Что тебе снится крейсер «Аврора»?
Зимой круизная жизнь замирает, а знаете ли вы, где полгода холодов и метелей пережидают теплоходы? Давайте заглянем в «зимнюю берлогу» к нашим речным друзьям и узнаем где и как отдыхают круизные лайнеры в период межсезонья.
В конце каждой навигации теплоходы отправляются в затоны — это речной залив значительных размеров, защищённый от ледохода и течения, удобный для зимовки или постоянной стоянки судов. Для каждого лайнера место определяется заранее. Так, например, в подмосковном городе Долгопрудный, на канале имени Москвы, в «Московском яхтенном порту» (Хлебников затон) зимуют 11 теплоходов, на которых наверняка кто-то из вас уже путешествовал.
Здесь отдыхает знаменитый четырехпалубник «Михаил Булгаков», который кстати одним из первых открывает навигацию 2021 года рейсом «Москва-Тверь-Мышкин-Углич-Москва» с 30 апреля по 03 мая 2021 г. Также в Хлебниковом затоне зимуют теплоходы класса Люкс: «Александр Грин», «Княжна Виктория», «Россия». Из Премиум-сегмента здесь можно встретить теплоходы: «Сергей Есенин», «Андрей Рублев», «Илья Репин», «Василий Суриков» и другие.
Как «подснежники» укрытые уютной снежной шапкой, круизные лайнеры тихонечко «спят» в плену ледяной бухты.
Кстати, толщина льда в затоне зимой достигает 20-30 сантиметров, что позволяет обслуживающему персоналу спокойно перемещаться между судами.
Немного из истории канала имени Москвы.
Канал имени Москвы (сокращённо КиМ) соединяет реку Москву с Волгой, именно поэтому до 1947 года канал назывался Москва-Волга. В 1947 г., в связи с 800-летием Москвы, канал был переименован в честь столицы. Общая длина КиМ — 128 км. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням, первая высотой 6 метров, а последующие четыре — 8 метров; на концах ступеней размещены шлюзы. Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы — ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5 — 2 км³ воды. Канал обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области— всего на канале 8 ГЭС, создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Именно благодаря системе каналов: Беломорканал, Волго-Донской канал, за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.
Канал им. Москвы в 2022 году будет отмечать 85-летие. В 1937 году специально для канала Москва-Волга на заводе «Красное Сормово» (Горький) была построена флотилия совершенно новых по техническим характеристикам и дизайну комфортабельных пассажирских судов. Самыми большими из них были четыре теплохода на 205 пассажиров: «Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов».
Именно эти первые советские теплоходы, наряду с актрисой Любовью Орловой стали главными героями музыкальной комедии «Волга, Волга». Любимый фильм вождя всех времен и народов Иосифа Сталина должен был наглядно продемонстрировать всему миру и собственному населению достижения Советского Союза 1930-х годов.
Канал Москва-Волга и идущие по нему новые советские теплоходы стали своего рода символом той эпохи.
С того времени, в эксплуатации на канале остался единственный легендарный отреставрированный теплоход «Максим Горький» 1934 года постройки.
Как готовят теплоходы к зимней спячке.
В конце сезона команда теплохода во главе с капитаном и технической службой бережно готовят судно к зимней консервации. Это достаточно ответственная работа, так как готовность судна к межнавигационному отстою проверяет специальная комиссия, которая в соответствии с правилами технической эксплуатации, пожарной безопасности и судовой технической документацией одобряет отправку судна на «зимний покой».
В период зимовки с теплоходов снимают все спасательные средства и в обязательном порядке проверяют их.
Теплоход в буквальном смысле «раздевают», снимая весь текстиль: шторы, постельное белье, скатерти, ковролин — все отправляется в химчистку или прачечную. Если что-то необходимо обновить, то в этом случае закупаются новые комплекты к началу навигации. Вообще, ежегодно к началу навигации на многих теплоходах что-то улучшается, обновляется, перестраивается, оформляется — творческий процесс в дизайне и технический прогресс бесконечны.
Кстати, о дизайне. Когда в 1959 году Никиту Сергеевича Хрущева пригласили на новый теплоход «Добрыня Никитич», поднявшись на борт трехпалубника, он настолько был поражен комфортом и внутренней отделкой, что воскликнул: «Вот это роскошь для советского трудящегося!», демонстративно снял ботинки и пошел по теплоходу босиком. Вся делегация, все приглашенные гости вслед за лидером тоже сняли ботинки и пошли инспектировать теплоход в одних носках. Бахилы, как полезное изобретение человечества на тот момент еще не были известны советскому пролетариату.
Кстати, обычай разуваться перед заходом на борт теплохода до сих пор остается в круизах по реке Меконг (самая большая река на полуострове Индокитай), но там этот обычай берет свое начало от элементарной санитарной безопасности — ботинки снимают, чтобы не занести на пароход заразу.
В конце 70-х годов на Волгу начали приходить теплоходы 301 и 302 проектов: «Санкт-Петербург», «Федор Достоевский», «Дмитрий Фурманов», «Княжна Виктория», «Александр Пушкин» и многие другие. На сегодняшний день они составляют основу круизного флота Российской Федерации.
В тот момент, когда они приходили, все люди кричали: «Какие ужасные чемоданы!» Сегодня про новые теплоходы «Мустай Карим», и «Петр Великий», люди говорят то же самое. Но рано или поздно новые теплоходы становятся нам близки и любимы, и мы привыкаем к их дизайну.
На время зимовки теплоходы в затоне разводят на некоторое расстояние, чтобы лед не повредил корпуса. Также расстояние между судов необходимо для ремонтных работ и покраски.
К концу февраля теплоходы потихоньку «просыпаются» и жизнь в затоне оживает, начинают работать покрасочные бригады, механики, выводиться экипаж. А в конце апреля над Хлебниковым затоном уже слышен звук работающих теплоходных двигателей.
Уже через пару месяцев откроется навигация-2021 и белоснежные красавцы снова будут готовы катать вас по речным просторам нашей страны. Ну а пока есть время выбрать подходящий теплоход и маршрут. На сайте kruiz.online представлено на выбор более 100 теплоходов для самого взыскательного речного путешественника.