Продолжаем гулять по Эрмитажу. Сегодня второй этаж Старого и части Нового Эрмитажа.
Итак, поднявшись на второй этаж по Советской песочнице мы повернули направо и оказались в зале номер 207.
Это зал, где представлено искусство Италии эпохи Возрождения XIII -XVвеков. Также это первый зал Невской анфилады Старого или Большого Эрмитажа.
Из зала открываются дороги в две параллельные галереи. Мы выбрали правую дверь.
Зал номер 217 - Зал искусства Венеции XV—XVI веков, открывающий надворную анфиладу Старого Эрмитажа.
Следующие три зала, с 218 - по 220 знакомят посетителей с искусством Венеции XVI веков.
Как я уже писала - моей целью не было знакомство с работами художников. Тем более, что и в школе и в ГИТИСе мы ввсе это довольно подробно изучали. Поэтому внимание я в большей степени уделяля интерьерам а не произведениям искусста.
А как мне кажется интерьеры Эрмитажа достойны отдельного внимания.
Отдельный зал отдан под шедевры Тициана. Это зал номер 221.
В зале номер 222 снова представлено искусство Венеции XVI века.
В последнем, 223, зале представлено декоративно-прикладное искусство Венеции XV—XVI веков.
Дверные молотоки итальянских мастеров традиционно выполнены в виде кольца. Их называют молотками санктуария. Подобные молотки использовали на дверях церквей и монастырей. В Средние века считалось, что человеку, спасающемуся от преследования, достаточно схватиться за молоток, чтобы оказаться под защитой церкви и получить неприкосновенность.
Венецианское или муранское, стекло. Восхитительное, утонченное. Чаши, сосуды, кушинчики, бокалы...
Здесь же представлены предметы из меди, украшенные эмалью.
В следующем, 216 , зале две анфилады снова соединяются. Честно говоря не очень удобно, что между анфиладами нет проходов, лишь один - в зале Тициана, который соединен с залом Леонардо Да Винчи. Поэтому мы повернули обратно и, войдя в 207 зале в левую дверь, начали знакомство с залами Невской анфилады.
В зале номер 208 представлено искусств Италии эпохи Возрождения XIV-XV веков. Здесь можно увидеть образцы религиозной и светской живописи разных школ.
Отдельного внимания заслуживает потолок зала, в отделке которого присутствует лепнина и позолота.
Зал 209 посвящен искусству Италии эпохи Возрождения XV в.
В зале экспонируется искусство Раннего Возрождения, преимущественно представителей новаторской флорентийской школы.
В зале 210 представлено искусство Италии эпохи Возрождения XV века. Среди скульптурных работ, представленных в зале преобладают произведения известной флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.
Представленный в зале мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем» был создан одним из ведущих флорентийских скульпторов второй половины XV века Антонио Росселлино.
Следующий зал совсем маленький. Чуть шире двери на фотографии. Это зал 211.Интересно, что тут было раньше. Сейчас зал посвящен итальянскому искусству эпохи Возрождения XV века.
Зал 212. В зале находятся произведения мастеров разных итальянских школ XV – начала XVI века.
213 зал посвящен искусству Раннего Возрождения. Створки складного трехчастного алтаря «Святой Иероним» и «Святой Доминик» исполнил знаменитый флорентийский живописец Сандро Боттичелли.
Самый большой интерьер Старого Эрмитажа - зал 214 или Зал Леонардо да Винчи. Он двусветный. В зале сохранился эффектный декор, созданный в 1850-е годы зодчим А.И. Штакеншнейдером в духе Большого стиля французского искусства XVII века.
Зал номер 215 посвящен преимущественно «школе Леонардо да Винчи» – творчеству учеников и последователей великого мастера.
Последний, угловой зал Невской анфилады, зал номер 216.
В нем представлены работы также относящиеся к итальянскому искусству эпохи Возрождения. Точнее к течению в искусстве Позднего Возрождения носящего название маньеризм. Оно было рождено стремлением художников к творческой свободе.
Из небольшого зала, который соединяет экспозиции Большого Эрмитажа и Лоджий Рафаэля, одна из дверей ведёт в фойе Эрмитажного театра, зал номер 225. Это переходная галерея, отделка которой выполнена архитектором Л. Бенуа в 1903 году в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проемы и стенные панно. Из высоких оконных проемов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.
На потолке живописные вставки – копии с картин итальянского мастера XVII века Луки Джордано: Суд Париса, Триумф Галатеи и Похищение Европы, над дверью – Пейзаж с руинами французского художника XVIII века Гюбера Робера, на стенах – портретная живопись XVIII-XIX веков.
226 зал или Северный кабинет. Он, как и Южный кабинет был спретирован архитектором Лео фон Кленце по обоим их концам Лоджий Рафаэля. Северный кабинет занимает часть бывших Лоджий.
Отделка обоих кабинетов выполнена по эскизам Лео фон Кленце. Орнаментальные росписи, выполненные темперой по штукатурке, перекликаются с гротескной живописью Лоджий Рафаэля, создавая гармонию декоративного убранства залов. На фотографиях Южный кабинет.
Зал 227 - это знаменитые Лоджии Рафаэля. Они располагаются вдоль Зимней канавки и быи специально возведенены по проекту архитектора Д. Кваренги в 1792 году. Во время строительства Нового Эрмитажа Лео фон Кленце сохранил Лоджии, включив восточный фасад Корпуса Лоджий в структуру здания.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотого дома"
Копии фресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством К. Унтербергера. Свёрнутые в трубку полотна привезли в Петербург и разместили на построенных галереях. Когда при первоначальной примерке полотен выяснилось, что они не подходят по размеру к выстроенному помещению, императрица предпочла перестроить галерею, а не перерисовать полученные картины.
Зал номер 229 носит имя Рафаэля
В декоре этого зала музея Новый Эрмитаж использованы мотивы искусства эпохи Возрождения. Здесь представлены два шедевра Эрмитажа - картины Рафаэля "Мадонна Конестабиле" (1504) и "Святое Семейство" (1505-1506). Экспозиция включает произведения итальянских мастеров XV-XVI веков, в том числе учеников Рафаэля: скульптурная группа "Мертвый мальчик на дельфине" приписывается Л. Лоренцетти, картон для шпалеры "Шествие с быками и слонами" создан Дж. Романо. В зале представлены майолика, шпалера "Аполлон и знаки зодиака", а также художественная мебель.
230 зал или Зал фресок Рафаэля первоначально служил «Кабинетом отдохновения» императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I). Он открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, задуманных для развески картин небольших размеров и получивших название – Кабинеты. Позднее в его стены вмонтировали фрески школы Рафаэля – цикл росписей учеников великого мастера, повторивших в большем масштабе композиции стуфетты – ванной комнаты – в апартаментах кардинала Биббиены в Ватикане, которые были созданы в 1516 году Рафаэлем совместно с учениками.
В зале выставлено единственное находящееся в России произведение Микеланджело (1475 – 1564) – статуя «Скорчившийся мальчик».
А фрески находятся в настоящий момент на реставрации.
Залы с 231 по 236 - упомянутые выше Итальянские кабинеты.
В 231 зале экспонируется итальянское искусство XVII века. В витринах - итальянское кружево.
Среди экспонирующихся в зале номер 232 произведений итальянских мастеров XVII века – шедевр великого реформатора живописи Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней».
В зале номер 233 экспонируются произведения представителей генуэзской школы. В зале представлено полотно Алессандро Маньяско «Привал бандитов», исполненное в свойственной художнику острой, экспрессивной манере.
В следующем итальянском кабинете - зале номер 234 - представлено искусство XVII–XVIII веков, преимущественно живопись неаполитанских мастеров.
235 зал посвящен итальянскому искусству XVII–XVIII веков. Среди произведений работа Стефано Торелли "Портрет графини А.А.Чернышевой".
И полотно кисти Джованни Паоло Паннини - "Внутренний вид собора св.Петра в Риме"
В 236 зале экспонируется итальянское искусство XVIII века, преимущественно живопись блистательной венецианской школы.
Зал 240 - Испанский кабинет, где выставлены произведения испанского искусства XV–XVI веков.
Соседнй 239 зал называется Испанский просвет. Это один из трех больших залов Нового Эрмитажа, предназначенных для экспонирования крупных полотен. Свод и фриз зала покрыты позолоченным лепным орнаментом, ваза и торшеры, выполненные из коргонского порфира, декорированы золоченой бронзой. Экспозиция представляет живопись Испании XVII-XVIII веков.
Металлические конструкции для сводов были изготовлены в Петербурге на заводе Э. Нобеля и Н. Отарева. Благодаря этому техническому новшеству были созданы наилучшие условия для энспонирования живописных полотен в естественном освещении. Падуги и своды интерьера отделаны лепными золочеными рельефами-арабесками. По фризу расположены круглые медальоны с изображениями ныдающихся художников Голландии, Фландрии и Германии.
В отделке интерьера принимали участие лучшие из мастеров столицы Российской империи (А. Бирбасов, Д. Иенсен, К. Клейн, Н. Тарасов, И. Реймерс). Интерьер зала дополняют изделия Колыванской шлифовальной фабрики из серо-фиолетового коргонского порфира: канделябры и чаша.
Зал 238 - Большой итальянский просвет
Второй или центральный из трех огромных парадных залов Нового Эрмитажа, имеющих "верхнее освещение". В зале развернута экспозиция итальянской живописи XVII-XVIII веков. Своды зала декорированы лепным орнаментом, в котором преобладают ренессансные мотивы. Здесь, как и в других залах Нового Эрмитажа, можно видеть мебель, созданную в XIX веке по рисункам Кленце и Монферрана. Зал украшают изделия русских мастеров-камнерезов XIX века.
Первоначально это и два соседних помещения называли Императорским Музеумом. Они являются самыми поздними постройками из дворцового комплекса.
Малый итальянский просвет - зал 237. Нныне здесь представлена экспозиция «Искусство Италии конца XVI - XVII века». Своды интерьера сплошь отделаны заглубленными восьмигранными розеттами и орнаментальными композициями с большим количеством позолоты. В отделке интерьера принимали участие лучшие из мастеров столицы Российской империи (И. Герман, семья Тарасовых). В центре зала гарнитур из лазурита: вазы и золоченые столы со столешницами из того же камня, выполненные на Екатеринбургской гранильной фабрике. Мебельный гарнитур создан по проекту архитектора К. Росси.
Зал номер 243 называется Рыцарским залом.
В нем выставлена часть оружейных предметов, изготовленных в Италии, Франции и Германии в XVI ― XVII веках. Мечи, шпаги, кинжалы, сабли, экзотические шестоперы и коузы мастеров того времени, размещены в витринах и выставочных шкафах.
В зале предметы турнирного, охотничьего и парадного вооружения, представлена также коллекция доспехов. Есть простые конструкции, весящие не больше 20 килограмм, а есть и парадно украшенные гравировкой, воронением и резьбой, со сборчатыми рукавами и имитацией разрезов на штанах.
Здесь же установлены чучела лошадей, облаченные в защитные пластины, однако для военных действий рыцари использовали не обычных коней, а дестриэ ― жеребцов с определёнными свойствами, выносливых и способных к перевозке крупных предметов. Именно от них пошли современные породы тяжеловозов, шайров и першеронов.
Пожалуй на сегодня достаточно. По второму этажу догуляем в следующий раз. )))