Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Кто выдавил европейские грузовики на обочину

Такого стремительного взлета не видела ни одна марка грузовиков в России. 2022 год на рынке грузовой техники можно смело назвать «годом Sitrak». И вот по какой причине. Еще недавно об этом китайском бренде в нашей стране мало кто знал. Грузоперевозчики и строители были знакомы с брендами из КНР - Shaanxi, Howo, FAW и др. Но сегодня марка Sitrak заняла прочные позиции в ТОП-3 грузового рынка страны. На завоевание позиций потребовалось всего несколько месяцев. Откуда взялась эта марка, каков ее история, и каков модельный ряд.

Тем, кто сталкивался с китайской грузовой техникой знакома аббревиатура CNHTC, которая обозначает «китайская национальная корпорация тяжелых грузовиков». В этой корпорации имеется немалый блок, который получил наименование Sinotruk, расшифровывается как China National Truck. Именно этот автопроизводитель завязал тесные отношения со шведским производителем техники Volvo.

Самосвалы Howo хорошо знакомы российским строителям
Самосвалы Howo хорошо знакомы российским строителям

Так появился хорошо известный у нас самосвал Howo, или «превосходный Вольво» («Ho» - Exellent, «Wo» - Volvo). Свидетельство сотрудничества со шведами видно на самосвалах, работающих на наших стройках – на них установлены кабины от древних Volvo FL.

Но здесь история делает интересный оборот. Многолетним проверенным партнером немецкого MAN в Китае, как известно, является Shaanxi. Марку грузовых автомобилей Shacman у нас хорошо знают.

4-осный самосвал Shacman
4-осный самосвал Shacman

Но несмотря на этот плодотворный союз, в 2009 году немецкий MAN торжественно объявляет о партнерстве с CNHTC, купив 25% акций компании и передав технологии, включая дизельные двигатели D20, D26, мосты и кабины и т.д. Было заявлено, что всем этим будут оснащаться грузовая техника новой марки Sitrak. Но поскольку страницу сотрудничества со шведским Volvo из летописи не выкинешь, марки Howo и Sitrak пришлось развести.

Так, машины с вольвовскими кабинами стали именовать Howo, а с мановскими - Sitrak. Вот такой краткий экскурс. Кстати, китайцев сложно понять, ведь и грузовики Sitrak встречаются с кабинами Volvo.

-4

Но вернемся в родные пенаты. Таких тектонических изменений на автомобильном рынке России, да еще в течение неполного года, не наблюдалось никогда. Даже в 90-ые годы, когда были открыты границы и в страну устремился вал зарубежных грузовиков, перемены на рынке были не такими стремительными.

Главный итог прошлого года - на наших глазах на рынке грузовиков РФ завершилось «вытеснение» грузовиков европейских брендов. В принципе, компании из «большой европейской семерки» сами предприняли шаги к этому процессу под давлением политики. Статистика лишь фиксирует произошедшие последствия. Приостановка деятельности, запрет на ввоз грузовой техники и компонентов – это все мы увидели в прошлом году. Тут не надо иметь «семь пядей во лбу», чтобы спрогнозировать, к чему это может привести.

-5

Привело это к тому, что продажи новых европейских грузовиков рухнули. Вашему вниманию мы предоставляем беспристрастную статистику. Достаточно беглым взглядом «пробежать» таблицу, в которой раскрывается рынок грузовой техники последнего месяца 2022 года.

Если же вспомнить хронологию, то еще к осени большинство европейских марок грузовиков покинули ТОП-10 российского рынка. Их постепенно стали замещать грузовые автомобили из Поднебесной. Продажи европейских грузовиков рухнули и уже составляют несколько десятков в месяц, в то время как продажи китайских марок не только превышают несколько сотен, но и зашкаливают за символический уровень в 1000 штук. Это касается, прежде всего Shaanxi и Sitrak.

В принципе хорошо проглядывает тренд – в плюсах китайские грузовики, европейцы в минусовой зоне. Вот такая сногсшибательная трансформация рынка грузовиков произошла в Российской Федерации. Наш канал рассказывал в этом материале об увеличении на 35% утилизационного сбора на китайские грузовики до 50 тонн. Эти шаги предприняты для предотвращения полного занятия российского рынка продукцией китайского автопрома.

Табл.1 ТОП-25 марок российского рынка грузовиков в декабре 2022 года

Составлено по данным АСМ-холдинг
Составлено по данным АСМ-холдинг

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz