Мы вновь отправляемся на прогулку по залам Зимнего дворца. Сегодня я расскажу про апартаменты императрицы Марии Александровны.
В Зимнем Дворце царствующие особы жили на втором этаже. Личные апартаменты императоров и членов их семьи в Зимнем называли
«половинами». В разные времена насчитывалось десятка полтора жилых половин и несколько запасных - для высочайших особ, прибывших с визитами из-за границы. Каждая половина имела несколько
парадных комнат для приема гостей, кабинет, спальню, гардеробную, ванную, буфетную и другие помещения.
В 1841 году, к свадьбе Великого князя Александра Николаевича и Великой княгини Марии Александровны, в Зимнем дворце была создана новая половина для супруги наследника престола. Одним из любимых покоев Марии Александровны и ее семьи стал будуар, зал номер 306, оформленный по проекту архитектора А.Брюллова.
Изначально интерьер комнаты был решен в холодных тонах, стены обтянуты шелком с синими узорами на светлом фоне. Такой же тканью была обита мебель, созданная в мастерской известного мастера Гамбса. Здесь супруги любили проводить время за утренним чаем. Здесь же проходили поэтические вечера - многие знаменитые литераторы читали здесь свои произведения. В начале 1850-х годов Мария Александровна решила изменить интерьеры своих комнат. Будуар был полностью переделан одним из ведущих архитекторов середины XIX века Г.А. Боссе, оформившего интерьер в стиле "второго рококо". Сдержанную синюю гамму сменил сочный гранатовый цвет обивки стен, эффектно подчеркнутый причудливыми завитками растительного орнамента. Прежний цилиндрический свод зодчий заменил плоским потолком, богато декорированным золочеными узорами. В центре потолка - зеркало в изысканной раме. На месте старой полуциркульной ниши Боссе создал прямоугольный альков, обрамленный аркой сложной формы, которую поддерживают кариатиды.
Интерьеры будуара, пережив бурные события начала XX века уцелели и сохранились до наших дней в первозданном виде. Лишь в 60-е годы прошлого века, обветшавшая драпировка стен была заменена новой, созданной по старым технологиям. На одной из стен будуара, реставраторы оставили подлинный фрагмент брокатели (шелковой ткани с металлической нитью), которая была заказана в середине XIX века на парижской фабрике Картье. Мягкая золоченая мебель создает ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золоченая люстра, отражаясь в зеркалах, дополняет эффектное убранство интерьера.
Интерьер зала 305 или Малинового кабинета был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях.
В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера.
В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.
Зал 304 - Золотая гостиная.
Пожалуй, это самый роскошный интерьер Зимнего дворца. Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 годах. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. По замыслу архитектора, стены и свод были покрыты белым искусственным мрамором, а позолотой выделен лишь тонкий лепной орнамент. Позднее произвели сплошное золочение.
Также первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а поле между ними затянуть тканью. Однако концепция оформления зала была изменена под влиянием императора Николая I, который взял за образец Тронный зал резиденции курфюрстов в Мюнхене. Об этом упоминает и сама Мария Александровна в письме к брату Карл: «Большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей». Согласно описи 1841 года гостиная выглядела так: «Стены и карниз из фальшивого мрамора с орнаментом сплошь вызолоченные, панель фальшивого мрамора, окрашенная масленою краскою под лапис-лазурь, с вызолоченными в филенках рамками. Свод и падуги с лепными вызолоченными украшениями, а между ними с побелкою.»
В 1840-е годы облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной работы Джоаккино Ринальди, вызолоченные двери и великолепный паркет.
В витринах Золотой гостиной экспонируются произведения камнерезного искусства. Основу этого собрания заложила Екатерина II, когда приобрела во Франции полторы тысячи камей и инталий из родовой коллекции герцогов Орлеанских. Позднее последовали другие приобретения. Самые ранние геммы датируются IV веком до н. э.
По легенде, именно здесь после убийства террористами Александра II его наследник решал судьбу начатых отцом реформ.
Белый зал или зал номер 289, как и другие апартаменты юго-западной части Зимнего дворца, был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году. Интересно, что этот зал был создан на месте бывших трёх гостиных.
Грандиозный по размерам двусветный парадный зал использовался для торжеств. Выдержанный в белых тонах интерьер отличается богатством пластического декора. В центральной части зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.
На выставке искусства Франции второй половины XVIII века представлены пейзажи Г. Робера, портреты Ж.-Л. Вуаля и М.-Л.-Э. Виже-Лебрен, огромная ваза севрского фарфора, а также работы знаменитого мебельщика эпохи классицизма Д. Рентгена.
В зале установлены позолоченные бронзовые бра-консоли, спасённые во время пожара, ранее украшавшие Овальный зал Марии Федоровны. Светильники выполнены в 1827 году мастером А. Гёде по рисунку О.Р.Монферрана.
Еще два зала апартаментов Марии Александровны были закрыты. 307 зал - Синяя спальня. Там расположилась временная выставка. 308 зал - Зеленая столовая.
Ну и конечно, до новых встреч.