Опоздавшая к разделу мира Италия после окончания Первой мировой войны развернулась спиной к Европе и начала наводить порядок в захваченных Киринаике и Триполитании. О применявшихся специальных броневиках FIAT Terni Tripoli рассказ в этой статье.
Fiat-Terni Tripoli/Autoblinda FIAT Terni/FIAT Tipo Tripoli/Бронеавтомобиль ФИАТ-Терни Триполи
Страна: Италия
Год выпуска: 1918
Кол-во: 12
Производитель: Acciai Speciali Terni SpA/Шасси FIAT
Бронирование: 4-6 мм
Вооружение: 6,5-мм пулемет FIAT-Revelli mod.1914
Экипаж: 2
Полная масса: 4000 кг
Размеры: 4545х1700х3070
Шасси/Двигатель: FIAT 15ter Militare/Fiat 53A, 4398cm3, 36 л.с.
Эта статья рассказывает о серийном броневике для колониальных войск Италии из цикла статей об Итальянских броневиках Первой мировой войны. Предыдущая статья здесь: Итальянские броневики. Часть 9. FIAT Terni Tripoli. 1918. Прототип с британской головой
Получив по итогам итало-турецкой войны в 1912 году территории вокруг Триполи и Бенгази итальянское правительство хотело не только установить на этой территории "крепкую" власть, но и по возможно максимально расширить её. Главным противником были отряды синуситов, которые даже в какой-то момент получили получили определенную независимость. Но партизанское движение не останавливалось ни на минуту, особенно в регионе Феццане. Начиная с января 1922 года правительство Факта через своего министра по делам колоний Джованни Амендола начало широкую военную кампанию [1], которая вскоре привела к отвоеванию Мисраты [2]. Между 1921 и 1925 годами губернатор Триполитании Джузеппе Вольпи начал новые военные кампании и захватил Мисурату, Гефару, Гебель-Нефузу и Гариан. Генералы Луиджи Bongiovanni и Эрнесто Mombelli при условии, чтобы подавить жесткое сопротивление Сенусся в Киренаиках. Затем Эмилио де Боно в Триполитании и Аттилио Теруцци в Киренаике расширили территорию, находившуюся под контролем Италии. Устав бороться с синуситами британцы передали эти территории в знак компенсации потерь Италии. С этого момента началась "война оазисов". В январе 1922 года начала наступление вглубь Африки. Первым пал оазис Мисурату. Между 1921 и 1925 годами губернатор Триполитании Джузеппе Вольпи захватил оазисы Гефару, Гебель-Нефузу и Гариан. Одновременно с этим были подавлены очаги восстаний в "коренной" Ливии. В 1930-1931-м годах наконец был оккупировал весь Феццан и захвачен оазис Куфра.
Критически важную роль сыграли здесь броневые части итальянской колониальной армии. Наряду с переброшенными в Киринаику Lancia 1zM и танками основу ударной силы составляли специальные колониальные броневики Fiat-Terni Tripoli, поступившие на вооружение в 1919 году. Всего было заказано 12-ть машин, которые были существенно изменены по сравнению с прототипами, испытания которых прошли в Италии и Ливии в 1918-начале 1919 годов. Для серийного производства был выбран вариант с высоким бронекорпусов и низкой башней. Пулеметная башня под один 6,5-мм пулемет FIAT-Revelli mod.1914 была шире, чем на прототипа, но существенно ниже. По своей форме она сильно напоминала башню Lancia 1zM только для одного пулемета - цилиндрическая с конусообразной крышей. Башня имела круговое вращение, но вертикальные углы наводки пулемета были небольшими, что так же было не особенно важно на ливийском театре военных действий.
Башня и корпус боевого отделения имели примерно равный диаметр, кожух подшипника башни заметно выступал за пределы бронекорпуса. Вместо люка в кормовой части машины серийные броневики получили две полноценные двери в бортах совмещенных отделения управления и боевого. Экипаж FIAT Terni состоял из водителя и командира-стрелка. В случае необходимости покинуть машину на поле боя, это можно было сделать быстро и с более безопасной стороны. Врезание двух дверей ослабило бронирование боевого отделения, но в условиях противопартизанской борьбы это было не критично. Конструкция башни позволяла вести огонь в любом направлении и наводить оружие в пределах небольшого вертикального сектора.
Серийные броневики Fiat-Terni Tripoli заметно отличались от обоих прототипов. Главным визуальным отличием было наличие двух дверей слева и справа. Цилиндрическая башня с заметным куполом была заметно ниже башни прототипа, но имела выступающий за пределы боевого отделения погон с подшипником. Запасные колеса располагались на крыше кормового отсека.
Для обеспечения безопасности колоний и борьбы с отрядами синуситов в 1919-м году в Итальянской Ливии были сформированы два бронеавтомобильных эскадрона из 12 броневиков. В одном из них эксплуатировались 12 машин FIAT Terni, а во втором 12-ть переброшенных из Европы Lancia 1zM. Эскадроны участвовали в боевых операциях по подавлению мятежей на захваченных территориях Триполитании и Киренаики и контролю линий снабжения гарнизонов оазисов. Но по большому счету итальянцы никогда не контролировали территорию самой Ливии, кроме крупных городов и оазисов.
В 1923 году ливийские эскадроны были переформированы на более мобильные части. Бал создан эскадрон включавший по два броневика «Триполи», Lancia 1zM и Lanchester. К концу 20-х годов ситуация в Итальянской Ливии стала более спокойной, противники просто устали от непрерывных боевых действий. Изрядно изношенные бронеавтомобили в ожидании замены более совершенными моделями использовались в основном для обучения личного состава. В серьезных боевых столкновениях техника не участвовала. В середине тридцатых годов все имевшиеся в строю броневики «ФИАТ Триполи» были отправлены в резерв и списывали на разборку и утилизацию. К началу второй мировой войны на складах ещё оставалось 6-7 машин.
Легкий и удачно спроектированный броневик FIAT Terni Tripoli стал рабочей лошадкой итальянской колониальной армии в годы "реконкисты" - расширения территории итальянских колоний в Северной Африке. Войдя в историю как броневики "Триполи", эти машины стали одним из самых удачных броневиков Первой мировой. Когда в 1940-м году началась в Африке новая война старым машинам нашли применение, но об этом рассказ в следующей статье.
Эта статья рассказывает о втором прототипе специального броневика для колониальных войск Италии из цикла статей об Итальянских броневиках Первой мировой войны. Следующая статья здесь: Итальянские броневики. Часть 11. FIAT Terni 1932. Убойная модернизация колониальных машин.
Источники:
NEW VANGUARD 261. ITALIAN ARMOURED & RECONNAISSANCE CARS 1911–45.
GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I |
https://topwar.ru/79912-broneavtomobil-fiat-terni-tripoli-italiya.html
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/italy/tripoli.htm
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Fiat-Terni.php
https://www.archeologiaindustriale.org/cento-anni-blindato-fiat-terni/
https://shushpanzer-ru.livejournal.com/1774946.html