Авиационные механики, техники самолетов, инженеры, специалисты авиационного тыла, средств связи и радиотехнического обеспечения полетов — это люди, которые, как и летчики, любят небо и авиацию. Самолеты, как известно, сами не летают, и летчики могут добиться успехов и побед только будучи уверенными в их исправности и надежности при боевом применении.
Недавно авиационный мир отметил 125-летие со Дня рождения выдающегося советского и белорусского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого, который начинал свой путь в авиации инженером-механиком. Этот материал также о двух белорусах: авиационном механике прошлого столетия и авиационном технике самолета, нашем современнике, которые внесли существенный вклад в становление и развитие отечественной авиации.
Механик Валерия Чкалова Василий Бердник
Первые сведения об авиационном периоде в жизни Василия Ивановича Бердника относятся к 1920 году, когда его зачислили в 3-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После гражданской войны в течение 8 лет он был летающим механиком Русско-Германского общества воздушных сообщений «Дерулуфт», затем работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского. В этот период он участвует в подготовке самолета АНТ-25, на котором экипаж прославленного советского летчика Валерия Павловича Чкалова совершил знаменитые беспосадочные дальние перелеты. В годы Великой Отечественной войны младший техник-лейтенант Василий Бердник служил в авиационном полку, перегонявшем американские самолеты с Дальнего Востока, награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
Жизненный же путь Василия Бердника начался в деревне Блудень, ныне это агрогородок Первомайская Березовского района Брестской области в 1896 году. Родился он в многодетной крестьянской семье, тяжелый труд на земле был укладом жизни всей семьи. Василий так же добросовестно пахал и сеял, но все же тянуло его к технике, что потом и определило его судьбу.
В 1915 году, будучи мобилизованным в царскую Армию, воевал на фронтах 1-й мировой войны, поддержал Октябрьскую революцию и сражался в рядах Красной Армии. Проявил себя смелым бойцом, о чем свидетельствует Грамота Реввоенсовета 11-й (Кавказской) армии, подписанная Г. К. Орджоникидзе. Как удалось установить из документов личного архива Василия Ивановича, хранящихся у его родственников, в начале 1920 года командование удовлетворило просьбу Бердника, с учетом обучения в двухклассном министерском училище с ремесленным уклоном его зачислили в авиационный отряд. Несмотря на то, что самолетный парк отряда составляли старенькие, не раз ремонтированные «Ньюпоры» и «Сопвичи», а размещаться приходилось подчас прямо под крылом, моторист Василий Бердник был безмерно горд, усердно осваивал технику. Он набирался опыта у тех специалистов, которые еще в империалистическую войну обслуживали самолеты, и вскоре из мотористов вырос до механика.
По окончании гражданской войны Бердник, как один из лучших авиационных механиков, с отличной характеристикой красноармейца, был отобран в качестве летающего механика в создаваемое Русско-Германское общество воздушных сообщений «Дерулуфт». За 8 лет он налетал на линиях Москва — Кенигсберг и Москва — Берлин более 500 тысяч километров (так тогда считали). В документах «Дерулуфта» находим и строку из характеристики на В.И. Бердника: «Не имел вынужденных посадок самолетов по его вине».
Василий Бердник был увлечен авиационной техникой, в свободное от полетов время работал в ремонтных мастерских общества и досконально изучил материальную часть самолетов. Все это и сыграло решающую роль в том, что его в 1932 году пригласили механиком в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского. Это совершенно иной уровень работы, но и здесь Бердник зарекомендовал себя высококлассным специалистом, о чем свидетельствует награждение его Грамотой с формулировкой: «За плодотворную и ударную работу в области испытаний и доводок опытных самолетов».
Затем его включили в группу инженера-испытателя Е.К. Стомана, которая готовила самолет АНТ-25 для дальних беспересадочных перелетов — дело особой государственной важности.
Первый перелет экипажа в составе Чкалова, Белякова и Байдукова из подмосковного аэродрома Щелково на Дальний Восток состоялся 20 июня 1936 года — через 56 часов 20 минут АНТ-25, пройдя 9347 километров, совершил посадку на остров Удд. Экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза, а техническая группа Стомана награждена орденами, в том числе и наш земляк Бердник — орденом Красной Звезды! А Валерий Чкалов опубликовал в газете «Правда» статью, в которой дал отличную характеристику созданному самолету АНТ-25, а также отметил огромную роль наземного состава в подготовке техники к перелету: «Сколько бессонных ночей провели около самолета работники завода опытных конструкций, специалисты ЦАГИ во главе с неутомимыми Бердником и Стоманом! Сколько сил вложено ими в каждую деталь гигантской машины!» Какая высокая оценка, не правда ли!
Одиннадцать месяцев спустя, в июне 1937 года экипаж Чкалова совершил новый выдающийся перелет, теперь через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. В своей книге «Чкалов» Г. Ф. Байдуков напишет: «Как и в прошлом, 1936 году, за своевременную подготовку всей материальной части самолета и проведение испытаний в воздухе отвечал ведущий инженер Стоман. Бортмеханик Бердник и его мотористы Карганов и Авданкин отвечали за подготовку самолета и моторного оборудования к испытательным полетам и перелету». Кстати, Василию Берднику и его товарищам была уготована и командировка в США для частичного демонтажа АНТ-25 и отправки его на родину пароходом, именно за этой работой он и запечатлен был на фотографии в американской газете.
В годы Великой Отечественной войны младший техник-лейтенант Бердник в действующей Армии принимал и готовил к перегонке на фронт американских самолетов, поступающих в Советский Союз по ленд-лизу.
Трудная, не всегда сытая молодость, участие в трех войнах, постоянный напряженный ритм работы серьезно подорвали здоровье Василия Бердника. Проживая по окончании Великой Отечественной войны в Москве, он ежегодно летом приезжал в Беларусь, родные края — луга, поля и леса благотворно сказывались на его самочувствии. В 1957 году при его непосредственном участии в родной деревне у здания железнодорожной станции Береза-Картузская состоялось открытие памятника Валерию Чкалову. Символично, что командир АНТ-25 встал на пьедестал на родине механика, который готовил самолет для свершения легендарных перелетов! А спустя год Василия Бердника не стало, по его желанию он похоронен на земле предков.
Валерий Головейко — техник, достигший командирских высот
Подполковник запаса Валерий Николаевич Головейко успешно командовавший на протяжении 8 лет войсковой частью 23324, входящей в состав Военно-Воздушных Сил и войск ПВО Республики Беларусь, начинал свою службу в авиации техником самолета. На вопрос, что привело белорусского парня из города Березы Брестской области в Васильковское авиационно-техническое училище, он ответил сам: «Отец мой служил в 927-м истребительном авиационном полку механиком. Вырос я в авиационном городке, где практически все разговоры велись на авиационные темы, а в небе над городом стремительно проносились краснозвездные самолеты. Поэтому и решил — только в авиацию, а так как тянуло к технике, то и выбор пал на специальность «самолет и двигатель».
Годы учебы пролетели быстро и в 1986 году лейтенант Валерий Головейко возвращается в родной город и становится авиационным техником совершенного на тот период самолета МИГ-29, чем был, безусловно, горд. Благодаря опытному наставнику майору И. И. Симонову он быстро вошел в строй, качественно готовил свой истребитель к полетам, не имея замечаний от летчиков и предпосылок к летным происшествиям. Об этом говорят и майор в отставке В. К. Куликов, тогда заместитель командира авиаэскадрильи по инженерно-авиационной службе и полковник в отставке военный летчик-снайпер А. Б. Кравченок, командовавший 927-м истребительным авиаполком, отмечая грамотность техника самолета Головейко, его старательность и высокую степень ответственности за поддержание вверенного ему самолета в постоянной боевой готовности.
Надо отметить такой факт — когда Альфред Кравченок пришел в полк после летного училища, авиационным механиком на его самолете был Головейко-старший, отец Валерия. Пройдя ряд должностей инженерно-технического состава, и будучи уже специалистом 1-го класса, Валерий Головейко был назначен начальником газообеспечивающего подразделения авиационной базы, где показал себя не только грамотным специалистом, но и умелым руководителем. После расформирования 927-й авиабазы капитан Головейко продолжил службу в 2060-й базе хранения и ремонта техники Военно-Воздушных Сил, вскоре став заместителем командира по вооружению-начальником технической части. Объем работы и обязанностей по должности стал значительно большим, но не в характере Валерия Головейко было отступать. Детально планируя каждый служебный день, по вечерам изучая регламентирующие документы и материальную часть хранимой наземной авиационной техники, не стесняясь и учиться у начальников отделов хранения, он добился четкой и ритмичной работы подчиненных. О нем заговорили как о перспективном офицере.
В 2007 году майору Головейко доверяют командование войсковой частью, в течение восьми лет 2060-я база хранения и ремонта техники постоянно удерживала передовые позиции. Вот лишь несколько штрихов, характеризующих стиль руководства командира войсковой части Валерия Головейко. Был случай, вышел из строя важный узел станции космической связи, а специалисты гражданского предприятия запросили за его ремонт у Министерства обороны страны «космическую» сумму денежных средств. За работу взялись специалисты 2060-й базы. Справились, и во многом благодаря личному контролю и помощи командира.
Когда коллектив базы отмечал 20-летие, в части побывал корреспондент газеты «Во славу Родины». Он задал вопрос командиру: «Какая черта характера, может, наиважнейшая, должна быть присуща руководителю воинского коллектива?», на что Головейко ответил: «Справедливость».
Командир войсковой части подполковник Валерий Головейко неоднократно заслуженно поощрялся, в том числе министром Обороны, в его активе ряд государственных наград Республики Беларусь: медали «За отличие в воинской службе», «За безупречную службу» 3-й и 2-й степеней. В 2015 году, имея 32 года выслуги, Валерий Головейко уволился в запас, но по-прежнему в Вооруженных Силах, правда, в качестве гражданского специалиста.
Автор статьи: Владимир Касьянов
Автор фото: из открытых источников