Наткнулся на днях на воспоминания Кирилла Кустодиева — сына Бориса Кустодиева — о том, как автор всем известной «Купчихи за чаем» создавал картину «Московский трактир», на которой извозчики пьют чай из самовара и закусывают его раками. Приведу цитату из воспоминаний целиком:
«Отец сперва написал фон, затем приступил к фигурам. При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны. Держались чинно, спокойно, подзывали, не торопясь, полового, а тот бегом «летел» с чайником. Пили горячий чай помногу — на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели также чинно, не торопясь. Кто-то из них читает газеты, он напился, согрелся, теперь отдыхает.
Отец говорил: «Вот и хочется мне все это передать. Веяло от них чем-то новгородским — иконой, фреской. Все на новгородский лад — красный фон, лица красные, почти одного цвета с красными стенами — так их и надо писать, как на Николае Чудотворце — бликовать. А вот самовар четырехведерный сиять должен. Главная закуска — раки…»
Я, конечно, никогда не видел в этой картине ничего, кроме чая и чаепития — однако должен признать, что цитат из иконописи в ней хватает. И фигур на картине 13, прямо как на «Тайной вечере». И извозчики на попов похожи. И один старичок там чай не пьет, сидит прямо под образом и благообразно бородат — короче говоря, всем известная чайная картинка заиграла совершенно новыми красками.