Найти тему
Записки артистки балета

Прогулка по Эрмитажу. Часть восьмая. Малая церковь Зимнего

Оглавление

Про Большую церковь Зимнего дворца я знала и не раз там была. А вот что там еще и Малая существует услышала впервые в наш осенний приезд.

Одна из служительниц музея порекомендовала зайти туда на выставку, что мы и сделали по пути из одной половины в другую.

Входя в зал сложно понять в церкви ты или в одном из залов дворца. Внутреннее убранство выполнено в барочном стиле, но нет иконостаса. Его не стали возрождать при реставрации. До нашего времени от него сохранились лишь две иконы, которые сейчас хранятся в Русском музее. Но зал красив без иконостаса. Я настолько увлеклась, что забыла сфотографировать всю эту красоту.

-2

Малая Церковь во имя Сретенья Господня — это ее полное название — была освещена в 1735 году, еще во времена Анны Иоанновны.Она старше Эрмитажа. Правда тогда она называлась Большой, так как занимала площадь нынешней Малой церкви, Ротонды и Большой церковной лестницы. Нынешние размеры зал получил при Елизавете Петровне, которая пожелала иметь Большую церковь рядом со своими апартаментами. Помещение Малой церкви сократили, и сохранили как домашнюю. За исключением ежегодной службы в память трагических событий 14 декабря (восстание декабристов) церемонии здесь не проводились.

Во время пожара 1837 года Малая церковь была уничтожена, но затем восстановлена практически в прежнем оформлении. Работами руководил Василий Стасов, он же восстанавливал и Большую церковь. После революции 1917 года Малая церковь была закрыта. С 1922 по 1926 год помещение входило в музейную экспозицию «Исторических комнат» и в ней были сохранены и иконостас, и настенные образы. А потом... Помещение было отдано Музею революции, который делил здание с Эрмитажем до 1945 года и иконостас был разобран. Все иконы, за исключением двух сочли малоценными и их судьба неизвестна.

-3

При послевоенной реставрации окончательно убрали все оставшиеся следы пребывания церкви, а заодно и заложили основной вход. Правда ходят слухи, что это планируют исправить, ведь центральные деревянные двери сохранили своей декор, просто сейчас они скрыты за стеной.

В нынешнем виде зал номер 154, он же Малая церковь, открылся в мае 2021 года временной выставкой церковных облачений. А год спустя, в апреле 2022 года здесь открылась выставка "Пасха в России", которая продлится до 2 апреля 2023 года.

Экспозиция знакомит с историей, культурой и традициями празднования Воскресения Христова в России, с народными развлечениями и играми на Светлой седмице. Многие предметы ранее принадлежали членам императорской фамилии и русской аристократии, представителям дворянства и купечества, некоторые бытовали среди простого народа.

Экспозиция включает более 300 экспонатов XVII — начала XX века, в числе которых — богослужебные облачения и иконы, произведения графики, пасхальные сувениры. Большой комплекс составляют пасхальные яйца из разнообразных материалов, в том числе созданные из стекла и фарфора.

Для православных христиан Пасха — это самое радостное и светлое событие церковного года. За неделю до праздника, в Страстную седмицу, издавна пекли куличи, красили и расписывали яйца, делали творожную пасху в форме усечённой пирамиды с изображением букв «ХВ». На Светлой седмице верующие посещали родственников, христосовались (троекратно целовались), дарили друг другу крашеные яйца и другие подарки.

Все эти обычаи нашли отражение в произведениях искусства. Большой популярностью пользовались изделия с изображением сценок с торговцами пасхальными сувенирами. Подобные предметы, изготовленные на подмосковном фарфоровом заводе Ф.Я. Гарднера во второй половине XIX века, можно увидеть на выставке.

Сервиз игрушечный (детский) с изображением петуха, куриц, цыплят
Сервиз игрушечный (детский) с изображением петуха, куриц, цыплят

Самым узнаваемым атрибутом праздника стало пасхальное яйцо. Первоначально верующие дарили и обменивались друг с другом птичьими яйцами, окрашенными в разнообразные цвета. Впоследствии кроме натуральных яиц к Пасхе стали заказывать сувенирные изделия из дерева, керамики, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.

На выставке представлены редчайшие экземпляры фарфоровых яиц, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе Петербурга в XVIII веке. Период XIX — начала XX века можно назвать фарфоровой эрой пасхальных яиц. Это явление стало подлинным культурным феноменом в России. Предметом особого культа было императорское пасхальное яйцо — его получали непосредственно из рук императора или императрицы.

Яйца пасхальные с вензелями императора Николая II и императрицы Александры Федоровны
Яйца пасхальные с вензелями императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

Широкое распространение в XIX — начале XX века получили пасхальные сувениры с вложенным сюрпризом-игрой. В экспозиции представлены такие редкие изделия из кости и дерева, внутри которых можно обнаружить миниатюрную колоду карт или шахматы, камешки и даже резинового червяка в виде пружинки-спиральки.

-10

Экспозицию дополняют пасхальные яйца, выполненные мастерами Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге в наши дни. Современные художники не только используют традиционные сюжеты и композиции, но и с профессиональным подходом вырабатывают новые приёмы декорирования.

-11

Эрмитаж

Прогулка Эрмитажу. Часть первая

Прогулка по Эрмитажу. Часть вторая

Прогулка по Эрмитажу. Часть третья

Прогулка по Эрмитажу. Часть четвертая

Прогулка по Эрмитажу. Часть пятая. Александровский зал

Прогулка по Эрмитажу. Часть шестая. Апартаменты императрицы Марии Александровны

Прогулки по Эрмитажу. Часть седьмая. Вещь с секретом