.
.
Свидетельство о последнем и окончательном суде над «великим Вавилоном», представленное в главах 17-19, звучит в книге Откровение не впервые. Так, в главе 14 конечную участь «великого города», напоившего все народы «вином блуда», возвещал второй из трех Ангелов, летящих друг за другом «по средине неба» (Откр.14:8), — а третий летящий Ангел свидетельствовал о «чаше вина ярости», ожидающей тех, кто является частью Вавилона и «поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою» (Откр.14:9-12).
И в главе 16 книги Откровение вместе с последней седьмой чашей Божественного гнева упоминалась совершенно особенная «чаша ярости», которая изливается на «великий Вавилон» и соответствует концу ветхого мира (Откр.16:19), — поэтому нет сомнений, что в главах 17 и 18 продолжаются и завершаются те события, которые уже возвещались ранее буквально во всеуслышание (сравн. – «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба… и говорил он громким голосом... пал, пал Вавилон, город великий…», Откр.14:6-8).
При этом в главах 17 и 18 павший Вавилон именуется не только «великим городом», но и «великой блудницей» («город» в греч. языке женского рода, поэтому сочетание «полиса» и «блудницы» в грамматическом смысле вполне естественно), а панорамы ее окончательного падения сопровождаются множеством не самых очевидных и даже загадочных характеристик, касающихся ее положения, состояния, нечестивых мыслей и действий, и т.д., — так что прорисованный тайнозрителю «город-блудница» приобретает ореол таинственности и пополняет число самых ярких и самых обсуждаемых образов книги Откровение.
Что касается истолкований этого образа, — большинство предлагаемых самыми различными авторами вариантов в итоге сводится к тому, что «городом-блудницей» объявляется «великий Рим» и вся Римская империя, а в более общем смысле и все те, кто является или выглядит их «духовными наследниками», включая Ватикан и папский престол.
(Одним из самых простых и очевидных аргументов в пользу подобного предположения являются слова «избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой» из 1 Пет.5:13, где апостол называет «Вавилоном» столицу великой в те времена Римской империи.
Конечно, в отношении этих слов озвучивались и самые буквальные версии, согласно которым ап. Петр во время написания своего послания находился не в Риме, а в Месопотамии. Однако это крайне маловероятно: ни в текстах Нового Завета, ни в жизнеописаниях ап. Петра и ев. Марка нет ни единого намека на то, что они проповедовали в Междуречье, а процветавший ранее буквальный Вавилон к I веку от Р. Х. был практически заброшен)
Кроме того, можно отметить, что в среде еретиков и сектантов весьма популярной является версия, объявляющая «великой блудницей» некую «ложную церковь» и «ложную религию», к которой они относят и Истинную Церковь Христову (другими словами, согласно лжеучениям любой секты все хоть как-то причастные к христианству, кроме них самих, являются «блудницами», — но название «великой блудницы» они оставляют за церквями, сохраняющими апостольскую преемственность, так как такие церкви в отличие от самих сектантов утверждали Евангелие все новозаветные времена и во вселенском масштабе, что воспринимается сектантами как вопиющая несправедливость).
Так или иначе, за многие века в отношении «великой вавилонской блудницы» было высказано столько допущений и предположений, что только их перечисление заняло бы не один десяток страниц, — а одной из причин, позволяющих различным псевдохристианским собрания умножать различные «фантазийные» версии, является (кроме всего прочего) то обстоятельство, что «великая блудница» открывается в книге Откровение без какой-либо предыстории, проявляясь в полной мере только в описаниях совершающегося над ней последнего суда.
(Очевидно, что если бы свидетельства книги Откровение сопровождались упоминаниями тех или иных событий из истории «великой вавилонской блудницы», это существенно сократило бы количество посвященных этому образу «предположительных толкований»)
И, тем не менее, у загадочной «вавилонской блудницы» есть не только «настоящее», и не только некоторое ограниченное и незавидное будущее, — но есть и свое «пророческое начало», прорисованное в единой череде видений из глав 4 и 5 книги ветхозаветного пророка Захарии.
Так, в главе 4 пророк Захария описывает удивительный золотой светильник, утвержденный на двух живых масличных ветвях, — и этот светильник, как уже подробно обсуждалось ранее, вместе с «краеугольным камнем» и «строительным отвесом» выступает символом и образом созидания Небесного града, то есть Торжествующей Новозаветной Церкви.
А сразу же после этого, в самом начале главы 5, пророк Захария свидетельствует о «летящем свитке» размером двадцать на десять локтей, причем в Септуагинте и в церковнославянском переводе этот «летящий предмет» предстает не «книжным свитком», а огромным серпом, имеющим размер ветхозаветного храмового притвора и возвещающим суд над всем без исключения мировым нечестием (Зах.5:1-2).
Другими словами, «храмовый светильник Захарии» после утверждения на Сионе «краеугольного камня» принес в мир свет Божественного Откровения (сравн. – Откр.11:3-6), — а «летящий свиток-серп» возвестил времена вселенской новозаветной жатвы, которая представлена в книге Откровение и в образе «пяти месяцев» (Откр.9:10); и в образе «начатков», то есть «первых плодов земли», входящих в вечный удел «Бога и Агнца» (Откр.14:4); и в образах последней и окончательной жатвы как добрых плодов, так и «плодов нечестия» (Откр.14:14-20), и т.д.
Соответственно, и особое «двустороннее» проклятие, заключенное в летящем по небу свитке, обрело в новозаветные времена полноту смысла и раскрылось как весть «горе, горе, горе», адресованная всем «живущим на земле» (Откр.8:13) и предвозвещающая последние и окончательные суды, о которых свидетельствовали летящие по небу Ангелы (Откр.14:6-11). Причем «проклятие летящего серпа» представляется в книге Захарии не только «вселенским», то есть достигающим каждого уголка земли, — но и «адресным», то есть входящим исключительно в «дом воров» (как написано на одной стороне свитка) и «в дом клянущихся ложно» (как написано на другой стороне свитка), сравн.:
Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его (Зах.5:3-4)
.
Кроме того, весьма знаменательно, что в образах окончательного суда над «домом вселенского беззакония» читается свидетельство о поражении всего земного нечестия тяжелейшей духовной болезнью, обозначенной в Пятикнижии Моисея в образе «язвы проказы едкой», — поэтому весь пораженный неизлечимой болезнью образный «дом» в соответствии с заповедями из книги Левит через «законные» семь дней (а в пророческом смысле — по истечении «второй полной седмины») будет разрушен до самого основания, включая «дерева его» и «камни его» (при том, что «камни» и «дерева» есть библейские устойчивые образы, обозначающие людей и ангелов).
Более того, согласно этим установлениям остатки разрушенного «дома нечестия» должны быть вынесены и брошены «на место нечистое», что прямо указывает на упоминаемую в новозаветных текстах «геенну огненную», сравн.:
Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых (от греч. χλωρίζω) или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене, то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней. В седьмой день опять придет священник, и если... язва распространилась... то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое; а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое; и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом. Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни и оскоблили дом и обмазали, то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он; должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое (Лев.14:37-45)
(Здесь очень важно, что «зеленоватые ямины», которые окажутся «углубленными в стене», имеют тот же «трупный» цвет, что и «бледный» конь четвертого всадника, греч. слово χλωρίζω, Откр.6:8)
А затем в той же главе 5 книги Захарии в продолжение свидетельства о летящем «серпе-свитке» пророк описывает некую женщину, которая находится «внутри ефы» (т.е. помещена в «самую большую из известных в Израиле мер», проф. Лопухин). Причем о ефе с помещенной в нее женщиной говорится «это образ их (т.е. образ «татей и клянущихся ложно», Зах.5:4) по всей земле», — а саму женщину Ангел представляет пророку словами «…эта [женщина] — само нечестие», сравн.:
И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза твои и посмотри, что это выходит? Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле. И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. И сказал он: эта [женщина] - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а на отверстие ее бросил свинцовый кусок (Зах.5:5-8)
.
При этом положение женщины, помещенной внутрь особой «человеческой» меры, свидетельствует о том, что она была «взвешена» и «измерена» (сравн. с Дан.5:22-28), после чего в рот этой женщины («на отверстие ее») бросается кусок свинца (буквально – «свинцовый камень»), — а далее и мера-ефа, и женщина-нечестие, и свинцовый камень в ее устах отправляются в особое место, где, как сказано, нечестие до времени будет иметь свой «дом», поставленный на соответствующую этому дому основу, сравн.:
И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу? Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе (Зах.5:10-11)
.
А поскольку «землей Сеннаар» именуется в Св. Писании территория Вавилонского царства (сравн. – Дан.1:2), череда видений из глав 4 и 5 книги пророка Захарии по сути свидетельствует о том, что на горе Божьей (т.е. на Сионе) полагается краеугольный камень (Зах.4:7), на Котором созидается вселенская Новозаветная Церковь, Невеста и Жена Агнца (т.е. «дом праведности», или дом Божий, 1 Тим.3:15, или Небесный Иерусалим, Пс.121:1-4; 1 Пет.2:6, Гал.4:26, Откр.21:2, Откр.21:9-10),— а «нечестивой альтернативой» небесному Сиону и драгоценному краеугольному камню представляется именно «Сеннаар-Вавилон», где будет утверждаться до времени «вселенский дом беззакония» и «вселенская женщина-нечестие».
И те же смыслы и события прорисованы в книге Захарии в образе летящего серпа-свитка, посредством которого все земные беззакония обличаются, осуждаются и отсекаются от вечности, — а уносящая нечестие ефа свидетельствует о том, что подобные деяния ограничиваются и удаляются «в свое место в земле Сеннаар», то есть в Вавилон.
(Здесь можно отметить, что Вавилон в библейском смысле есть не только место семидесятилетнего вавилонского плена, но и та земля, где из «обожженных кирпичей» и «земляной смолы» человечество пыталось построить Вавилонскую башню и утвердить тем самым «собственное имя», и где произошло смешение языков, и откуда началось рассеяние по земле племен и народов, и т.д., Быт.11:1-9.
А поскольку «кирпично-смоляное» основание вселенского дома нечестия в образном смысле находится в Вавилоне, — нет никаких сомнений, что именно Вавилону адресовано проклятие, заключенное в свитке-серпе и исходящее «на лице всей земли» для того, чтобы войти «в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно…» и истребить «…его, и дерева его, и камни его», Зах.5:3-4)
Кроме того, весьма знаменательно, что с учетом буквальных установлений, связанных с рукотворной скинией, библейский образ «женщины в ефе», удаляемой от града на Сионе в «землю Сеннаар», соответствует новозаветному «очищению храма», а летящий «свиток-серп» размером двадцать на десять локтей выглядит особым «пророческим инструментом», отделяющим чистое от нечистого, то есть уподобляется притвору рукотворного храма не только размером, но и образом действия.
Но самое главное свидетельство о сути и сущности «великой вавилонской блудницы» заключается в том, что соответствующий ей «дом» представляется пророку «домом татя» и «домом клянущегося именем Моим ложно», — поэтому нет сомнений, что именно в этом пораженном духовной проказой доме будут укрываться до времени все возможные воры, и все разбойники, и все без исключения лжепророки и лжесвидетели, и т.д.
А это означает, что для разумения образа «великой вавилонской блудницы» недостаточно видеть в ней «клянущихся именем Моим ложно», то есть знающих Святое Имя Спасителя, но не имеющих права говорить от Его имени (а это не только папский престол Римской церкви, но и все без исключения сектанты, и все самодеятельные толкователи Св. Писания, и т.д.).
У серпа-свитка, направленного на землю для истребления беззакония и нечестия, есть и вторая сторона, определяющая адресатом проклятия «земных татей», — поэтому «блудный вавилон» включает в себя не только лже-церкви, но и каждого из тех, кто не имеет отношения ни к какой церкви (а это и все адепты всех ложных религий и культов, и все категории неверующих, и т.д.).
(Вопрос о том, почему все вышеупомянутые категории в духовном смысле являются «татями», будет рассматриваться в следующей публикации, — а дополнительные аргументы, касающиеся всеобщей сущности вавилонской блудницы, были представлены в публикации, посвященной Откр.14:8)
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «Вавилонская блудница» и пророчества о «надменном человеке» (Откр.17 – Откр.18, Авв.2)
Предыдущая статья: Окончание семи язв последнего гнева: «И град величиною с талант пал с неба на людей...» (Откр.16:21)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #несут они эту ефу чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе, Зах.5:10-11 #один из семи Ангелов сказал мне: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Откр.17:1