Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Воздушный кабриолет. История одного из самых необычных авиапроисшествий США

Что мы знаем о «взрывной декомпрессии»? Наверняка, об этом термине вы слышали в контексте различных авиакатастроф. Если говорить простым языком, то он обозначает резкое падение давления в самолете, приводящее к фатальным разрушениям. Как правило, это обозначает гибель лайнера и всех находящихся на борту. Но в истории было несколько случаев, когда несмотря на, казалось бы, безвыходную ситуацию, пилоты смогли посадить самолет. Подробности ставшего знаменитым рейса 243 — в материале МЛЫН.BY.

Частый цикл

Эта история произошла в 1988 году на Гавайских островах. Этот морской архипелаг, состоящий из множества отдельных островов, довольно густонаселенный. И обеспечение транспортных потребностей жителей выполнялось, как правило, силами авиации. При чем немалой: на многих линиях летали вполне себе вместительные Боинги 737 различных модификаций того времени.

Схема полета злополучного рейса
Схема полета злополучного рейса

Очередной, вроде бы рядовой рейс Боинга 737-297 запланировали на 28 апреля 1988-го. Маршрут для пилотов был привычным — всего 35 минут от городка Хило до столицы Гавайев Гонолулу. И это с учетом взлета и посадки.

Пару слов стоит сказать о воздушном судне и экипаже. На тот момент лайнеру уже исполнилось 19 лет. На самом деле, при должном обслуживании для авиации этот возраст совсем небольшой. Хотя одна особенность у самолета все же была. Учитывая то, что он использовался на коротких расстояниях, лайнер имел относительно маленький налет — всего 35 396 часов. При этом количество циклов почти достигло отметки в 90 тысяч. Немалая нагрузка. Управляли же самолетом в тот день очень опытные пилоты. Командиром воздушного судна был 44-летний Роберт Шорнштаймер, налетавший более 8,5 тыс. часов. Его коллега — 36-летняя Мэделин Томпкинс — отлетала практически столько же. Также рейс обслуживали три стюардессы.

Ничего примечательного

Традиционный предполетный осмотр лайнера не показал каких-либо отклонений. И в 13:25 по местному времени самолет с 95 людьми на борту, вылетел в Гонолулу. Всего через пол с небольшим часа полета он должен был оказаться в пункте назначения. Да и погода на улице стояла типично гавайская — солнечная.

Взлет и набор высоты прошел словно по учебнику. Но на высоте 7 300 метров с крыши самолета внезапно сорвало около 35 квадратных метров фюзеляжа. В тот же момент командир почувствовал, как лайнер начало будто «перекатывать» по сторонам. А второй пилот обратила внимание на куски обшивки, стремительно отдаляющиеся от лайнера. Одновременно оторвалась дверь кабины, отделявшая ее от салона. Обернувшись, командир увидел «первоклассное голубое небо». К тому моменту скорость самолета достигла 500 километров в час. А температура за бортом установилась на уровне -45°С.

К сожалению, резкий поток воздуха моментально вытянул наружу одну из стюардесс — 58-летнюю Кларабель Лансинг. Однако остальные пассажиры если и пострадали, то незначительно, так как все люди оказались на своих местах и были пристегнуты.

Последствия разрушения
Последствия разрушения

Резкое снижение

Подобная ситуация оказалась для пилотов, мягко говоря, неординарной. Но те смогли быстро взять себя в руки. Шорнштаймер взял управление на себя и принял решение как можно быстро снижаться, запросив при этом экстренную посадку в ближайшем подходящем аэропорту. Воздушная гавань нашлась в городке Кахулуи. Снижение, пусть оно и оказалось крайне резким, проходило вполне штатно, особенно если помнить, что в самолете зияла огромная пробоина.

Получив разрешение, команда стала готовиться непосредственно к посадке. На подлете к полосе пилоты не смогли удостовериться в том, что шасси выпущены по правилам — не сработала лампочка индикатора. Поэтому, пришлось уходить на второй круг. Тогда же сотрудники аэропорта с помощью бинокля убедились: стойка вышла в правильное положение, можно садиться.

Но беда, как говорится, не приходит одна. Снижаясь в очередной раз, в самолете отказал левый двигатель. Впрочем, особой роли это не сыграло — через 11 минут после срыва обшивки судно благополучно приземлилось в аэропорту Кахулуи и смогло остановиться с помощью реверса одного двигателя и штатных тормозов.

Одновременно с остановкой началась эвакуация пассажиров с помощью надувных трапов. Но персонал аэропорта сработал не так слаженно — банально отсутствовали четкие рекомендации на случай внештатных ситуаций. Да и машин скорой помощи на острове было всего две штуки. Поэтому пострадавших вывозили на автобусах местной туристической фирмы. К счастью, кроме уже упомянутой стюардессы, больше никто не погиб. Хотя в окончательных списках пострадавших числилось 65 человек.

-4

Последствия для авиации

Если говорить о конкретно этом самолете, то он подлежали списанию — уж слишком сильны были повреждения. Кроме непосредственно срыва фюзеляжа, практически полностью разрушились жизненно важные стабилизаторы, без которых полет невозможен в принципе. Мелкие повреждения получили крылья и непосредственно двигатели. Да и сам фюзеляж фактически держался словно за счет одного полового покрытия.

Сразу после происшествия началось его расследование. Стартовали и поиски куска оторвавшегося фюзеляжа, хотя в конечном итоге его так и не нашли. Многочисленные исследования показали, что причиной катастрофы стала так называемая «усталость металла», вызванная слишком частыми циклами «взлет-посадка». Ее усугубил тот факт, что самолет эксплуатировался в морских условиях, с высокой влажностью и уровнем соли, которая в купе с первой буквально разъедала металл. Кроме того, комиссия обратила внимание на недостаточную прочность заклепок и эпоксидных связей фюзеляжа.

-5

Происшествие довольно сильно повлияло на развитие авиации в общем. Так, для самолетов данного типа добавили дополнительный слой обшивки, а также изменили процесс изготовления фюзеляжа. Еще специалисты обратили внимание на тот факт, что технический осмотр должен проводиться днем, а не ночью. Иначе техники могли упустить из внимания те, пусть даже мелкие повреждения, которые могут стать фатальными.

Кстати, была у этого происшествия и альтернативная версия. По некоторым данным, изначальное отверстие в фюзеляже было совсем небольшим. Однако при декомпрессии, когда бортпроводницу Лассинг вытягивало из самолета, последняя застряла, что в совокупности факторов привело к еще более фатальным разрушениям. Впрочем, хоть эту гипотезу и рассматривали всерьез, ее так и не признали основной.

Подобный инцидент не мог не найти отражения в американской культуре. Подробности происшествия фигурировали во множестве документальных и даже художественных фильмах, книгах.

Самолет идентичный тому, что участвовал в инциденте
Самолет идентичный тому, что участвовал в инциденте

Что интересно, рейс 243 стал далеко не единственным, с которым приключилась схожая история. Нечто подобное произошло, что интересно, также на Гавайях менее, чем через год. Тогда рейс маршрутом Лос-Анджелес — Сидней едва не потерпел катастрофу после открывания грузовой двери. Резкий перепад давления буквально вырвал один из рядов сидений, унеся за борт девять человек. К счастью, и в этот раз самолету удалось удачно приземлиться в ближайшем аэропорту. Впрочем, ход происшествия и его обстоятельства были, скорее, разными, чем схожими с рейсом 243. Да и повреждения оказались не такими серьезными. В окончательном заключении причину катастрофы связали с недостатками конструкции грузовой двери.

Автор статьи: Алесь Крупский

Автор фото: из открытых источников