Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках...
Я не спроста взяла эпиграфом слова Александра Городницкого. Ведь сегодня мы с вами пройдемся по залам первого этажа Нового и Старого Эрмитажей. Именно портит Нового Эрмитажа украшают атланты, воспетые Городницким.
Войдя через здание Малого Эрмитажа мы сначала поднялись на второй этаж, оказавшись в Сивковом переходе повернули направо и, спустившись по лестнице попали в зал, который на карте Эрмитажа обозначен цифрами 106. В этом зале представлена римская скульптура II-III веков. Сфотографировать я его забыла. Хотя и сам зал и потолок достойны внимания. Ведь как я уже писала - эта поездка прошла под знаком интерьеров.
Итак, мы повернули направо. Зал Юпитера значится под 107 номером. В нем представлено искусство Древнего Рима I - IV веков
Зал Юпитера входит в анфиладу музейных залов Нового Эрмитажа, возведенного в1842-1851 годах по проекту Лео фон Кленце. Стены и пилястры облицованы зеленым искусственным мрамором (стюком), своды декорированы лепниной. В оформление потолка включены медальоны с портретами знаменитых скульпторов. В зале размещена экспозиция римской скульптуры.
Зал 108 представляет собой Античный дворик. Второе его название Зал Ауры. Архитектурное решение этого углового зала Нового Эрмитажа воспроизводит внутренний дворик богатого эллинистического или римского дома. Стены отделаны искусственным мрамором, восемь колонн и два столба, поддерживающие балочное перекрытие, выполнены из каррарского мрамора. Орнаментальные композиции пола созданы из разноцветного мрамора, потолок украшен лепниной. В зале выставлены произведения декоративной скульптуры эпохи эллинизма и римского времени.
В центре зала установлена Виктория Кальватоне — древнеримская статуя 2-й половины II века, найденная в 1836 году в Кальватоне. Она являет собой редкий пример древнеримской бронзы, сохранившей свою позолоту, и единственная в бывшем СССР античная бронзовая статуя в натуральную величину. На обозрение публики была представлена в декабре 2019 года.
Зал номер 109 или Зал Диониса в Новом Эрмитаже был создан для выставки древней скульптуры. Его стены отделаны темно-красным стюком, на фоне которого эффектно выделяются мраморные статуи. Римская декоративная скульптура, в основном повторявшая греческие образцы, некогда украшала сады, библиотеки, галереи и портики. Название залу дала большая статуя Диониса (II век) входившая в коллекцию императрицы Екатерины II в Царском Селе.
Напомню, что Новый Эрмитаж это первый публичный музей в России. Здание было возведенное специально для размещения художественных коллекций. Зал 110 - это Главный вход в Новый Эрмитаж. Прямо напротив входа Парадная лестница, облицованная искусственным мрамором, колонны выполнены из сердобольского гранита. Ступени белого мрамора ведут к Галерее древней живописи. Но мы идем дальше. Гуляем ведь по первому этаже.
В одной из ниш - статуя Венеры Эрмитажной. Найдена под Римом у Портезских ворот. Поступила в Эрмитаж в 1859 году. А из окон Главного входа видны знаменитые атланты
В 111 зале представлено искусство Древней Греции периода архаики и ранней классики. Изначально зал предназначался для одной из библиотек музея. На стенах помещены медальоны с профилями философов древности: Аристотеля, Платона, Цицерона. Экспозиция "Архаическая Греция. Древний Кипр" представляет шедевры коллекции: расписные вазы древних Афин, Коринфа и городов Ионии, а также памятники XXVII-V веков до н.э.
112 зал носит имя Афины. Зал с шестью монолитными колоннами сердобольского гранита также предназначался для одной из библиотек музея. Пол зала украшает мозаика VI века из христианской базилики, найденная при раскопках Херсонеса в 1853 г. Экспозиция посвящена искусству Древней Греции периода высокой классики (V век до н.э.)
Соседний, 113 зал, также посвящен классическому искусству Древней Греции.
В этом зале Лео фон Кленце предполагал разместить одну из библиотек императорского музея. Стены зала отделаны стюком (искусственным мрамором) и украшены орнаментальной росписью, колонны выполнены из красного финляндского гранита. В зале представлены римские повторения произведений греческой скульптуры второй половины V - начала IV века до н.э. Часть экспозиции составляют греческие вазы второй половины VI - V веков до н.э.
Геката, Римская работа I век до н.э. по греческому оригиналу конца Vвека до н.э.
Зал номер 114 или Зал Геракла. Здесь тоже представлено искусство Древней Греции.
Справа располагается длинная галерея - зал 119, посвящённый античности.
В советское время в зале располагалась одна из экспозиций, посвящённых Античному миру; в конце 1970-х зал был закрыт и использовался как служебное помещение; в 2010-х годах проведена капитальная реставрация помещения и в конце декабря 2019 года в зале вновь была развёрнута экспозиция посвящённая античности — Античная колонизация Северного Причерноморья.
В залах 115, 116 и 117 представлены культура и искусство античных городов Северного Причерноморья
115 зал, как и некоторые предыдущие залы изначально предназначался для одной из библиотек Нового Эрмитажа. Интересно, сколько их всего было ? Его своды, люнеты и арки украшены росписью. Экспонаты отражают своеобразие оригинальной культуры Северного Причерноморья. Основная часть античных памятников была найдена при археологических раскопках греческих городов VII - IV веков до н.э., и в первую очередь, курганных и грунтовых некрополей.
В 116 зале - представлены находки из курганов Боспорского царства V – I веков до нашей эры: деревянные саркофаги с позолоченными рельефами, керамические и металлические сосуды, изделия из слоновой кости с гравированным рисунком и терракотовые статуэтки. Произведения были обнаружены в результате работы археологических экспедиций Государственного Эрмитажа.
В зале 117 представлены настенные росписи и элементы архитектурного декора Северного Причерноморья, в том числе фрагмент облицовки стен святилища с полихромной росписью и граффити из Нимфея с изображением кораблей и воинов – свидетельство из истории Боспорского царства эллинистической эпохи. Произведения были обнаружены в результате работы археологических экспедиций Государственного Эрмитажа.
В зале номер 118, он кстати тупиковый, или Зале ваз представлены античные вазы и амфоры. Среди них апулийские погребальные вазы, изготовленные в 380-315 годах до н.э., аттические чернофигурные амфоры VI-V веков до н.э.
Следующий зал - Зал 120 или зал резных камней. Здесь представлены геммы. В античности весьма своеобразно, по ассоциации с почками растений, «геммами» называли цветные камни узорчатой текстуры. Со временем "геммами" стали называться только те камни, которые отличались блеском, твёрдостью, яркостью и насыщенностью окраски. Такие камни использовали в качестве украшений. Особая твёрдость полудрагоценных или поделочных камней подсказала идею использовать их для резьбы. Античные геммы носили в виде застёжек на одежде, как медальоны в оправе из драгоценных металлов. Часто геммы украшали перстни с печаткой. Геммы часто использовались как печати и амулеты
При изготовлении гемм используют различные материалы. Обычно для нижних слоев камей берётся более тёмный материал, чтобы на его фоне выделялось резное изображение из более светлого камня. Часто используют сардоникс, имеющий слои различной расцветки. Также в производстве гемм применяют агат, гематит, гранаты, сердолик.
Красиво офромлен и сам зал.
Пол в этом зале - мозаичный. Он собран из деревянных деталей. Бывает, что детальки вылетают. Их собирают, а когда наберется большое количектво зал закрывают и проводят реставрацию пола. Об этом нам рассказала служительница Эрмитажа. Кстати такой мозаичный пол не только в этом зале Эрмитажа. Да и не только в Эрмитаже. Фрагмент такого пола есть в Мраморном дворце и я о нем рассказывала.
Зал 121 Нового Эрмитажа первоначально предназначался для выставки древностей Боспора Киммерийского. Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором), потолок расписан орнаментальным узором. В экспозиции представлены произведения скульптуры (римские повторения с греческих оригиналов), мелкой бронзовой и терракотовой пластики, керамики и ювелирного искусства эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.). Особого внимания заслуживает коллекция танагрских терракотовых статуэток, а также часть богатейшего собрания резных камней.Зал культуры и искусства эпохи эллинизма
Залы 121-126 это Бриллиантовая или Особая кладовая. Вход туда за отдельные деньги и только по сеансам.
Следующий зал первого этажа - Зал Августа имеет номер 127. В великолепном "Кабинете скульптуры" представлен римский скульптурный портрет от республики до ранней империи. Это один из самых блестящих периодов в истории искусства Древнего Рима.
Коллекция скульптурного портрета представлена галереей образов правителей Рима - Октавиана Августа и членов его семьи, императоров Тиберия и Нерона.
129 зал носит название Помпеянского. Это небольшой кабинет, декорированный росписями в неогреческом стиле и изначально предназначенный для экспонирования драгоценностей и мелких раритетов.
Витрины зала изготовлены в XIX веке по рисункам Лео фон Кленце. Отделка стеклянных обелисков и пирамидок с украшениями из позолоченной бронзы, а также шкафов из карельской березы, исполнена в том же стиле, что и декор зала. В экспозиции представлена часть богатейшей коллекции изделий римского прикладного искусства I-III веков - эпохи расцвета художественных ремесел.
Левая дверь ведет в Зал Большой вазы, который на карте Эрмитажа числится под 128 номером.
По первоначальному замыслу архитектора Лео фон Кленце зал должен был стать главным вестибюлем императорского Нового Эрмитажа. Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами белого мрамора. Стены облицованы искусственным мрамором, до возведения которых в зале была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой 2,57 метра и весом 19 тонн. Ее автор - архитектор А.И. Мельников. Здесь также представлены памятники эпохи императоров Траяна и Адриана (конец I - II века) - часть великолепного собрания римского скульптурного портрета.
Последний в списке залов первого этажа Нового Эрмитажа - Двадцатиколонный зал, зал номер 130. Из Помпеянского зала в него ведет правая дверь. Зал предназначался для выставки античных ваз Императорского музея и до сих пор сохранил свое первоначальное назначение. По замыслу архитектора Леон фон Кленце декор зала составляет единое целое с экспозицией. Общий вид зала с двумя рядами монолитных колонн из сердобольского гранита создает впечатление греческого храма. Капители колонн, кессонированный потолок и стены покрыты росписью, мотивы которой восходят к декору античных ваз. Пол в подражание античной традиции выполнен в технике каменной мозаики; шкафы из карельской березы и амаранта были специально спроектированы для экспонирования ваз. В экспозиции зала представлена коллекция искусства Древней Италии конца IX-II веков до н.э., в основном это вазы из Этрурии и областей Южной Италии.
Ах да... На первом этаже есть еще один маленький зал, обозначенный на плане номером 131. Здесь находится выставка «Южноиталийские вазы периода расцвета», которая является продолжением экспозиции зала. Просто в зале было очень много народу (каникулы все-таки) и мы его просто пропустили.
Ну а дальше нас ждала парадная лестница здания Большого или Старого Эрмитажа. Она была создана архитектором А.И. Штакеншнейдером в середине XIX века. Второе название этой лестницы - Советская. Ее наименование связано с тем, что в XIX столетии первый этаж здания был отведен для Государственного Совета и кабинетов министров. «Советским» также называется подъезд, ведущий с Дворцовой набережной в вестибюль. Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы.
На верхней площадке лестницы можно увидеть стол из темного мрамора, малахита, лазурита и агата. На столе установлена триумфальная арка, украшенная агатами, яшмами, халцедоном, аметистом и рельефоной мозаикой. На арке два латинских дивиза: " Вот этот славный муж", а с другой стороны "Еще не было никого превыше его".
Среди украшений верхней площадки лестницы - малахитовая ваза изготовленная в Екатеринбурге в 1850-х годах.
Ну и на этом сегодня все.