Найти тему

Весть второго Ангела: «Пал, пал Вавилон... потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8)

И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы (Откр.14:8)

Второй Ангел, который следует за первым (то есть тоже летит «по средине неба»), возвещает «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» падение некоего «великого города», именуемого «Вавилоном». А поскольку прямого ответа на вопрос, что это за город и где он находится, нет ни в главе 14, ни во всей книге Откровение, — разные толкователи в разные времена и в разных обстоятельствах видели в этом образе и отдельные города, и страны, и целые империи, и собирательные образы различных нечестивых (по их мнению) организаций, политических систем, экономических союзов и так далее.

(Здесь необходимо отметить и непреодолимую тягу многих сектантов к избранию на роль «вавилона» и «вавилонской блудницы» исключительно тех, кто обличает в ереси их самих. При этом настоящий «яростный блуд», которым исполнен весь ветхий мир, подобное «богословие» как бы не замечает, так как любые слова и действия, которые не обличают самих таких толкователей, оцениваются ими как не столь предосудительные)

При этом ранее уже отмечалось, что «собирательный Вавилон» наряду с другими нечестивыми городами был обозначен в образе «великого города», упомянутого в Откр.11:7-8, — и, что не так очевидно, через пророческую связь с книгой Захарии косвенно упоминался в «храмовых венцах из вавилонского золота», которые постоянно снимают со своих глав небесные старцы, с поклоном полагая эти венцы перед Сидящим на престоле (сравн. – Зах.6:9-11, Откр.4:4,10).

И, тем не менее, буквальное именование «Вавилон» впервые звучит только в Откр.14:8, причем открывается этот «великий Вавилон» не «растущим», и не «укрепляющимся», а «уже павшим», хотя вполне очевидно, что до своего падения он где-то и как-то существовал, и как-то достиг величия, и что вестью о его падении завершается достаточно долгая и сложная история.

(Многие толкователи предлагают воспринимать этот эпизод как пророчество о разрушении одного из буквальных городов земли или некой отдельной страны. Однако подобный вывод нельзя признать верным как минимум по той причине, что ни один из городов мира и ни одно современное государство не хуже многих других, поэтому нельзя утверждать, что именно и только они напоили «яростным вином блуда своего» все без исключения народы земли не в качестве гиперболы, а с библейской точностью и в библейском масштабе.

А поскольку понятие «вино блуда» тоже имеет образно-собирательный смысл, который включает в себя не некие отдельные преступления, но все возможное мировое нечестие, — обвинение одного земного города или даже целой страны в том, что кто-то из них «в одиночку» умудрился заключить в себе все без исключения земные мерзости и совершить все возможные исторические преступления, явно преувеличено, а, значит, в абсолютном смысле не просто неточное, но и откровенно несправедливое.

С другой стороны, если бы под «великим Вавилоном» действительно подразумевался только один буквальный город, — это означало бы, что на все прочие земные города и страны подобная вина уже не возлагается. И это тоже нарушило бы принцип Совершенной Божественной справедливости, так как очевидно, что вина духовного блуда должна быть справедливо разделена между всеми буквальными городами и всеми странами, где процветают различные мерзости и беззакония.

Другими словами, единственно верным решением является расширение образа «великого Вавилона» до той смысловой границы, где свидетельство ап. Иоанна и книги Откровение становится не просто «в принципе верным», но и абсолютно справедливым.

А из этого следует единственно возможный предварительный вывод, что в образе Вавилона прорисованы не отдельные города и страны, и не некая «ложная религия», как принято считать в различных сектах, а нечто более древнее и более масштабное)

При этом можно заметить, что свидетельство первого летящего Ангела, посвященное «вечному Евангелию» и «часу суда» (Откр.14:6-7), не означает немедленного и полного воплощения соответствующих событий в видимом мире хотя бы по той причине, что далее «по средине неба» следуют еще два Ангела, — а после возвещения «тройной» небесной вести в книге Откровение звучат слова «здесь терпение и вера святых» (Откр.14:12), которые предполагают «стояние в вере» и терпеливое ожидание.

Кроме того, вполне очевидно, что проповедь «вечного Евангелия» подразумевает не только возможность, но и время, необходимое для уверования, покаяния и совершения своего спасения, — а подобные вещи не происходят моментально (более того, в абсолютном смысле этому посвящается вся человеческая жизнь). Поэтому можно утверждать, что свидетельство первого Ангела о спасении во Христе и о «часе суда» является словом пророческим, которое определяет и описывает не столько некий короткий момент в будущем, сколько духовную реальность, единую для всех новозаветных времен.

Соответственно, и вторая небесная весть должна восприниматься в том же ключе: не в качестве «небесной кнопки», при нажатии на которую в буквальном смысле разрушится и «падет» некий земной город, — но как пророческое слово времен Нового Завета, которое определяет то неизменное падшее состояние, в котором пребывает весь ветхий мир и которое уже не изменится до дня Второго Пришествия Спасителя (Ин.12:31, 1 Ин.5:19 и т.д.).

Другими словами, весть второго Ангела прямо продолжает свидетельство «вечного Евангелия» и возвещает судьбу «нечестивой противоположности» Церкви Христовой, то есть тех, кто не слышит и не исполняет того, к чему призывает все человечество первый летящий Ангел, — а в словах «пал, пал Вавилон» прорисовано не единовременное локальное событие, но вселенское свидетельство о том, что в свете вечного Евангелия суд над нечестием и неверием уже совершился, и что этот суд предопределил мировому нечестию участь неуклонного вечного падения, сравн.:

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин.3:19-21)

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (1 Ин.5:19)

Что касается свойственного свидетельствам Откровения «пошагового раскрытия» предначертательных образов, явленных в священных текстах Ветхого Завета, — слово второго Ангела в точности соответствует обращенному к Вавилону пророчеству Исайи:

и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые (Ис.21:9)

(Сравн. – «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним», Откр.12:9)

Кроме того, в Откр.14:8 продолжаются и завершаются в новозаветном смысле образы и свидетельства пророческого «плача о Вавилоне» из книги Иеремии, сравн.:

Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние. Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков (Иер.51:6-9)

(Здесь можно отметить, что образ «вечного Евангелия» из главы 14 книги Откровение во всех смыслах соответствует образу «врачевания Вавилона» из Иер.51:9.

Однако сам «великий Вавилон» всегда отвергал и по сей день отвергает любые увещевания и усилия, направленные на его исцеление.

Что касается образов «вина блуда» и «напоения» этим вином всех народов смыслы этого образа будут подробно рассматриваться в следующих публикациях)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Весть третьего Ангела: «кто поклоняется зверю... не будут иметь покоя ни днем, ни ночью...» (Откр.14:9-12)

Предыдущая статья: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие...» (Откр.14:6-7)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы, Откр.14:8