Найти в Дзене
sevprostor

Обзор нашего нового вездехода и первая поездка на нем

В прошлый раз я написал, как мы купили вездеход, который давно и очень сильно хотели иметь, а сейчас я опишу его более подробно. Все-таки техника интересная, и лично я от нее в полном восторге. Мы пока только знакомимся с нашей новой машиной, и поэтому чтобы понять, как она едет, какие имеет недостатки, и вообще — каково это, мы отправились в нашу первую пробную поездку по окрестностям деревни.

Вот такая вот машина
Вот такая вот машина

Естественно, что до этого я немного катался вокруг дома, чтобы освоиться с управлением, но такие короткие выползания на свой собственный участок, разумеется, ничего не говорили об эксплуатационных качествах. Но сперва я напишу о чисто технической части.

Моторно-трансмиссионный отсек. После не совсем удачной замены масла и ОЖ он выглядит несколько грязноватым, но это не беда
Моторно-трансмиссионный отсек. После не совсем удачной замены масла и ОЖ он выглядит несколько грязноватым, но это не беда

Вездеход построен по вполне классической для таких машин схеме, то есть в основе конструкции лежит корыто, сваренной из 2-милиметровой стали (на днище 3мм), в передней части которого находится ведущий мост (ВАЗ-классика), а в задней — двигатель и коробка передач (ВАЗ 21083). Механизм поворота, разумеется, самый простейший, дифференциальный, то есть машина имеет 2 независимых бортовых тормоза, и если один из них зажать, то гусеница другого борта начнет двигаться быстрее, и она повернет.

Бортовой тормоз на ведущей звезде
Бортовой тормоз на ведущей звезде

Признаться, поначалу я относился к такому механизму поворота весьма скептически. Дело в том, что не имея никакого реального опыта с гусеничными вездеходами, прежде я довольствовался только чтением форумов строителей и любителей подобной техники (иногда, в течение нескольких лет), и там часто высказывалась мысль о том, что дифференциальный поворот является самым «нежным», неудобным и ненадежным. Куда лучше, мол, использовать бортовые фрикционы или какой-то планетарный механизм, который считается венцом кустарного вездеходостроения.

Вид из салона в МТО. Здесь видно и отопитель, и часть коробки передач, и туннель, в котором проходит кардан
Вид из салона в МТО. Здесь видно и отопитель, и часть коробки передач, и туннель, в котором проходит кардан

Но постепенно я начал замечать, что подавляющее большинство гусеничных машин все-таки строится именно со свободным дифференциалом, так как это наиболее просто и дешево, и к тому же, в машину массой менее тонны очень трудно засунуть какую-то другую систему, если только ты не обладаешь целым заводом, способным изготовить что угодно. К тому же, вся критика бортового поворота в целом сводится к перегрузкам, возникающим в самом дифференциале, а ведущие звездочки нашего вездехода довольно малы, и подобные машины успешно ползают по заболоченным просторам нашей Родины, и никто на них особо не жалуется.

Ведущий мост со свободным дифференциалом. Так же тут видно один из тормозных цилиндров и его ВУТ
Ведущий мост со свободным дифференциалом. Так же тут видно один из тормозных цилиндров и его ВУТ

В общем, не вдаваясь в подробности, скажу, что на деле черт оказался вовсе не так страшен, как казалось теоретически, и вездеход легко управляется в самых разных условиях. Просто иногда, например, его приходится подруливать при прямолинейном движении, или, скажем, есть определенная специфика при преодолении чего-нибудь вроде особо фигурного косогора.

Общий вид водительского места
Общий вид водительского места

При всем при этом у нас имеется 2 вакуумных усилителя тормозов, с которыми на ходу можно непринужденно тянуть рычаги хоть двумя пальцами. К слову сказать, даже раскрученный «Шерп» тоже поворачивает за счет все того же дифференциала (пускай и КАМАЗовского), но если пневмоход имеет огромные колеса и действительно при таком подходе требует бортовых редукторов, то как я говорил выше, у правильного гусеничника ведущие звезды и так небольшие, что очень облегчает жизнь всей трансмиссии без всяких дополнительных передач.

Коробка передач. Карданный вал, идущий к мосту, подключен к одному из приводов заваренного дифференциала этой "переднеприводной" КПП. Кстати, удаление грязи из корыта - это целая проблема
Коробка передач. Карданный вал, идущий к мосту, подключен к одному из приводов заваренного дифференциала этой "переднеприводной" КПП. Кстати, удаление грязи из корыта - это целая проблема

Но покончим с механикой, перейдем к нашей первой полноценной поездке! Вообще, любой первый нормальный опыт на любом нормальном транспортном средстве всегда производит несколько ошеломляющий эффект. Тут все было точно так же. Я уже умел рулить и трогаться так, чтобы не глохнуть и не дергаться, и когда все эти базовые навыки есть — что на яхте, что на вездеходе — ты, на ходу, временами, начинаешь чувствовать настоящую эйфорию. Ко мне это чувство пришло, как только мы съехали с дороги в поле и отправились искать старую переправу через ручей с тем, чтобы попытаться разведать путь к одному интересующему меня месту.

Здесь можно ехать прямо, ни о чем не думая
Здесь можно ехать прямо, ни о чем не думая

В целом машина шла по глубокому снегу примерно так же, как она ехала по дороге, разве что она стала меньше грохотать и трястись, а повороты тут давались несколько сложнее. Было жутко приятно подминать под себя разные кусты и переваливаться через ямы, зная, что ты тут точно не застрянешь и тебе за это, что называется, ничего не будет. Это я вспоминал опыт езды на мотособаке, на которой всегда нужно было думать заранее, что ты будешь делать, если впереди окажется что-то непроходимое и тебе придется выезжать назад. К тому же кусты и мелкие деревья ей не поддавались, а сейчас мы просто двигались по намеченной линии, ни на что не обращая внимания.

Непреодолимый без лебедки ручей
Непреодолимый без лебедки ручей

Переправы в предполагаемом месте не оказалось, и без лебедки ручей был бы непреодолим (лебедку мы скоро купим. но прямо сейчас ее у нас нет). Поэтому, немного поглазев на заснеженные красоты, мы решили вернуться на лесовозную дорогу, просто прорезав поле и все заросли своей машиной насквозь. Вот там-то мостик через этот ручей уже был: так мы добрались до очередного болота и немного покружили по нему. Кстати, погода до этого стояла теплая, и поэтому в наших же следах, уже по возвращении, я видел воду. То есть машина фактически ехала по легкому слуду, но я этого даже не замечал и никак не чувствовал. Однако, на огромном открытом болоте, где можно было быстро ехать в течение долгого времени и ни о чем не думать, мы столкнулись с одной небольшой проблемой вездехода, о которой меня предупреждал разработчик: его двигатель в таком режиме может перегреваться.

На болоте
На болоте

Описывая техническую часть я не рассказывал подробно о двигателе и его системе охлаждения, но здесь, на моторе 21083 используется радиатор от 2110, который установлен непосредственно в МТО и охлаждается десяточным же вентилятором с термореле. Конечно же, вездеход — это не легковой автомобиль, несущийся по шоссе и хорошо обдуваемый встречным потоком воздуха. Тут радиатор находится внутри железного ящика, и штатного вентилятора при продолжительной работе на высоких оборотах явно не хватает. Так что иногда нам ненадолго приходилось останавливаться и ждать, пока стрелка указателя температуры не встанет опять на середину шкалы. Кстати, сразу признаюсь, что с этим двигателем у нас по началу возникли некоторые проблемы, и о том, как мы их решали я напишу в следующий раз, но в целом все было в пределах нормы, и покатавшись по болоту, мы решили, что на сегодня впечатлений уже хватит — надо было поворачивать домой.

Мы очень любим болота
Мы очень любим болота

Едучи по лесовозке через поля, я обратил внимание на торчащие где-то за перелеском крыши домов одной из наших деревенек и подумал, что почему бы просто не взять и не подъехать к ним. Раньше мы ни разу к этим домам не подходили, так как подобраться к ним нелегко ни на собаки, ни на машине, но теперь мы ехали на вездеходе. И действительно, я просто свернул с дороги, и не обращая внимание вообще ничего, скоро мы уже остановились возле одного из покосившихся домов. Вот, кстати, дальше есть видео с этой поездки:

Вот тут я, наконец, испытал настоящее счастье. Мы, по сути, находились на забросе, подъехав к нему вот так вот просто, и глядя с пригорочка, я уже мысленно чертил линию, по которой мы двинемся отсюда дальше, когда вдоволь нагуляемся среди старых изб. Воображаемая линия пролегала прямо через известную всем топь, через кусты и кочки, через которые ни за что не получилось бы проехать ни на чем, кроме гусениц. Что же, похоже, теперь перед нами, и в самом деле, открываются совершенно новые возможности, которые мы теперь будем постепенно реализовать, дорабатывая и совершенствуя наш инструментарий, главным элементом которого стал наш новый вездеход.

Просто изба
Просто изба

Тем не менее, косяки тоже оказались многочисленными. Тут можно почитать про проблемы нашего вездехода, вылезшие сразу после покупки.