Найти в Дзене
TechInsider

Гагаринская «малышка»: автомобиль первого космонавта Земли

После того, как герой Советского Союза совершил полет в космос в 1961 году, полмира захотело заполучить Юрия Гагарина для рекламы своей продукции. Больше всего летчиком интересовались мировые автопроизводители.

В 65-ом великий космонавт вместе с советской делегацией прибыл в один из крупнейших авиасалонов в мире - Международный авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже. Гагарина окружили все зарубежные СМИ, а его приезд заставил отойти на второй план презентацию технических новинок авиасалона.

Юрий Гагарин в окружении журналистов
Юрий Гагарин в окружении журналистов

На выставке летчика очень заинтересовал небольшой двухдверный спорткар Matra-Bonnet Djet VS французской автомобильной компании Automobiles Rene Bonnet.

Спорткар Matra Bonnet Djet VS
Спорткар Matra Bonnet Djet VS

Если говорить о дизайне этого авто, то он серьезно опережал свое время и отличался техническими характеристиками. Под капотом спорткара был 1,1-литровый двигатель от малолитражки Renault 8, а 70-сильный мотор позволял разгоняться автомобилю до 173 км/ч.

Французы сразу же заметили интерес советского летчика к этой «парижской ракете» и решили сделать подарок Гагарину - отправили новый спорткар в Москву.

Юрий Гагарин в Москве, 1965 год
Юрий Гагарин в Москве, 1965 год

Существует мнение, что автомобиль летчика был голубого цвета, однако это заблуждение. На самом деле оригинальный цвет спорткара с номером шасси 10146 «Gris platine irisé» был радужный платиново-серый с черным салоном.

Юрий Гагарин на фоне монумента «Покорителям космоса»
Юрий Гагарин на фоне монумента «Покорителям космоса»

Однако помимо сюрприза от французов Гагарина в СССР ждал серьезный скандал. Пока космонавт был на выставке, его активно фотографировали журналисты. Так в один из югославских журналов просочились фотографии летчика, где он рассматривал понравившийся автомобиль на стенде. Под снимком была размещена подпись: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».

После того, как журнал оказался у начальника первого отряда космонавтов СССР - Николая Каманина, позвонил сам секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов.

Каманин позже вспоминал их разговор: «Я ответил Суслову, что с содержанием данной статьи уже знаком, статья вышла пасквильная. Но французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять такой подарок посоветовали министры Дементьев и Смирнов, а также наш посол в Париже Зорин».

Суслов отпустил ситуацию, поскольку авторитет Гагарина был выше всяких слухов и сплетен.

Гагарин в своем спорткаре
Гагарин в своем спорткаре

В Москве же в 60-х на такую иномарку смотрели, как на что-то невозможное. Так Гагарин принял решение не привлекать особого внимания и разъезжал на авто довольно редко. Чаще всего космонавта можно было встретить за рулем «Волги».

Автомобиль Гагарина на Ленинском проспекте
Автомобиль Гагарина на Ленинском проспекте

Стоит отметить, что судьба французской марки сложилась не очень удачно. В 1966 году название иномарки сменили на Matra Bonnet Djet, затем сократили до Matra Djet и произвели 1,5 тысячи авто разной модификации. В наши дни они имеют особую коллекционную ценность.

Юрий Гагарин с любимым авто на Воробьевых горах (Ленинских)
Юрий Гагарин с любимым авто на Воробьевых горах (Ленинских)

В 1968 году после гибели летчика-космонавта, его любимое авто долгое время находилось в Звездном городке. Через несколько лет, в 1970 году в Москву прибыл председатель антикварных машин литовской ССР RIEDUVA Кястусис Индзюлас. После долгих разговоров видный автолюбитель смог уговорить Валентину Гагарину продать спорткар летчика. На сегодняшний день авто находится в городе Каунас в коллекции Индзюласа.

Источник: канал «Дядя Гиляй»

Если хотели бы прокатиться на «парижской ласточке», ставьте лайк и напишите в комментариях, знали ли вы о любимом автомобиле Юрия Гагарина ранее.

Авто
5,66 млн интересуются