Продолжение публикации «Великий храм» Иезекииля и «вселенский шатер» Исаии
.
.
Большинство читателей книги Откровение Иоанна Богослова, размышляя над явленными тайнозрителю удивительными и загадочными небесными видениями, начинают такие размышления с вопросов «что происходит?» и «когда это происходит?».
Однако смыслы обозначенных в книге Откровение новозаветных событий сначала предполагают вопрос «где это происходит?», ответом на который является нерукотворный Небесный храм, представляющий во вселенной духовную реальность Нового Завета.
Другими словами, поскольку глобальные новозаветные потрясения затронули все духовные уровни мироздания, с переменой Завета изменилось не только храмовое устройство и связанные с рукотворной скинией богослужебные уставы, — но в первую очередь сама суть храма и храмового священнодействия. И только после того, как «служение рук человеческих» при рукотворных жертвенниках и ковчеге завета утратило сакральный смысл (Деян.17:24-25), изменения коснулись храмового священства, законов о жертвоприношениях, богослужебных уставов и т.д.
А это означает, что прежде всех этих перемен народу Божьему должен был быть явлен новый совершенный храм, отражающий качество и состояние Нового Совершенного Завета.
Соответственно, уже сам факт утверждения на Сионе великой Небесной скинии, в Святое Святых которой тайнозрителю был явлен Чудесный Агнец, есть величайшее Божественное свидетельство об исполнении в Господе Иисусе Христе всех без исключения ветхозаветных пророчеств, возвещавших не только приход Мессии и заключение Нового Завета, но и дарование народу нового храма, исполненного и освященного истинной Божественной славой (сравн. – Евр.8:2, Евр.9:11, Евр.10:15-23 и т.д.).
(Здесь можно отметить, что «небесное местонахождение» этой нерукотворной скинии не просто не противоречит ветхозаветным пророчествам, но напротив, представляет их смыслы простыми и понятными.
При этом те, кто называет себя верующими, но отрицает существование Небесной скинии, отрицают тем самым и духовную реальность Нового Завета, и одно из величайших библейских свидетельств о Личности и Миссии Спасителя Человечества)
Кроме того, один из самых существенных смыслов возвещаемой ныне Церковью Благой Вести заключается в том, что в Господе Иисусе Христе человечеству были явлены не «образы и тени» вселенских духовных истин, но сама Божественная Истина (Ин.1:9–14, 1 Ин.1:1–3). Поэтому если смотреть на наш век по-христиански, как на времена, когда ветхозаветные предначертания, исполнив свое предназначения, уступили место истинным смыслам, — весь Новозаветный этап Божественного Домостроительства нужно понимать и воспринимать как время истинного освящения народа Божьего при реальной Небесной скинии (храме) и Первосвященстве Иисуса Христа (1 Тим.2:5), Который восшел на небеса и открыл Небесное святилище для всех обратившихся от всех народов, сравн.:
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою… (Евр.10:19-22)
.
А поскольку многие новозаветные тексты свидетельствуют о том, что в Небесной скинии также есть разделение на пределы (Евр.9:12, Евр.10:19, Откр.11:1-2), и «раскрытая завеса» (Евр.6:19, Евр.10:20), и светильники (Откр.1:12, Откр.2:1, Откр.4:5), и жертвенники (Евр.13:15, Откр.6:9, Откр.8:3-5), и т.д., то есть новозаветный нерукотворный храм сохраняет некоторое подобие храму ветхозаветному, — все совершающиеся в нем события должны рассматриваться именно через эти подобия: как новозаветное исполнение истинных целей и смыслов всех без исключения материальных форм и всех ритуальных действий, прорисованных в ветхозаветные времена в устройстве рукотворной скинии и в служении при этой скинии священников-левитов.
Другими словами, все детали и атрибуты «скинии Откровения» следует воспринимать как «новые относительно старых», — и видеть в них прямое новозаветное продолжение тех существенных смыслов, которые отчасти, в качестве «образа и тени небесного», были обозначены в устройстве и уставах ветхозаветной скинии Моисея.
(Строго говоря, историческое первенство не имеет здесь решающего значения, и более точным является утверждение, что рукотворная скиния, указующая на грядущую реальность, но не воплощавшая ее в самой себе, являлась «тенью грядущего» и имела некоторое подобие нерукотворному Небесному храму, явленному тайнозрителю Откровения)
Тем не менее, низводить такие подобия до полной аналогии, и ожидать от происходящего в Небесной скинии буквального соответствия тем принципам и схемам, которые были прорисованы в различных видимых ветхозаветных прообразах, было бы в корне неверно. С утверждением Нового Завета само мироустройство перестало быть таким, каким оно пребывало в ветхозаветные времена, а то, что являлось грядущим, отчасти реализовалось «в прошлом» и «в настоящем», — так что образы Небесного храма невозможно «прочитать» исключительно через прямые аналогии с законами и уставами Первого Завета.
Кроме того, взирать на новозаветные «храмовые» образы необходимо не «по-отдельности», но единым собирательным взглядом, — то есть так, чтобы не разделять их на не связанные друг с другом детали и элементы, но видеть и в самом Небесном храме, и во всех его атрибутах, и в совершающихся при нем событиях единый созидательный процесс, отражающий все существенные аспекты новозаветной духовной реальности.
Так или иначе, если воспринимать «храмовые» свидетельства Откровения в едином вселенском смысле, можно заметить, что Небесный храм упоминается в последней книге Св. Писания в следующих контекстах:
- побеждающего в духовной брани Господь соделывает «столпом» Небесного храма, так что его «храмовое» местоположение является непреложным (Откр.3:12)
- прошедшие «великую скорбь» и убелившие свои одежды Кровью Христа-Спасителя вошли в Небесный храм и «пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр.7:15)
- верующие в лице тайнозрителя «измеряют» для себя этот храм, то есть видят в нем воплощение новозаветной духовной реальности. А отсутствие в измеряемых пределах «внешнего двора», который «отдан язычникам», свидетельствует о том, что все внешнее для храма пространство (т.е. «мир сей») погрязло в беззакониях и, как явление проходящее, «духовного измерения» не достойно (Откр.11:1-2, сравн. – «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание», Евр.13:13)
- в Небесном храме пребывает вселенский «Ковчег Завета», которым по смыслу Благовестия является Сам Господь (сравн. – «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его», Откр.11:19)
- от Небесного храма возвещаются времена вселенской духовной жатвы: «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы» (Откр.14:15-18)
- служители Небесного храма изливают в поднебесный мир Божественный гнев: «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр.16:1, сравн. – Откр.15:5-8, Пс.10:4-6)
- из Небесного храма исходит глас, возвещающий конец времен и утверждение во вселенной совершенной Божественной реальности: «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр.16:17); «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… И сказал мне: совершилось!» (Откр.21:5-6)
- Небесный храм как некое обособленное понятие прекращает свое существование только после того, как все мироздание предстает единым Божественным Царством, в котором нет ничего нечистого и ничего проклятого (Откр.21:27, Откр.22:3), но все пребывает в неизменном и совершенном состоянии: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откр.21:22)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Времена Благовестия в образах созидания новозаветной скинии
Предыдущая статья: «Великий храм» Иезекииля и «вселенский шатер» Исаии
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Небесный храм Нового Завета в книге Откровение #знаменательный смысл небесного храма-скинии книги Откровение