В очередной раз прогуливаясь по залам Зимнего Дворца, я обещала отдельно рассказать про Александровский зал. Кроме того, что он красив сам по себе, меня в нем, однозначно, привлекают витрины, в которых представлено европейское художественное серебро XVI – XIX веков. Но сначала все-таки о зале.
Александровский зал был создан по проекту архитектора А. П. Брюллова при восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года и посвящен памяти императора Александра I и событиям Отечественной войны 1812 года.
A.П. Брюллов осуществил необычайно смелое для своего времени пространственное решение, перекрыв грандиозное двусветное помещение не плоским потолком, как во всех парадных залах дворца, а четырьмя пологими сводами. Многие элементы он трактовал, используя формы готики - средневекового архитектурного стиля, декоративные и конструктивные возможности которого волновали воображение зодчих на протяжении всего XIX века. В результате был создан новый по звучанию архитектурный образ: парадный зал главной императорской резиденции превратился в своеобразный храм, посвященный славе русского оружия.
Идейное значение зала постепенно раскрывается при «прочтении» основных тем декора. Традиционные композиции из военных арматур над каминами и в простенках между окнами второго яруса сразу позволяют почувствовать идею военного триумфа. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого. Они чередуются с лепными аллегорическими фигурами Славы.
Верхнюю часть торцевой стены занимает огромный медальон с профильным изображением Александра I в виде древнеславянского божества Родомысла, олицетворяющего мудрость и храбрость, также выполненный по медали Ф. П. Толстого. Скульптор словно напоминал, что в манифесте о начале войны император называл соотечественников "храбрым потомством храбрых славян". Это символическое изображение, обрамленное с двух сторон фигурами Славы, осеняло расположенный в торцевой части зала исторический портрет императора Александра - работы Дж. Доу. Портрет был помещен в резную раму, по сторонам обрамленную двумя колоннами, увенчанными двуглавыми орлами и опирающимися на пьедестал, к которому вели ступени. Живописное полотно великолепно рисовалось на фоне драпировки, свободно провисающие полотнища которой были украшены золочеными деревянными лавровыми венками.
Расположенный же на противоположной стене, обращенной окнами на Дворцовую площадь, рельефный фриз «Триумф Александра Македонского» напоминал о великом герое древности, одновременно вызывая ассоциации с недавними историческими событиями и аллюзии с главным их героем и заставляя звучать как вневременные тему Победы и Триумфатора.
При оформлении зала А. П. Брюллов, несомненно, учитывал открывающийся отсюда вид на Дворцовую площадь и Александровскую колонну - главный памятник Отечественной войне и царю-триумфатору.
Ну, а теперь обратим свое внимание на экспозицию, в которой представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.
Конечно я не буду рассказывать обо всей экспозиции. Покажу лишь некоторые ее экспонаты.
Этот туалетный прибор был выполнен для княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной графини Чернышевой, ставшей прототипом Пиковой дамы в одноименной повести А.С.Пушкина. Туалет был изготовлен известным французским ювелиром Ануаном Булье, заказчиком которого были представители знаменитых аристократических семей Европы.
Серебряная Курильница изготовлена во Франции в 1625-1630 годах.
Предметы из сервиза который находился в собрании князей Юсуповых. Изготовлены мастером Иоганном Мартином Затцгером в 1749-1751 годах.
Серебряный пладеменаж изготовлен в Германии в 1731-1732 годах мастером Иоганном Людвигом II Биллером. Пладеменаж - столовый прибор, характерный для придворного искусства Франции XVIII века. Представляет собой большой поддон, на котором установлены ваза для фруктов или сладостей, а также ароматницы, солонки, хрустальные ёмкости для специй, подсвечники.
Еще один пладеменаж. Изготовлен мастером Клодом Балленом II во Франции в 1727 году.
Судок для специй ранее находился в собрании графини Е.В.Шуваловой. Изготовлен во Франции в 1761-1767 годах мастером Жаном Батистом Шере.
Предметы из сервиза "Ампир". Изготовлены во Франции около 1824 года Жаном-Батистом-Клодом Одио.
Предметы из сервиза великого князя Михаила Павловича изготовлены тем же мастером и в то же время, что и предыдущий сервиз.
Предметы из сервиза великой княгини Екатерины Михайловны. Изготовлены английской фирмой "Хант и Роскелл", мастером Джоном Хант в 1850 году.
Дарохранительница Архиепископа Санкт-Петербургского Архимандрита Александро-Невской Лавры Феодосия. Изготовлено в Германии Бернхардом Генрихом Вейе.
Настольное украшение в виде Корабля из собрания князей Юсуповых. Изготовлено в Германии в 1620-е годы. Мастер Эсайя цур Линден .
Очень понравился Кубок-верблюд. Он изготовлен в Германии в 1630-1650 годах. Мастер Вольф Кристоф Риттер. Ранее находилось в собрании графов Шереметевых.
Еще один кубок - Водолей. Изготовлен в Германии около 1665 года мастером Кристианом I Харнунг.
Рукомойный прибор - Германия - 1736-1737 год. Мастер Иоганн Якоб Адам.
Потрясающий чайный сервиз принадлежал графине Л.А.Мусиной-Пушкиной. Изготовлен в Германии мастером Тобиасом Бауром около 1705 года.
Кофейный сервиз, так же как и чайный, изготовлен в Германии, но в 1717-1718 годах. Мастер Иоганн Ауфенверт.
Кубок-корабль из собрания князей Юсуповых. Первая половина XVII века, Германия. Мастер - Ганс Людвиг Кинле(н)
Чаша из меди и кораллов изготовлена на Сицилии в 1620-1630 годах.
Чернильный прибор изготовлен в Англии в 1741 году. Мастер Пауль Креспин
Предметы из Парижского сервиза, заказанного императрицей Елизаветой знаменитому французскому мастеру Франсуа Тома Жермену. Сервиз состоял из 280 предметов и был самой известной работой мастера. Сервиз создавался с 1759 по 1761 год.
Еще один сервиз - Орловский. Он насчитывал более 2000 предметов и был изготовлен в 1769-1773 годах французскими мастерами: Жаком Ретьером и его сыном Жаком-Николя Ретьером. Екатерина Великая заказала сервиз для собственного пользования, но потом подарила его своему фавориту, графу Григорию Григорьевичу Орлову. После смерти Орлова императрица выкупила сервиз у наследников графа, и он оставался в императорском собрании до того момента, когда советское правительство выставило его на проходивший в 1930-х годах в Берлине аукцион. Отдельные предметы из сервиза впоследствии перепродавали ведущие парижские арт-дилеры и в результате оказались в крупнейших частных собраниях таких семей, как Ротшильд, Камондо и Ортиц-Патино, а также в мировых музеях (Лувр, Метрополитен-музей, петербургский Эрмитаж и другие). Сервиз (до наших дней сохранилась, к сожалению, всего десятая часть всех предметов) представляет собой настоящий шедевр, оформленный в стиле рококо и позднего барокко. Сегодня в коллекции Эрмитажа насчитывается 39 предметов Орловского сервиза.
Следующий экспонат - Фонтан для вина, а не самовар, как можно было бы подумать. Он изготовлен в Германии около 1716 года мастером Иоганном I Бартерманном.
Еще один экспонат заслуживающий внимания - Лохань-холодильник герцога Скарлсдейла. Она изготовлена в Англии в 1726 году. Мастер Пол де Ламери.
Ну и еще немного красоты: кубки, письменные приборы, сервизы. Точнее отдельные предметы из сервизов
Спасибо, что прогулялись со мной. Надеюсь было интересно.