Сказать, что прошедший 2022-й стал одним из самых непростых для российского авторынка, - значит, не сказать ничего… Потому что, к примеру, сегмент новых автомобилей усох более чем в два раза!
Закрывались заводы, на свою родину потянулись некоторые западные бренды. Но – свято место пусто не бывает.
Если события 2022 года перевести на цифры, то получается следующее (по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» и портала «Авто.ру»):
- 12 автобрендов ушли из России
Это Cadillac, Chevrolet, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Renault, Toyota, Lexus, Volvo, Ford (коммерческие авто)
- 7 автобрендов еще думают
Hyundai, Kia, Mitsubishi, Skoda, Volkswagen не торопятся принимать конкретные решения, официально остаются в России. Но их предприятия в нашей стране стоят. Выжидают и Suzuki и Subaru.
- 6 российских автозаводов стоят на паузе
Это калужский «ПСМА Рус» (собирали Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi), Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в Подмосковье, Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге, Volkswagen в Калуге.
- 14 брендов (из 60 в начале года) продолжают полноценно работать
Это наши Lada, ГАЗ и УАЗ. Остальные – «китайцы»: Changan, Chery, Dongfeng, Exeed, FAW, Foton, GAC, Geely, Haval, Jac, Omoda.
- 2 новых бренда появились в РФ
Возрожден «Москвич» - выпуск налажен на бывшем заводе Renault в Москве. В Липецкой области начали собирать электрокары Evolute.
- 3 автозавода заработали вновь
В Татарстане вместо Ford Transit начали собирать коммерческий транспорт под брендом Sollers. На «Автоторе» в Калининграде вместо Genesis, Hyundai и Kia приступили к сборке «китайцев». На еще одном заводе Hyundai – в Санкт-Петербурге – возобновили штамповку деталей, сварку и окраску кузовов для седана Solaris с последующей их отправкой в Казахстан.
Каков же главный тренд 2022 года в покупательских настроениях?
Согласно различным опросам, многие россияне серьезную покупку – приобретение нового автомобиля – отложили на неопределенный срок.
Более того, эксперты и вовсе утверждают, что складывается новый тренд на авторынке - переход потребителей на так называемый «сберегательный характер поведения». А это не только когда выбирают более дешевые модели, но и в массе своей –
предпочтение отдается автомобилям с пробегом
Именно так в нынешней ситуации многие автомобилисты стараются сэкономить свои деньги. Вот вам цифры по 2022 году (пока предварительные):
- Сегмент новых авто в РФ сократился на 60%
- Сегмент автомобилей с пробегом – всего на 20%
Согласно исследованию портала «Авто.ру», за год количество объявлений о продаже подержанных автомобилей выросло на 36%. Еще сильнее – в полтора раза – увеличилось число предложений напрямую от собственников.
В половину (+56%) выросло количество объявлений с импортными автомобилями. Чаще всего продавцы предлагают автомобили немецких (почти 40% импортированных в 2022 году автомобилей) или японских (вдвое меньше, чем немецких) брендов. Почти одинаково популярны американские и корейские машины, но это лишь каждый десятый ввезенный автомобиль.
Чаще всего в Россию завозят машины в возрасте трех-пяти лет
На них действует самая выгодная таможенная пошлина. Если этот показатель сравнивать с другими возрастами авто, то за растаможку машины моложе трех лет пошлина примерно втрое больше, а старше пяти лет – вдвое.
Самые популярные модели из ввозимых с пробегом – Toyota Camry, BMW 3 и 5 серий, X3 и X5. Нередко также продавцы привозят Volkswagen Passat, Hyundai Elantra, Toyota RAV4 и Audi A6.
Ну и по ценам. Новый автомобиль сейчас стоит в среднем 3,4 млн рублей (средняя цена в листинге "Авто.ру") - это на 11% дороже, чем в начале года.
Машины с пробегом подорожали сильнее: плюс 35% за год, средняя цена – 1,33 млн рублей.