Найти в Дзене
Пикабу

АШ-62 - история длиной в 100лет

АШ-62 - звёздообразный поршневой 9-цилиндровый мотор, разработанный в ОКБ Швецова в 1938 году. Первоначальное название М-62ИР. С 1944 — АШ-62ИР. В СССР построено более 3500 моторов. ресурс достиг 600 часов. Выпускался (выпускается) по лицензии в Китае под названием HS5 (используется на копии Ан-2 Y-5) - не менее 2600 шт и в Полше ASz-62 - 25106 шт. Является дальнейшим развитием М-25. Главное отличие М-62 - ПЦН (приводной центробежный нагнетатель).

.
.

А что из себя представляет М-25? Выпускался в СССР с 1934 по 1942 год. Является лицензионной копией мотора Wright R1820. Договор о лицензии и технической помощи по освоению его производства был заключён 22 апреля 1933. Для производства двигателя был специально создан завод 19 в Перми, директором и главным конструктором которого и назначен Швецов. Первый двигатель, собранный из комплектов деталей, поставленных из США, вышел на заводские испытания 1 июня 1934 года. В феврале 1936 года его ресурс был до 150 ч., а в апреле уже до 350 ч. Всего конца производства было выпущено 13 888 единиц. Ставился на множество типов ЛА, включая и истребители Поликарпова И-15 И-16.

-3

Теперь перенесемся в США, где с 1931 года производился Write R1820 Cyclone 9. Мотор применялся на множестве самолетов (в том числе Дуглас DC-3 и летающая крепость B-17). Выпущено 47475 экземпляров. В семействе Write Cyclone имелись моторы от 7 до 22 цилиндров, мощностью от 500 до 3000лс. Аналогичным путем пошел и Швецов, построив на базе АШ-62 моторы АШ-73 и АШ-82 (применялись на истребителях Лавочкина и послевоенных ИЛах). Но первым представителем семейства Циклон считается Write P-1, разработка которого началась в 1923 году. На базе проекта 1919 года (про который интересной информации найти не удалось).

Разработчик Р-1 Charles L. Lawrance смог максимально уменьшить диаметр двигателя, что положительно повлияло на аэродинамику. Диаметр сокращен за счет короткого шатуна о оригинального ГРМ (клапана перед цилиндром и за ним, на Р-2 от него отказались). Все навесные агрегаты были установлены на задней поверхности двигателя. Мощность мотора была 406 л.с. при 1650 об/мин.

-5

Хочется упомянуть и еще один уникальный факт. На базе R1820 фирмой Caterpillar был разработан дизельный (многотопливный) танковый двигатель RD-1820 (D-200). Развивал мощность в 450лс, применялся на танке Шерман M4A6. Было построено всего 7 5танков.

Источники.

1) Википедия.

2) Wright R-1820 “Cyclone” By Kimble D. McCutcheon.

3) Сайт ОДК.

4) Сайт Diesel World.

Читайте также.