Найти тему
Remont1969

Итальянский долгожитель. . Часть 7. Lancia 1zM.1935. На новых колесах во Второй мировой.

Созданный в годы Первой мировой войны итальянский броневик Lancia 1zM повоевал составе Итальянских добровольцев в Испании и в составе Вермахта в конце Второй мировой войны. Рассказ об броневике Lancia 1zM последней модернизации 1935 года в этой статье.

Ansaldo Autoblinda Lancia 1zM/Ansaldo AB Lancia 1zM/Lancia 1zM/Броневика Лянча 1ЗетЭм.

Страна: Италия

Производитель: Gio. Ansaldo & C./Шасси Fabbrica Automobili Lancia & C

Год выпуска: 1935 (Модернизация)

Кол-во выпущенных: 44? (121 всего всех серий)

Боевая масса: 3950 кг

Бронирование: 2,5-6 мм

Экипаж: 6

Вооружение: 6,5-mm 3хMitragliatrice Media Fiat M 1914 tipo Aviazione/8 мм Fiat-Revelli Mod. 14/35

Размеры: 6610х1940х2480 мм

Двигатель: 35 л.с., 4940см3, Lancia 1Z

Где посмотреть:

Италия. Civico Museo della Guerra per la Pace Diego de Henriquez, Триест. Via Costantino Cumano, 22, 34139 Trieste TS, Италия

-2

Эта статья часть цикла статей об итальянских бронеавтомобилях Первой мировой войны. Предыдущую часть истории читайте здесь: Итальянский долгожитель. Часть 6. Lancia 1zM. Афганский трофей или сложная судьба одной машины.

В середине 30-х годов итальянская армия явно собиралась воевать в африканской пустыне, наконец закончив отъем своей части мира, как это видели в Италии. С производством совершенно новой бронетехникой было пока не очень хорошо, и военные срочно решили провести небольшую модернизацию уже основательно устаревших Лянча 1zM. Модернизацию провели точечную - заменили только диски с колесами и шинами нормального типа от грузовиков FIAT SPA38. На новые колеса были переставлены все машины, в том числе и редкие сохранившиеся броневики 1-й серии. Третий пулемет не устанавливалсяю

-3

Ещё одним малосущественным изменением было перевооружение на 6,5-мм пулеметы с воздушных охлаждением - Fiat 1914 Tipo Aviazione. На пулеметы с воздушным охлаждением перевооружили по некоторой информации только 4-ре машины ушедшие сразу в Сомали. Проведённая в 1935 года модернизация и ремонт машин вдохнули в старые броневики новую жизнь. И хотя в Италии бронеавтомобили этого типа с 1934 года выполняли только полицейские функции, в колониях боевой работы для них хватало.

Машины Ansaldo AB Lancia 1zM образца 1935 года отличались от ранних машин образца 1918 года новыми пневматическими шинами низкого давления и "грузовыми" дисками с 4-мя отверстиями.
-4

Спустя двадцать лет после Первой мировой машины Lancia 1zM приняли участие в полномасштабной Итало-эфиопской войне (Вторая итало-абиссинская война). Первый год войны не дал итальянцам никаких заметных результатов и в 1936 году, получив подкрепления с континента, армия начала крупномасштабные боевые действия в ходе кампании по оккупации Абиссинии. 33 бронеавтомобиля Lancia 1zM были разделены на две боевые группы. В боях на Северном фронте со стороны Эритреи участвовали девять машин 3-й серии и три двухбашенных Lancia 1zM 2-й серии. Вторая часть машин воевала на основном Южном фронте с 21-м броневиком Lancia 1zM 3-й серии. Обладая полным преимуществом над противником, войну в Абиссинии закончили для итальянцев крайне удачно, если не считать развернувшуюся по всей стране партизанскую войсну. 7 мая 1936-го года король Италии Виктор Эммануил III был объявлен императором Эфиопии, а 1 июня 1936 года Эфиопия, Эритрея и Итальянское Сомали были объединены в одну колонию в составе Итальянской Восточной Африки.

Итальянская бронетехника в Абиссинии
Итальянская бронетехника в Абиссинии

В 1938 году уже в Африке снова была проведена модернизация – бронеавтомобили получили новые 8-мм пулеметы FIAT mod.14/35 с воздушным охлаждением, которые были развитием 6,5-мм модели нормального винтовочного калибра, но уже под итальянский 8-мм патрон. Мощность вооружения машин резко выросла, наконец броневики получили оружие правильного калибра и при этом достаточно надежное. Lancia 1zM оставались на территории Северо-Восточной Африки до окончательного разгрома стран Оси. В 1941 году приняли участие в боях с войсками Британского Содружества.

FIAT mod.14/35
FIAT mod.14/35

1936 год стал годом воскрешения надежд Италии на своё великое имперское будущее и ведущую роль страны как влиятельного игрока в европейской и мировой политике. В середине 1936 года Италия активно поучаствовала в Гражданской войне на стороне мятежного генерала Франко, вместе с итальянскими «добровольцами» из CTV (Corpo Truppe Volontarie Italia) в Испанию прибыло восемь бронеавтомобилей Lancia 1zM, в том числе и наверно последний сохранившийся двухбашенный Lancia 1Z. 22 ноября 1936 года подразделение из 8-ми броневиков высадилось в Кадисе и сразу отправилось в бой. Быстро стало понятно, что тонкая броня, всегда бывшая недостатком этих машин, в 1936 году стала критической проблемой. Понять логику итальянцев, отправивших устаревшие не только морально, но и технически, броневики, которые пробивались даже винтовочными пулями сложно, наверное в этом случае главным считалось участие в проекте передела Европы, а не результат.

Lancia 1zM в Испании
Lancia 1zM в Испании

Итальянские бронеавтомобили в составе добровольческой бригады (Corpo Truppe Volontarie Italia) принимали активное участие в боях за Аликанте и Сантандер, держась подальше от противотанкового оружия и советских боевых машин, встреча с которыми для тонкокожих итальянцев была бы смертельной. Последней операцией, в которой принимали участие бронеавтомобили Ансальдо-Ланча, были бои в Каталонии. К окончанию войны пять бронемашин было потеряно, а три уцелевших Lancia 1zM, среди которых был и один "неубиваемый" двухбашенный 1-й серии, прошли на военном параде победителей в Барселоне 21 февраля 1939-го года.

Парад в Барселоне, 21 февраля 1939
Парад в Барселоне, 21 февраля 1939

По состоянию на июнь 1940 года итальянская армия располагала 43 бронеавтомобилями Lancia 1zM, сведенными в 6 эскадронов. Но в боевых действиях машины активного участия не принимали, выступая как вспомогательные или учебные. Противопартизанская война на Балканах была основной боевой работой модернизированных броневиков. Но 3 сентября 1943 года все коренным образом изменилось. Италия капитулировала перед союзника и германская армия разоружила итальянскую армию и фактически оккупировала страну, создав марионеточную Итальянскую Социалистическую республику. Одной из редких частей, оказавшей сопротивление немцам, стал стал 319-й пехотный батальон (CCCXIX° battaglione fanteria carrista), дислоцированный на Родосе. В ходе боёв участвовали броневики Лянча 1zM. Немцы захватили две поврежденные машины.

-9

Особого интереса захваченные броневики типа Лянча 1zM для немцев не представляли, но по крайней одна машина вооруженная FIAT mod.14/35 вместе с более современной бронемашиной АВ.41 использовалась в составе первого батальона полицейского полка SS «Bozen» (SS-Pol.Rgt.Bozen) под названием "Panzerspähwagen Lancia 1ZM (i)", дислоцировавшегося в Южном Тироле. Выполняя полицейские задачи полк вплоть до мая 1944 года вёл боевые действия против итальянских и югославских партизанских отрядов в районе Истрии. С июня 1944 по январь 1945 , бойцы полка «Bozen» участвовали в операциях в приморских районах около Пулы и Триеста, в основгом занимаясь обеспечением безопасности городом Пола и Триест-Аббация, а также патрулировали дорогу Санта Лючия – Изонцо. К весне 1945 года германский полк потерял все свои "трофеи" в боях.

-10

Единственный сохранившийся на территории Италии бронеавтомобиль Lancia 1zM хранится в наверно единственном нормальном военном музее страны в Триесте - Civico Museo della Guerra per la Pace Diego de Henriquez.

Бронеавтомобиль Ansaldo AB Lancia 1zM несмотря на изначальные недостатки оказался вполне удачной и сбалансированной машиной, служившей различным хозяевам 25 лет верой и правдой от Балкан до Абиссинии. В отличие от остальных продуктов итальянской технической школы машина применялась не только в собственной армии. Машина входит в узкий список знаковых броневиков Первой мировой войны.

-12
Эта статья часть цикла о броневых машинах Итальянского королевства времени Первой мировой войны. Следующая статья о "колониальных броневиках" будет здесь: Итальянские броневики. Часть 8. FIAT Terni Tripoli. 1918. Прототип специально для ливийского фронта.

Источники:

NEW VANGUARD 261. ITALIAN ARMOURED & RECONNAISSANCE CARS 1911–45.

Tankograd. Militar Fahrzeug 2-2018

Tankograd. Militar Fahrzeug 3-2018

https://www.valka.cz/ITA-Lancia-1Z-1ZM-t237711

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Lancia-Ansaldo_IZM.php

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/italy/lancia_1z.htm

https://topwar.ru/79829-broneavtomobili-lancia-1z-italiya.html

https://bolidirossicamicienere.wordpress.com/2018/12/21/autoblinda-ansaldo-lancia-1z-museo-della-guerra-per-la-pace-diego-de-henriquez/

http://www.warwheels.net/LanciaIZM1935Armored%20CarINDEX.html

Авто
5,66 млн интересуются