MV Imperial Transport был построен в 1931 году, имел водоизмещение 8022 тонны и длину 140 метров
Командовал им на тот момент опытный капитан Уолтер Смайл
Судно в балласте (без груза) вышло из гавани Скапа-Флоу в направлении Кариб днём 10 февраля 1940 года. Смайл рассчитал так, чтобы на просторы Атлантики оно вышло из пролива Пентленд-Ферт ночью, что снижало риск быть обнаруженными подводными лодками Кригсмарине. О новых постановках немецких мин думать не хотелось ни ему, ни 43 членам его команды.
Однако расчёты не оправдались, "бородатые мальчики" Дёница отличались острым зрением. В том числе и командир U-53 Харальд Гроссе
Днём 11 февраля одной торпедой он отправил на дно судно нейтральной Норвегии "Снестад"
А давайте немного отвлечёмся и проследим приключения его команды - причудливые вещи творились на море в то время. Все 36 человек успели разместиться в двух спасательных шлюпках за 3 минуты до того, как судно затонуло. Через 22 часа они были подобраны танкером «Альберт Л. Эллсуорт ».
Однако в 01:55 13 февраля U-50 под командованием капитан-лейтенанта Макса-Германна Бауэра
выпустила по нему парогазовую торпеду G7а, известную тем, что её неконтактный взрыватель нередко инициировал взрыв до попадания в цель. Так случилось и на этот раз. Судно не было повреждено, однако команда бросилась эвакуироваться, да так спешно, что 9 человек просто прыгнули за борт. Двое из спасшихся со "Снестада" при этом утонули. Видя, что танкер не тонет, Бауэр выпустил вторую торпеду, на этот раз электрическую G7е.
Она взорвалась прямо под корпусом судна и немцы, не дожидаясь его затопления, ушли. А оно и не думало тонуть. Проболтавшаяся в шлюпках всю ночь команда утром опять взобралась на борт и благополучно дошла своим ходом до Бергена.
Нечто подобное произошло и с нашим героем. В 23:30 11 февраля Смайл начал подниматься на мостик Imperial Transport, и тут раздался мощный взрыв. Это Гроссе завершал удачный день. Обломки дерева и металла взлетели на воздух и обрушились на судно. Досталось и капитану, однако он сумел добраться до мостика.
Судно на его глазах стало разваливаться на две части. Капитан отдал команду остановить двигатели и всем переместиться на кормовую часть. Последним пришлось перепрыгивать расщелину почти в метр, а через 5 минут носовая и кормовая части разделились окончательно. Не дожидаясь затопления останков судна команда покинула их, при этом двое утонули.
Каково же было удивление остальных 41, когда утром они увидели продолжающую спокойно дрейфовать кормовую часть. Смайл знал, что в это время года здесь бушуют сильные шторма, а до берега было порядка 200 миль. Предпочтительнее было всё же подняться на сохранившую плавучесть часть судна. Ну, а если вновь появятся немцы - что ж, на всё воля божья.
Стармех Джек Суонброу доложил капитану, что в принципе дизели можно вновь запустить и дать ход. Но скорость должна быть минимальной, чтобы напором воды не выдавило сохранившуюся переборку. Смайл решил всё же двигаться кормой вперёд, но судно начинало ходить кругами, несмотря на то, что в штурвал аварийного управления вцепились двое рулевых.
Тогда с опаской двинулись традиционным образом. Со скоростью 3,5 узла удалось преодолеть 130 миль, причём они повстречали и носовую свою часть, также продолжавшую дрейфовать. Однако 15 февраля начался сильнейший шторм. К этому времени появились 4 британских эсминца. Команду перевезли на один из них.
А упрямо не желавшую тонуть кормовую часть танкера двумя буксирами всё же дотащили до берега
Меж тем Гроссе 12 февраля потопил судно нейтральной Швеции Dalarö. Крупные надписи на борту ему не помогли
13 февраля - опять же швед Norna.
14 февраля - нейтральный датчанин Martin Goldschmidt
18 февраля - формально нейтральный, а в общем, где-то и союзный испанский Banderas
Кстати, на тот момент Гроссе имел только две награды за военные заслуги, и обе испанские. Свой Железный Крест 2-й степени он получил посмертно, как и звание Фрегаттенкапитэн. Удача отвернулась от него 24 февраля. Лодка была потоплена со всей командой глубинными бомбами HMS Gurkha. Который в свою очередь уже в апреле стал первым британским эсминцем, потопленным немецкой авиацией в ту войну.
А что же Imperial Transport ? Была изготовлена новая носовая часть для него,
состыкована с кормой и танкер снова занялся своим делом под управлением того же капитана и стармеха. Но спокойной жизни он не дождался.
17 марта 1942 года Imperial Transport присоединился к конвою ON 77. Снова под балластом, он теперь направлялся в Кюрасао. Это был конвой из 29 кораблей с серьёзным эскортом: два британских эсминца, четыре канадских корвета, корвет "Свободной Франции" и два катера береговой охраны США.
25 марта, вскоре после 24:00, когда ночь была залита лунным светом, капитан Смайл, ни о чем не беспокоясь, отправился вздремнуть. А судно уже попало в перекрестие перископа U-94 . Лодка была вполне заслуженная. Всего она осуществила 10 боевых походов, на её счету 26 судов. 7 мая 1941 года после потопления двух судов из конвоя ОВ-318 U-94 подверглась четырёхчасовой бомбардировке с эскортных кораблей, сбросивших суммарно 98 глубинных бомб. Лодка получила повреждения и отстала от конвоя, однако неполадки были устранены силами экипажа, после чего она продолжила патрулирование. Вот после этого похода её в Сен-Назере встречает сам Карл Дениц:
А командовал ею тогда известный подводный ас Герберт Куппиш
Именно от него принял командование этой лодкой на тот момент обер-лейтенант цур Зее Отто Итес
15 из 26 потопленных ею судов на его счету.
Он выпустил по Imperial Transport четыре торпеды. Две прошли мимо, но две оставшиеся попали в цель: одна пробила передний трюм, вторая вонзилась в левый борт между вторым и третьим грузовыми танками. По иронии судьбы, эта вторая торпеда попала недалеко от места удара 1940 года. Но на этот раз танкер не раскололся надвое — вместо этого его сильно накренило влево. Был отдан приказ покинуть судно. На помощь экипажу танкера быстро прибыл французский корвет « Аконит ».
Рано утром следующего дня капитан Смайл и его стармех Джек Суонброу вернулись на танкер для оценки повреждений: «15-градусный крен влево, часть отсеков затоплены». Но, что более важно, двигатели все еще были в рабочем состоянии.
В 15:30 26 марта они были запущены, и танкер направился в Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Его поврежденный корпус был отремонтирован, и вскоре он вернулся к перевозке нефти до конца войны — войны, которую он пережил.
А теперь о достоверности фактов из интернета. Статья об этом танкере Дэвида Маккормика на сайте U.S. NAVAL INSTITUTE заканчивается так:
Через пять месяцев после того, как две торпеды попали в корпус Imperial Transport , 28 августа 1942 года она (U-94), как и U-53, была отправлена в океанскую могилу HMCS Oakville и самолетами 92-й эскадрильи США. Оба командира подводных лодок отправились в свои водяные могилы.
А вот и нет. Итес был среди 26 выживших членов своей команды и находился в американском плену до мая 1946 года.
По возвращении он стал дантистом, потом вернулся в Бундесмарине в 1956 году. Здесь он служил в течение двух лет на эсминце Z-2 в качестве командира, а затем занимал несколько штабных должностей.
Отто Итес ушел в отставку в сентябре 1977 года в звании контр-адмирала.
Ну что ж, бывает.
*****
А вот ещё кое-что о танкерах на войне:
Как из танкеров делали авианосцы, а из авианосцев - танкеры
Авианосцы, переделанные из танкеров и их командиры
.....................................................................................................................................