Найти в Дзене
АВТОреальность

Лада Тарзан – чем интересен внедорожник и за сколько его можно купить сегодня

В 90-е годы прошлого столетия хорошие дороги даже в крупных городах были редкостью, снег убирать не спешили, да и рыбаков с охотниками меньше не становилось. Поэтому те времена ознаменовались в России смелыми экспериментами с полным приводом. Ведь существующие на рынке Нивыи УАЗы устраивали далеко не всех. Для кого-то проходимость была недостаточной, для кого-то избыточной, а уж об уровне комфорта в этих автомобилях и говорить не приходится. Поэтому автопроизводители выкручивались как могли. Добавляли серийным легковушкам полный привод (Иж 2126 Ода), делали принципиально новые типы машины (полноприводный минивэн Ваз 2120 Надежда), либо вообще создавали новые марки (Derways Cowboy).

Тарзан (кузов 2112) (иллюстрация WikimediaCommons/автор ShinePhantom/лицензия CC BY-SA)
Тарзан (кузов 2112) (иллюстрация WikimediaCommons/автор ShinePhantom/лицензия CC BY-SA)

Об одном таком смелом проекте и пойдет речь сегодня. Лада Тарзан была создана еще в 1996 г. путем скрещивания шасси от Нивы и кузова от «восьмерки». Сделали эту машину сотрудники АвтоВАЗа, но в нерабочее время. Официально завод не имел к ней никого отношения.

Проект оказался удачным и коммерчески успешным, поэтому существует аж 3 поколения таких машин:

1 поколение Тарзана выпускал с 1998 по 2003 г. официальный вазовский дилер в Тольятти «Лада Консул».

Тарзан (кузов 2109) (иллюстрация из объявления на сайте Avito.ru)
Тарзан (кузов 2109) (иллюстрация из объявления на сайте Avito.ru)

Рецепт создания был прост, но элегантен:

  • стальная рама;
  • кузов от серийных ВАЗ (сначала 2108 и 2109, потом 2111 и 2112);
  • стандартное шасси Нивы за исключением задней подвески;
  • задняя независимая подвеска максимально унифицированная с передней;
  • установленный продольно двигатель 1.7 и КПП от Нивы;
  • дисковые тормоза «по кругу».
Карбюраторный мотор от Нивы (иллюстрация WikimediaCommons/авторы dr212/лицензия CC BY-SA)
Карбюраторный мотор от Нивы (иллюстрация WikimediaCommons/авторы dr212/лицензия CC BY-SA)

Из полностью оригинальных деталей помимо рамы были только удлинённый кардан (т.к. база была больше, чем у Нивы) и пластиковый обвес. Кузов стандартный (только чуть подрезанные колесные арки), в салоне из изменений только дополнительные два рычага управления трансмиссией.

Салон отличался от «девятки» только двумя дополнительными рычагами (иллюстрация WikimediaCommons/авторы dr212/лицензия CC BY-SA)
Салон отличался от «девятки» только двумя дополнительными рычагами (иллюстрация WikimediaCommons/авторы dr212/лицензия CC BY-SA)

2 поколение или Тарзан-2 выпускалось уже другой Тольяттинской фирмой ООО «Тема Плюс».

Тарзан-2 (кузов 2111) (иллюстрация из объявления на сайте Avito.ru)
Тарзан-2 (кузов 2111) (иллюстрация из объявления на сайте Avito.ru)

Главное отличие от первого Тарзана – зависимая задняя подвеска. Она хоть и немного ухудшила управляемость на асфальте, но была дешевле, надежнее и ремонтопригоднее независимой схемы. Но зато конструктора пытались усовершенствовать проект. В частности были попытки установки более мощного двигателя, пробовали даже турбодизель 1.7 от Peugeot. Также пытались осовременить управление трансмиссией: вместо рычагов за включение понижайки и блокировку дифференциала стали отвечать кнопки. Установили ГУР (на первых экземплярах руль был очень тугой), по заказу ставили кондиционер.

3 поколение или Тарзан-3.

Тарзан-3 (кузов Калина I) (иллюстрация с сайта Drive2.ru, автор Afona)
Тарзан-3 (кузов Калина I) (иллюстрация с сайта Drive2.ru, автор Afona)

Конструктора не только поменяли кузов на более современный от Калины, но и установили 16-клапанный двигатель. Схема полного привода также изменилась, задний мост стал отключаемым. Таких машин сделали немного, интерес к проекту угасает из-за появления в России огромного количества иномарок на любой вкус и кошелек.

В мечтах поклонников АвтоВАЗа есть даже Тарзан-4 – помесь Нивы и Лады Весты. В интернете разместили эскизы такого автомобиля, но дальше фантазий дело не пошло.

Перспективный Тарзан-4 (кузов Веста) (иллюстрация с сайта Drive2.ru, автор Pikason)
Перспективный Тарзан-4 (кузов Веста) (иллюстрация с сайта Drive2.ru, автор Pikason)

Достоинствами машин являются просторный салон с большим багажником (особенно в случае с кузовом 2111) и комфорт, ведь трансмиссия закреплена на раме и нет характерных для Нивы шумов и вибраций. Главный недостаток тоже давно известен по исходному шасси: двигатель откровенно слаб, динамика никакая. И геометрическая проходимость чуть хуже Нивы из-за увеличившихся размеров. Управляемость на асфальте приемлема, но не более того, все-таки авто не для гонок.

На вторичке машины по-прежнему в цене. Нормальный экземпляр не взять дешевле 300 тысяч. Но тотальная унификация с массовыми машинами делает дальнейшую эксплуатацию практически беспроблемной, в отличии, например, от полноприводной Иж Оды с оригинальной раздаткой и задней подвеской. Ведь даже раму по-прежнему можно купить новую! Всего за 58 000.

Как считаете, что лучше взять Ниву, УАЗ или Тарзан?

Еще статьи по теме:

Авто
5,66 млн интересуются