О главном «храмовом» свидетельстве книги Откровение

Продолжение публикации «Великий храм» Иезекииля и «вселенский шатер» Исаии

Церковь Воскресения Христова над поселком Форос, Крым
Церковь Воскресения Христова над поселком Форос, Крым

Большинство читателей книги Откровение Иоанна Богослова, размышляя над явленными тайнозрителю удивительными и загадочными небесными видениями, начинают такие размышления с вопросов «что происходит?» и «когда это происходит?».

Однако смыслы обозначенных в книге Откровение новозаветных событий сначала предполагают вопрос «где это происходит?», ответом на который является нерукотворный Небесный храм, который является воплощением и сосредоточением духовной реальности Нового Совершенного Завета.

Другими словами, поскольку глобальные новозаветные потрясения затронули все духовные уровни мироздания, с переменой Завета изменилось не только храмовое устройство и связанные с рукотворной скинией богослужебные уставы, — но в первую очередь сама суть храма и храмового священнодействия. И только после того, как «служение рук человеческих» при рукотворных жертвенниках и ковчеге завета утратило сакральный смысл (Деян.17:24-25), изменения коснулись храмового священства, законов о жертвоприношениях, богослужебных уставов и т.д.

А это означает, что прежде всех этих перемен народу Божьему должен был быть явлен новый совершенный храм, воплощающий в себе качество и состояние Нового Совершенного Завета.

Соответственно, уже сам факт утверждения на Сионе великой Небесной скинии, в Святое Святых которой тайнозрителю был явлен Чудесный Агнец, есть величайшее Божественное свидетельство об исполнении в Господе Иисусе Христе всех без исключения ветхозаветных пророчеств, возвещавших не только приход Мессии и заключение Нового Завета, но и дарование народу нового храма, исполненного и освященного истинной Божественной славой (сравн. – Евр.8:2, Евр.9:11, Евр.10:15-23 и т.д.).

(Здесь можно отметить, что «небесное местонахождение» этой нерукотворной скинии не просто не противоречит ветхозаветным пророчествам, но напротив, представляет их смыслы простыми и понятными.

При этом те, кто называет себя верующими, но не признает реальности Небесной скинии, отрицают тем самым не только духовную реальность Нового Завета, но и одно из величайших свидетельств о Личности и Миссии Спасителя Человечества)

Кроме того, один из самых существенных смыслов возвещаемой ныне Церковью Благой Вести заключается в том, что в Господе Иисусе Христе человечеству были явлены не «образы и тени» вселенских духовных истин, но сама Божественная Истина (Ин.1:9–14, 1 Ин.1:1–3). Поэтому если смотреть на наш век по-христиански, как на времена, когда ветхозаветные «образы и тени», исполнив свое предназначения, уступили место истинным смыслам, — весь Новозаветный этап Божественного Домостроительства нужно понимать и воспринимать как время истинного освящения народа Божьего при реальной Небесной скинии (храме) и Первосвященстве Иисуса Христа (1 Тим.2:5), Который восшел на небеса и открыл вход в Небесное святилище для представителей рода человеческого, сравн.:

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою… (Евр.10:19-22)

А поскольку многие новозаветные тексты свидетельствуют о том, что в Небесной скинии также есть разделение на пределы (Евр.9:12, Евр.10:19, Откр.11:1-2), и «раскрытая завеса» (Евр.6:19, Евр.10:20), и светильники (Откр.1:12, Откр.2:1, Откр.4:5), и жертвенники (Евр.13:15, Откр.6:9, Откр.8:3-5), и т.д., то есть новозаветный нерукотворный храм сохраняет некоторое подобие храму ветхозаветному, — все совершающиеся в нем события должны осознаваться именно через эти подобия: как новозаветное исполнение истинных целей и смыслов всех без исключения предначертательных материальных форм и всех ритуальных действий, которые были прорисованы в устройстве рукотворной скинии и в служении при этой скинии священников-левитов.

Другими словами, все детали и атрибуты «небесной скинии Откровения» следует воспринимать как «новые относительно старых», — и видеть в них прямое новозаветное продолжение тех существенных смыслов, которые отчасти, в качестве «образа и тени небесного», были обозначены в устройстве и уставах ветхозаветной скинии Моисея.

(Строго говоря, историческое первенство не имеет здесь решающего значения, и более точным является утверждение, что рукотворная скиния, указующая на грядущую реальность, но не воплощавшая ее в самой себе, являлась «тенью грядущего» и имела некоторое подобие Небесному храму, явленному тайнозрителю Откровения)

При этом низводить такие подобия до полной аналогии, и ожидать от происходящего в Небесной скинии буквального соответствия тем принципам и схемам, которые были прорисованы в видимых ветхозаветных прообразах, было бы в корне неверно. С утверждением Нового Завета само мироустройство перестало быть таким, каким оно пребывало в ветхозаветные времена, а то, что являлось грядущим, отчасти реализовалось «в прошлом» и «в настоящем», — так что образы Небесного храма невозможно «прочитать» исключительно через прямые аналогии с законами и уставами Первого Завета.

Кроме того, взирать на новозаветные «храмовые» образы необходимо не «по-отдельности», но единым собирательным взглядом, — то есть так, чтобы не разделять их на не связанные друг с другом детали и элементы, но видеть и в самом Небесном храме, и во всех его атрибутах, и в совершающихся при нем событиях единый созидательный процесс, представляющий все существенные аспекты новозаветной духовной реальности.

Так или иначе, если воспринимать все «храмовые» свидетельства Откровения в едином вселенском смысле, можно заметить, что Небесный храм упоминается в последней книге Св. Писания в следующих контекстах:

  • побеждающего в духовной брани Господь соделывает «столпом» Небесного храма, так что его «храмовое» местоположение является непреложным (Откр.3:12)
  • прошедшие «великую скорбь» и убелившие свои одежды Кровью Христа-Спасителя вошли в Небесный храм и «пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр.7:15)
  • верующие в лице тайнозрителя «измеряют» для себя этот храм, то есть видят в нем воплощение новозаветной духовной реальности. А отсутствие в измеряемых храмовых пределах «внешнего двора», который «отдан язычникам», свидетельствует о том, что все внешнее для храма пространство (т.е. «мир сей») погрязло в беззакониях и, как явление проходящее, «духовного измерения» не достойно (Откр.11:1-2, сравн. – «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание», Евр.13:13)
  • в Небесном храме пребывает вселенский «Ковчег Завета», которым по смыслу Благовестия является Сам Господь (сравн. – «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его», Откр.11:19)
  • от Небесного храма возвещаются времена вселенской духовной жатвы: «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы» (Откр.14:15-18)
  • служители Небесного храма изливают в поднебесный мир Божественный гнев: «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр.16:1, сравн. – Откр.15:5-8, Пс.10:4-6)
  • из Небесного храма исходит глас, возвещающий конец времен: «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр.16:17); «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… И сказал мне: совершилось!» (Откр.21:5-6)
  • Небесный храм как некое обособленное понятие прекращает свое существование только после того, как все мироздание предстает единым Божественным Царством, в котором нет ничего нечистого и ничего проклятого (Откр.21:27, Откр.22:3), но все пребывает в неизменном и совершенном состоянии: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откр.21:22)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Времена Благовестия в образах созидания новозаветной скинии

Предыдущая статья: «Великий храм» Иезекииля и «вселенский шатер» Исаии

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Небесный храм Нового Завета в книге Откровение #знаменательный смысл небесного храма-скинии книги Откровение