Найти тему

О библейских смыслах образа «вавилонской блудницы» (Откр.17 – Откр.18)

Ворота Иштар, или «ворота властелинов» в Вавилоне, современная реконструкция, сравн.: «...широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13)
Ворота Иштар, или «ворота властелинов» в Вавилоне, современная реконструкция, сравн.: «...широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13)

Свидетельство о последнем и окончательном суде над «великим Вавилоном», представленное в главах с 17 по 19, звучит в книге Откровение не впервые. Так, в главе 14 конечную участь «великого города», напоившего все народы «вином блуда», возвещал второй из трех Ангелов, летящих друг за другом «по средине неба» (Откр.14:8), — а третий летящий Ангел свидетельствовал о «чаше вина ярости», адресованной тем, кто является частью Вавилона и «поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою» (Откр.14:9-12).

Кроме того, особая «чаша ярости», уготованная Вавилону, упоминалась в главе 16 при излиянии последней седьмой чаши Божественного гнева, соответствующей концу ветхого мира (Откр.16:19), — так что события, описанные в главах 17 и 18, прямо продолжают и завершают те смыслы, которые уже возвещались ранее буквально во всеуслышание (сравн. – «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба… и говорил он громким голосом... пал, пал Вавилон, город великий…», Откр.14:6-8).

При этом в свидетельствах глав 17 и 18 павший Вавилон именуется не только «великим городом», но и «великой блудницей» («город» в греч. языке женского рода, поэтому сочетание «полиса» и «блудницы» выглядит вполне естественно), а панорамы падения этой блудницы сопровождаются множеством не самых очевидных и даже загадочных подробностей, свидетельствующих о ее положении, состоянии, нечестивых мыслях, преступных действиях и т.д., — так что прорисованный тайнозрителю «город-блудница» приобретает ореол таинственности и пополняет число самых ярких и самых обсуждаемых свидетельств книги Откровение.

Что касается толкований этого не вполне очевидного образа, — большинство предложенных богословами вариантов в итоге сводится к тому, что «городом-блудницей» является «великий Рим» и вся Римская империя (а в более общем смысле и все те, кто является или выглядит их «духовными наследниками», включая и папский престол в Ватикане).

(Одним из самых простых и очевидных аргументов в пользу подобного разумения являются слова «избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой» из 1 Пет.5:13, где апостол уподобляет Вавилону столицу великой в те времена Римской империи.

Конечно, в отношении этих слов высказывались и другие предположения, в том числе самые буквальные, согласно которым ап. Петр и ев. Марк во время написания этого послания находились не в Риме, а в Месопотамии. Однако это крайне маловероятно: ни в текстах Нового Завета, ни в жизнеописаниях ап. Петра и ев. Марка нет ни единого намека на то, что они проповедовали в Междуречье, — а процветавший ранее буквальный Вавилон к I веку от Р. Х. был практически заброшен)

Кроме того, необходимо отметить, что среди различных сектантов широко распространена версия, объявляющая «великой блудницей» некую «ложную церковь» и «ложную религию», к которой они относят и Истинную Церковь Христову (другими словами, согласно лжеучениям любой секты все так или иначе причастные к христианству, кроме них самих, являются «блудницами», — но звание «великой блудницы» они оставляют за церквями, сохраняющими апостольскую преемственность и, в отличие от самих сектантов, проповедующими Евангелие все новозаветные времена и во вселенском масштабе).

Так или иначе, за многие века в отношении образа «великой блудницы» было высказано столько различных предположений, что только их перечисление заняло бы не один десяток страниц, — а одной из причин, позволяющих различным псевдохристианским собрания и отдельным самодеятельным толкователям умножать различные «фантазийные» версии, является (кроме всего прочего) то обстоятельство, что «великая вавилонская блудница» открывается в книге Откровение без какой-либо очевидной предыстории, проявляясь в полной мере только в описаниях совершающегося над ней последнего суда.

(Очевидно, что если бы возвещенные тайнозрителю свидетельства сопровождались упоминаниями тех или иных фактов и событий из истории «вавилонской блудницы», — это существенно сократило бы количество выдвигаемых в ее отношении «предположительных толкований»)

И, тем не менее, определенная «библейская предыстория» у этого загадочного образа все-таки есть. Другими словами, у библейской «великой блудницы» есть не только «настоящее», и не только некоторое ограниченное и незавидное будущее, — но есть и свое «пророческое начало», прорисованное в единой череде видений из глав 4 и 5 книги ветхозаветного пророка Захарии.

Так, в главе 4 пророк Захария описывает новозаветный золотой светильник, утвержденный на двух масличных ветвях, — и этот светильник, как уже подробно обсуждалось ранее, вместе с «краеугольным камнем» и «строительным отвесом» выступает символом и образом созидания Небесного града, то есть Торжествующей Новозаветной Церкви. А сразу же после этого, в самом начале главы 5, пророк Захария свидетельствует о «летящем свитке» размером двадцать на десять локтей, — причем в Септуагинте и в церковнославянском переводе этот «летящий предмет» предстает не «книжным свитком», а огромным серпом, имеющим размер ветхозаветного храмового притвора и возвещающим суд над всем без исключения мировым нечестием (Зах.5:1-2).

Другими словами, обозначенный в видениях Захарии новозаветный золотой светильник после утверждения на Сионе «краеугольного камня» принес в мир свет Божественного Откровения (сравн. – Откр.11:3-6), — а летящий «свиток-серп» возвестил времена вселенской жатвы времен Нового Завета, которая представлена в книге Откровение и в образе «пяти месяцев» (Откр.9:10); и в образе «начатков», то есть «первых плодов земли», входящих в вечный удел «Бога и Агнца» (Откр.14:4); и в образах «последней жатвы» из главы 14, и т.д.

Соответственно, и особое «двустороннее» проклятие, заключенное в «летящем свитке Захарии», обрело в новозаветные времена полноту смысла, и раскрылось как весть «горе, горе, горе», адресованная всем «живущим на земле» (Откр.8:13) во времена небесных судов, возвещенных тремя Ангелами, летящими «по средине неба» (Откр.14:6-11). Причем в полном соответствии с другими библейскими прообразами «проклятие летящего серпа» представляется в книге Захарии не только «вселенским», то есть достигающим каждого уголка земли, — но и «адресным», то есть входящим исключительно в «дом воров» (как написано на одной стороне свитка) и «в дом клянущихся ложно» (как написано на другой стороне свитка), сравн.:

Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его (Зах.5:3-4)

При этом весьма знаменательно, что за описаниями грядущего уничтожения «дома татя» и «дома клянущегося ложно» читается свидетельство о поражении нечестия тяжелейшей духовной болезнью, представленной в Пятикнижии Моисея в образе «язвы проказы едкой», — поэтому весь пораженный нечестием «дом» в соответствии с заповедями из книги Левит через «законные» семь дней (а в пророческом смысле — по истечении «второй полной седмины») будет разрушен до самого основания, включая «дерева его» и «камни его» (здесь можно отметить, что «камни» и «дерева» являются библейскими устойчивыми образами, обозначающими людей и ангелов).

Более того, остатки уничтоженного «дома нечестия» в соответствии с заповедями книги Левит будут помещены в «место нечистое», что прямо указывает на упоминаемую в новозаветных текстах «геенну огненную», сравн.:

Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых (от греч. χλωρίζω) или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене, то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней. В седьмой день опять придет священник, и если... язва распространилась... то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое; а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое; и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом. Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали, то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он; должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое (Лев.14:37-45)

(Здесь очень важно, что «зеленоватые ямины», которые окажутся «углубленными в стене», в соответствии со значением греч. слова χλωρίζω имеют тот же «трупный» цвет, что и «бледный» конь четвертого всадника, Откр.6:8)

А затем в той же главе 5 книги Захарии, то есть в продолжение видения летящего «серпа-свитка» и всех связанных с ним смыслов, пророк описывает некую женщину, которая находится «внутри ефы» (т.е. помещена в «самую большую из известных в Израиле мер», проф. Лопухин). Причем и о ефе, и о сидящей в ней женщине говорится, что «это образ их (т.е. образ «татей и клянущихся ложно») по всей земле», — а саму женщину, находящуюся в ефе, Ангел представляет пророку Захарии словами «…эта [женщина] — само нечестие», сравн.:

И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза твои и посмотри, что это выходит? Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле. И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. И сказал он: эта [женщина] - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок (Зах.5:5-8)

При этом положение женщины, помещенной внутрь большой меры, свидетельствует о том, что она была «взвешена» и «измерена» (сравн. с Дан.5:22-28), после чего в рот этой женщины («на отверстие ее») бросается кусок свинца (буквально – «свинцовый камень»), — а далее и мера-ефа, и женщина-нечестие, и свинцовый камень в ее устах отправляются в особое место, где, как сказано, нечестие до времени будет иметь свой «дом», поставленный на соответствующую этому дому основу, сравн.:

И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу? Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе (Зах.5:10-11)

А поскольку «землей Сеннаар» именуется в Св. Писании территория Вавилонского царства (сравн. – Дан.1:2), — полная череда видений из глав 4 и 5 книги пророка Захарии по сути свидетельствует о том, что на горе Божьей (т.е. на Сионе) полагается краеугольный камень (Зах.4:7), на Котором будет созидаться вселенская Новозаветная Церковь (т.е. дом праведности, или дом Божий, 1 Тим.3:15, или Небесный Иерусалим, Пс.121:1-4; 1 Пет.2:6, Гал.4:26), которая является Невестой и Женой Агнца (Откр.21:2, Откр.21:9-10).

При этом «нечестивой альтернативой» небесному Сиону и драгоценному краеугольному камню, положенному в основание Церкви, представляется именно «земля Сеннаар» (т.е. Вавилон), где согласно свидетельству Захарии располагается духовная основа «вселенского дома беззакония», — а верности и чистоте невесты противопоставляется блуд и нечестие «женщины, помещенной в ефу».

И те же смыслы и события прорисованы в книге Захарии в образе летящего серпа-свитка с «двусторонним» проклятием, посредством которого все земные беззакония обличаются, осуждаются и отсекаются от вечности, — а летящая за ним ефа указывает на то, что они ограничиваются и удаляются в «свое место» в «земле Сеннаар», то есть в Вавилон.

(Здесь можно отметить, что «великий вавилон» в библейском смысле выступает не только местом семидесятилетнего «вавилонского плена», но и той землей, где из «обожженных кирпичей» и «земляной смолы» человечество пыталось построить Вавилонскую башню и утвердить тем самым «собственное имя», и где произошло смешения языков, и откуда началось рассеяние по земле разных народов, и т.д., Быт.11:1-9.

А поскольку «кирпично-смоляное» основание вселенского «дома нечестия» в образном смысле находится в Вавилоне, — именно туда в итоге направляется проклятие, заключенное в свитке-серпе, которое исходит «на лице всей земли» для того, чтобы войти «в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно…», и истребить «…его, и дерева его, и камни его», Зах.5:3-4)

Кроме того, весьма знаменательно, что с учетом различных «храмовых» свидетельств в библейском образе «женщины в ефе», удаляемой от града на Сионе «в землю Сеннаар», открывается новозаветное «очищение храма», причем летящий «свиток-серп» размером двадцать на десять локтей выступает особым «пророческим инструментом», отделяющим чистое от нечистого, уподобляясь в этом действии притвору рукотворного храма, ограждающему «Святое святых» Небесной скинии от поднебесного беззакония и нечестия.

Но самое главное свидетельство книги Захарии, указывающее на суть и сущность загадочной «вавилонской блудницы», заключается в том, что поскольку ее дом есть вселенский «дом татя» и «дом клянущегося именем Моим ложно», — именно в этом пораженном проказой доме укрываются до времени все возможные воры, и все разбойники, и все без исключения лжепророки и лжесвидетели, и т.д.

А это означает, что для разумения образа вавилонской блудницы недостаточно видеть в ней «клянущихся именем Моим ложно», то есть знающих Святое Имя Спасителя, но не имеющих права говорить от Его имени (а это не только папский престол Римской церкви, но и все без исключения сектанты, и все самодеятельные толкователи Св. Писания, и т.д.).

У серпа-свитка, направленного на землю для истребления беззакония и нечестия, есть и вторая сторона, определяющая адресатом проклятия «земных татей», — а это означает, что «вавилонской блудницей» являются не только лже-церкви, но и каждый из тех, кто не имеет отношения ни к какой церкви (а это и все адепты всех ложных религий и культов, и все категории неверующих, и т.д.).

(Вопрос о том, почему все вышеупомянутые категории в духовном смысле являются «татями», будет рассматриваться в следующей публикации, — а дополнительные аргументы, касающиеся всеобщей сущности вавилонской блудницы, были представлены в публикации, посвященной Откр.14:8)

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Вавилонская блудница» и пророчества о «надменном человеке» (Откр.17 – Откр.18, Авв.2)

Предыдущая статья: Окончание семи язв последнего гнева: «И град величиною с талант пал с неба на людей...» (Откр.16:21)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #несут они эту ефу чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе, Зах.5:10-11 #один из семи Ангелов сказал мне: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Откр.17:1