Приветствуем, друзья!
Вы следите за перспективами наших производителей? Пандемия, санкции и десяток менее заметных, но всё ещё серьёзных вызовов — вот реальность, в которой приходится работать большинству заводов России. Мы часто не замечаем и воспринимаем их работу как данное, но за каждой выпущенной машиной стоит сложная цепочка управленческих решений, конструкторских разработок и экономических схем.
Сегодня мы хотим поговорить о заводе «Урал». Из всех отечественных поставщиков авто он ближе всех подобрался к тому самому полному замещению импорта, о котором мы часто слышим в новостях. Предприятие находится в Миассе (Челябинская область) и выпускает тяжёлые грузовики гражданского и военного назначения. Начало Великой Отечественной войны определило путь завода: изначально на площадке планировалось производить подшипники, но страна нуждалась в грузовиках для скорейшей победы. Успехи на этом поприще убедили ответственных за промышленность СССР, что марку «Урал» можно развивать и дальше. Завод продолжает выпускать качественные грузовики и по сей день: Урал-4320, Урал-6370, Урал NEXT и так далее.
Вплоть до распада Союза «состав» грузовиков был целиком отечественным. Но кризис 90-х годов поставил руководство перед выбором: полное закрытие или шаг через собственные принципы и закупка комплектующих в Китае. Был выбран второй вариант, с тех пор иностранные детали в наших машинах стали обыденностью. И только санкции конца 10-х годов заставили двигаться в другом направлении.
Первый план о масштабном импортозамещении поставлен ещё в 2019 году. Спустя несколько лет ясно, что деньги тратятся не зря. «Уралы», выпущенные в 2022 году, на 90% состоят из деталей российского производства. Впрочем, тут есть оговорка: иногда приходилось сознательно комплектовать грузовики устаревшими двигателями. Постепенно эти проблемы преодолеваются, хотя миасцам точно есть куда расти. Двигатели, электронные компоненты, мосты — вот основные детали, которые необходимо производить самим, а не покупать в Китае. Рули раньше приобретались у турецких коллег.
Ещё одна незаметная покупателям деталь, о которой завод гордо отчитывается на сайте: полный перевод производства на отечественное программное обеспечение. Процесс не так прост, как взять и переустановить софт на домашнем компьютере. За такими победами скрывается сложная разработка и настройка огромной сети ПО, так что уральцы получают заслуженную похвалу.
Так что с производственной частью? В апреле прошлого года «Урал» получил государственную поддержку в размере 7 миллиардов рублей. Из пресс-релиза на сайте производителя мы можем узнать, что большая их часть была направлена на разработку альтернатив китайским мостам и передним осям. В декабре они уже находились на стадии испытаний. Параллельно велась оптимизация литейных процессов. Представители завода обещают, что за 2023 год будет выпущено ещё больше машин с максимумом российских деталей. «Урал», кстати, производит не только многотонные грузовики, но и шасси для аэродромной техники. С учётом того, что сейчас парк большинства аэропортов состоит из немецких и швейцарских машин, бездельничать уральцам в этом году точно не придётся.
Есть тут те, кому довелось быть за рулём «Урала»? Расскажите в комментариях мнение об этих грузовиках! Также предлагаем обсудить перспективы завода и нашего автопрома в целом.