✳️ это состояние, самоощущение, мышление и поведение которое возникает после длительного стрессового аверсивного воздействия, которое человеку не удается избежать.
✅ проявляется в виде эмоциональных расстройств: депрессии, невротической тревоги, панической атаки и тд. А так же в виде психосоматических расстройств.
Основная характеристика:
⚠️ генерализация, то есть тенденция к распространению. Выученная беспомощность выработанная в конкретной ситуации способна перерастать и перекидываться на другие ситуации. Реакция на неспособность решить проблему в одной ситуации, может в дальнейшем перерасти в избегание сложных ситуаций и человек перестаёт предпринимать попытки справляться с задачами, которые поддаются решению.
Выражается в:
🌐 Катастрофизация, всё окружающее воспринимается небезопасным и сложным, проблемным и порой даже пугающим.
🌐 Ощущение неспособности решить задачу.
🌐 Страх, что задача не сможет быть решена. Поиск людей с кем можно вступить в зависимые отношения, чтобы другие смогли решить за них сложные задачи.
🌐 Отказ от самостоятельности: избегание выбора, принятия решений.
🌐 Уклон от ситуаций в которых необходимо нести ответственность.
🌐 Тотальное делегирование важных и сложных задач.
Варианты причин:
🌐 Психические травмы, в которой человек был жертвой.
🌐 Гиперопека от родителей.
🌐 Тревожно-пассивный тип взаимодействия среды с ребенком.
🌐 Зависимый тип привязанности.
🌐 Негативный опыт решения задач.
🌐 Страхи социального характера.
🌐 Негативные оценки, установки и убеждения относительно среды и своих способностей.
🌐 Нарушение оперантного обусловливания, то есть, закрепление негативного поведения (избегания, беспомощности) вследствие полученного негативного опыта.
Оперантное обусловливание - это закрепление позитивных действий в нашем поведении, вследствие реализации и получения положительных результатов или отсутствие негативных последствий.
⚠️ Например, если в детстве не помогать ребенку со школьными уроками, когда он просит о помощи, то вероятнее всего, он научится тому, что обращаться за помощью бесполезно и нет смысла — все равно никто не поможет, а если у него не будет получаться сделать задания самостоятельно, он решит, что ничего не выйдет, как ни старайся.
Или наоборот, если чрезмерно заботиться о ребенке, не позволяя ему ничего делать самостоятельно — он решит, что его собственных сил, умений и знаний ни на что не хватит, а мир слишком сложен и опасен.
Д.Н. Исаев (врач-психиатр, клинический психолог) отмечает, что «привязанность, возникающая между детьми и их родителями в самый чувствительный для этого период - вскоре после рождения, имеет колоссальное значение не только в качестве цементирующего фактора, объединяющего группы людей, но и в качестве механизма, обеспечивающего их безопасность. Формирование этого социального механизма основано на врожденных образцах поведения, что и определяет не только прочность привязанностей, но и их большую защитную силу. В тех же случаях, когда родительская забота была недостаточной, а социальные отношения нарушались или отсутствовали, у детей в дальнейшем недоставало необходимых жизненных социальных качеств. Эти чувства беззащитности и неспособности оградить себя от опасности приводили к часто возникающим тревожным реакциям и почти постоянным нейроэндокринным изменениям».
💠 Следовательно, важным фактором в работе с выученной беспомощностью является «воспитание» социальных навыков и работа с убеждениями, которые были сформированы в процессе развития личности.
💠 Так как беспомощность, это самоощущение. То задача психотерапии соприкоснуться с факторами, которые сформировали это состояние и трансформировать устоявшиеся формы в новые модели мышления и поведения, восприятия и как следствие, смены реакций на стрессовый триггер, который вызывает состояние выученной беспомощности.
💠 Часто выученная беспомощность скрывается уже за симптомом и симптоматическая терапия (и если необходимо, то фармакотерапия) является одним из важным этапом психотерапии.