Найти тему
Записки артистки балета

Прогулка по Эрмитажу. Часть шестая. Апартаменты императрицы Марии Александровны

Оглавление

Мы вновь отправляемся на прогулку по залам Зимнего дворца. Сегодня я расскажу про апартаменты императрицы Марии Александровны.

В Зимнем Дворце царствующие особы жили на втором этаже. Личные апартаменты императоров и членов их семьи в Зимнем называли
«половинами». В разные времена насчитывалось десятка полтора жилых половин и несколько запасных - для высочайших особ, прибывших с визитами из-за границы. Каждая половина имела несколько
парадных комнат для приема гостей, кабинет, спальню, гардеробную, ванную, буфетную и другие помещения.

В 1841 году, к свадьбе Великого князя Александра Николаевича и Великой княгини Марии Александровны, в Зимнем дворце была создана новая половина для супруги наследника престола. Одним из любимых покоев Марии Александровны и ее семьи стал будуар, зал номер 306, оформленный по проекту архитектора А.Брюллова.

Изначально интерьер комнаты был решен в холодных тонах, стены обтянуты шелком с синими узорами на светлом фоне. Такой же тканью была обита мебель, созданная в мастерской известного мастера Гамбса. Здесь супруги любили проводить время за утренним чаем. Здесь же проходили поэтические вечера - многие знаменитые литераторы читали здесь свои произведения. В начале 1850-х годов Мария Александровна решила изменить интерьеры своих комнат. Будуар был полностью переделан одним из ведущих архитекторов середины XIX века Г.А. Боссе, оформившего интерьер в стиле "второго рококо". Сдержанную синюю гамму сменил сочный гранатовый цвет обивки стен, эффектно подчеркнутый причудливыми завитками растительного орнамента. Прежний цилиндрический свод зодчий заменил плоским потолком, богато декорированным золочеными узорами. В центре потолка - зеркало в изысканной раме. На месте старой полуциркульной ниши Боссе создал прямоугольный альков, обрамленный аркой сложной формы, которую поддерживают кариатиды.

Интерьеры будуара, пережив бурные события начала XX века уцелели и сохранились до наших дней в первозданном виде. Лишь в 60-е годы прошлого века, обветшавшая драпировка стен была заменена новой, созданной по старым технологиям. На одной из стен будуара, реставраторы оставили подлинный фрагмент брокатели (шелковой ткани с металлической нитью), которая была заказана в середине XIX века на парижской фабрике Картье. Мягкая золоченая мебель создает ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золоченая люстра, отражаясь в зеркалах, дополняет эффектное убранство интерьера.

-4

Интерьер зала 305 или Малинового кабинета был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях.

В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера.

-6

В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.

-7

Зал 304 - Золотая гостиная.

Пожалуй, это самый роскошный интерьер Зимнего дворца. Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 годах. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. По замыслу архитектора, стены и свод были покрыты белым искусственным мрамором, а позолотой выделен лишь тонкий лепной орнамент. Позднее произвели сплошное золочение.

Также первоначальный проект Брюллова предполагал расчленить стены парными колоннами, а поле между ними затянуть тканью. Однако концепция оформления зала была изменена под влиянием императора Николая I, который взял за образец Тронный зал резиденции курфюрстов в Мюнхене. Об этом упоминает и сама Мария Александровна в письме к брату Карл: «Большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей». Согласно описи 1841 года гостиная выглядела так: «Стены и карниз из фальшивого мрамора с орнаментом сплошь вызолоченные, панель фальшивого мрамора, окрашенная масленою краскою под лапис-лазурь, с вызолоченными в филенках рамками. Свод и падуги с лепными вызолоченными украшениями, а между ними с побелкою.»

В 1840-е годы облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной работы Джоаккино Ринальди, вызолоченные двери и великолепный паркет.

В витринах Золотой гостиной экспонируются произведения камнерезного искусства. Основу этого собрания заложила Екатерина II, когда приобрела во Франции полторы тысячи камей и инталий из родовой коллекции герцогов Орлеанских. Позднее последовали другие приобретения. Самые ранние геммы датируются IV веком до н. э.

-11

По легенде, именно здесь после убийства террористами Александра II его наследник решал судьбу начатых отцом реформ.

Белый зал или зал номер 289, как и другие апартаменты юго-западной части Зимнего дворца, был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году. Интересно, что этот зал был создан на месте бывших трёх гостиных.

Грандиозный по размерам двусветный парадный зал использовался для торжеств. Выдержанный в белых тонах интерьер отличается богатством пластического декора. В центральной части зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.

На выставке искусства Франции второй половины XVIII века представлены пейзажи Г. Робера, портреты Ж.-Л. Вуаля и М.-Л.-Э. Виже-Лебрен, огромная ваза севрского фарфора, а также работы знаменитого мебельщика эпохи классицизма Д. Рентгена.

В зале установлены позолоченные бронзовые бра-консоли, спасённые во время пожара, ранее украшавшие Овальный зал Марии Федоровны. Светильники выполнены в 1827 году мастером А. Гёде по рисунку О.Р.Монферрана.

Еще два зала апартаментов Марии Александровны были закрыты. 307 зал - Синяя спальня. Там расположилась временная выставка. 308 зал - Зеленая столовая.

Ну и конечно, до новых встреч.

Эрмитаж

Прогулка Эрмитажу. Часть первая

Прогулка по Эрмитажу. Часть вторая

Прогулка по Эрмитажу. Часть третья

Прогулка по Эрмитажу. Часть четвертая

Прогулка по Эрмитажу. Часть пятая. Александровский зал