая недостатком этих машин, в 1936 году стала критической проблемой. Понять логику итальянцев, отправивших устаревшие не только морально, но и технически, броневики, которые пробивались даже винтовочными пулями сложно, наверное в этом случае главным считалось участие в проекте передела Европы, а не результат.
Итальянские бронеавтомобили в составе добровольческой бригады (Corpo Truppe Volontarie Italia) принимали активное участие в боях за Аликанте и Сантандер, держась подальше от противотанкового оружия и советских боевых машин, встреча с которыми для тонкокожих итальянцев была бы смертельной. Последней операцией, в которой принимали участие бронеавтомобили Ансальдо-Ланча, были бои в Каталонии. К окончанию войны пять бронемашин было потеряно, а три уцелевших Lancia 1zM, среди которых был и один "неубиваемый" двухбашенный 1-й серии, прошли на военном параде победителей в Барселоне 21 февраля 1939-го года.
По состоянию на июнь 1940 года итальянская армия располагала 43 бронеавтомобилями Lancia 1zM, сведенными в 6 эскадронов. Но в боевых действиях машины активного участия не принимали, выступая как вспомогательные или учебные. Противопартизанская война на Балканах была основной боевой работой модернизированных броневиков. Но 3 сентября 1943 года все коренным образом изменилось. Италия капитулировала перед союзника и германская армия разоружила итальянскую армию и фактически оккупировала страну, создав марионеточную Итальянскую Социалистическую республику. Одной из редких частей, оказавшей сопротивление немцам, стал стал 319-й пехотный батальон (CCCXIX° battaglione fanteria carrista), дислоцированный на Родосе. В ходе боёв участвовали броневики Лянча 1zM. Немцы захватили две поврежденные машины.
Особого интереса захваченные броневики типа Лянча 1zM для немцев не представляли, но по крайней одна машина вооруженная FIAT mod.14/35 вместе с более современной бронемашиной АВ.41 использовалась в составе первого батальона полицейского полка SS «Bozen» (SS-Pol.Rgt.Bozen) под названием "Panzerspähwagen Lancia 1ZM (i)", дислоцировавшегося в Южном Тироле. Выполняя полицейские задачи полк вплоть до мая 1944 года вёл боевые действия против итальянских и югославских партизанских отрядов в районе Истрии. С июня 1944 по январь 1945 , бойцы полка «Bozen» участвовали в операциях в приморских районах около Пулы и Триеста, в основгом занимаясь обеспечением безопасности городом Пола и Триест-Аббация, а также патрулировали дорогу Санта Лючия – Изонцо. К весне 1945 года германский полк потерял все свои "трофеи" в боях.
Единственный сохранившийся на территории Италии бронеавтомобиль Lancia 1zM хранится в наверно единственном нормальном военном музее страны в Триесте - Civico Museo della Guerra per la Pace Diego de Henriquez.
Бронеавтомобиль Ansaldo AB Lancia 1zM несмотря на изначальные недостатки оказался вполне удачной и сбалансированной машиной, служившей различным хозяевам 25 лет верой и правдой от Балкан до Абиссинии. В отличие от остальных продуктов итальянской технической школы машина применялась не только в собственной армии. Машина входит в узкий список знаковых броневиков Первой мировой войны.
Эта статья часть цикла о броневых машинах Итальянского королевства времени Первой мировой войны. Следующая статья о "колониальных броневиках" будет здесь: Итальянские броневики. Часть 8. FIAT Terni Tripoli. 1918. Прототип специально для ливийского фронта.
Источники:
NEW VANGUARD 261. ITALIAN ARMOURED & RECONNAISSANCE CARS 1911–45.
Tankograd. Militar Fahrzeug 2-2018
Tankograd. Militar Fahrzeug 3-2018
https://www.valka.cz/ITA-Lancia-1Z-1ZM-t237711
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Lancia-Ansaldo_IZM.php
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/italy/lancia_1z.htm
https://topwar.ru/79829-broneavtomobili-lancia-1z-italiya.html
http://www.warwheels.net/LanciaIZM1935Armored%20CarINDEX.html