Найти в Дзене
Тракторист-Моторист ☑️

💥 55 лет Павлодарскому тракторному заводу 🏭: история и современность

Памятник трактору ДТ-75 "Казахстан"
Памятник трактору ДТ-75 "Казахстан"

===

В 1966 году в городе Павлодаре Казахской ССР началось строительство тракторного завода. И уже в 1968 году с конвейера Павлодарского тракторного завода имени В.И. Ленина сошел первый гусеничный трактор.

Трактор ДТ-75 был разработан на Волгоградском тракторном заводе и серийно выпускался в Волгограде с 1963 года. А гусеничные тракторы ДТ-75 Павлодарского завода получили имя собственное «Казахстан».

Кстати, трансмиссии для казахстанских тракторов ДТ-75 поставлял омский завод «Сибзавод» (Сибирский завод сельскохозяйственного машиностроения).

---

Сборочный цех (конвейер) Павлодарского тракторного завода
Сборочный цех (конвейер) Павлодарского тракторного завода

===

В 1975 году на Павлодарском тракторном заводе был выпущен 100-тысячный трактор ДТ-75М (с двигателем А-41), производство постоянно наращивалось, и в 1980 году с конвейера сошел 300-тысячный трактор «Казахстан».

На максимальную мощность Павлодарский тракторный завод вышел в 1984 году: всего за этот год было произведено 55 тысяч единиц техники под торговой маркой «Казахстан».

300-тысячный трактор ДТ-75 "Казахстан" (1980 год)
300-тысячный трактор ДТ-75 "Казахстан" (1980 год)

===

В 1986 году гусеничный трактор «Казахстан» ДТ-75М модернизировали – он получил новую более комфортабельную кабину и заводской индекс ДТ-75МЛ.

В 1989 году на промышленную модификацию казахстанского трактора установили двигатель Д-440 (производства Алтайского моторного завода) мощностью 95 лошадиных сил, и он получил индекс ДТ-90П.

Бульдозер ДЗ-130 на базе трактора ДТ-90П
Бульдозер ДЗ-130 на базе трактора ДТ-90П

===

Кроме того, в 1991 году в Павлодаре на базе гусеничного трактора ДТ-75МЛ был разработан колёсный трактор ДТ-75МЛК, но дальше опытного производства дело не пошло.

Всего за годы производства до 1997 года казахстанским заводом было выпущено более 865 тысяч гусеничных тракторов различных модификаций.

Колёсный трактор ДТ-75МЛК, разработанный на Павлодарском заводе
Колёсный трактор ДТ-75МЛК, разработанный на Павлодарском заводе

===

Но в 1998 году Павлодарский тракторный завод был признан банкротом.

После смены собственника завода, в Павлодаре планировалось производить новую модель гусеничного трактора Т-95.4 (тягового класса 4.0) с двигателем мощностью 120 лошадиных сил.

Но в связи с возникшими проблемами у поставщика трансмиссий (омский завод «Сибмаш») этот проект так и не был реализован в полном объёме – всего в 2001 году было выпущено около 150 тракторов Т-95.4.

Трактор Т-95.4 "Казахстан"
Трактор Т-95.4 "Казахстан"

===

В дальнейшем, при поддержке государства, в Павлодаре делались попытки выпуска на мощностях завода тракторов по лицензии Ташкентского тракторного завода.

А в 2005 году была предпринята попытка возродить производство тракторов совместно с Минским тракторным заводом – был заключен контракт на сборку тракторов «Беларус».

Но и этот контракт не был реализован, и в 2006 году правительство Казахстана приняло решение о прекращении попыток реанимировать Павлодарский тракторный завод.

Тракторы ДТ-75 Павлодарского завода грузят на жд платформы для отправки в колхозы и совхозы Советского Союза (1969 год)
Тракторы ДТ-75 Павлодарского завода грузят на жд платформы для отправки в колхозы и совхозы Советского Союза (1969 год)

===

Так, спустя 40 лет, закончилась история одного из крупнейших тракторных заводов Советского Союза… 😥

===

Рекомендуем почитать:

💥 Почти 50 тысяч тракторов: впечатляющий успех Минского тракторного завода 🏭 в 2022 году
Тракторист-Моторист5 января 2023

---