Найти тему
Авиационный уголок

Загляните в сопло. Там - форсаж!

Оглавление

Название статьи пришло в голову практически сразу. Это прямая цитата преподавателя по курсу авиационных двигателей :)

Думаю, что пора бы и нам заглянуть в сопло и разглядеть упомянутый форсаж!

Когда заглянул в сопло, а там действительно Форсаж! (Кто понял - тот понял, я - не понял...)
Когда заглянул в сопло, а там действительно Форсаж! (Кто понял - тот понял, я - не понял...)

Жужжащие и грохочущие (опять)

Я уже рассказывал уважаемым читателям о том, какие бывают авиационные двигатели. Сейчас нас интересуют вполне конкретные турбореактивные двигатели.

В нескольких словах - тяга создается вытекающей с огромной скоростью струей раскаленного газа. Сразу оговорюсь, это объяснение на пальцах. Газ, который образует эту струю - это смесь продуктов сгорания топлива и атмосферного воздуха.

Чем сильнее нагрет газ, тем большее (при одинаковом количестве молекул и одинаковом объеме) он создает давление, следовательно, сильнее будет стараться вырваться наружу. Поэтому и стараются поднять температуру перед турбиной, чтобы увеличить тягу двигателя.

Идея форсажа.

Даже после ада из камеры сгорания все равно останется некоторое количество кислорода. Это значит, что можно сжечь еще немножко топлива и еще сильнее поднять температуру. Но лопатки турбины, которым суждено будет принять на себя эту высоченную температуру, могут запросто сказать "пока" и не выдержать таких издевательств.

Поэтому можно дожечь оставшийся кислород в форсажной камере двигателя, которая располагается за турбиной.

Вот примерно так это выглядит в разрезе
Вот примерно так это выглядит в разрезе

А вот и смысл - впрыскивается топливо, смешивается с оставшимся кислородом, сгорает, температура газов поднимается и получается значительный прирост тяги! Выглядеть это будет как огромный язык пламени, выходящий из сопла двигателя:

Русский Витязь на газовочной площадке на форсаже
Русский Витязь на газовочной площадке на форсаже

Кстати, цвет пламени будет определяться полнотой сгорания топлива. Синий цвет - ближе к полному сгоранию, оранжевый - слишком много топлива, менее полное сгорание.

Естественно, форсаж применяется на военных самолетах, потому что требует...

...огромного...

расхода топлива. Ведрами в трубу.

Единственными гражданскими самолетами, имевшими форсаж, были Ту-144 и Конкорд. Вот.

А на дозвуковых лайнерах необходимости в нем нет.

Они ж не боевые.

Спасибо за внимание, подписывайтесь! :)

Авто
5,66 млн интересуются