В 1920-1930ые годы в СССР активно велась богоборческая политика. Все это привело к тому, что многие храмы в Санкт-Петербурге были полностью утрачены. В современной России некоторые церкви воссоздают, но какое количество православных соборов было навсегда утрачено?
Колоссальные потери понес центр города, нынешние “спальные районы” застраивались в советский период. Церкви, которые могли там встретиться, относились к старым деревням и поселкам, которые когда-то были пригородами Санкт-Петербурга.
Большое количество церквей находилось вдоль Невы, где район Невской Заставы - это была фабричная окраина; район Охты, где было плотное ремесленное и торговое население; район за Выборгской стороной, там где были популярные дачные места. Большое количество церквей было утрачено на кладбищах.
В первую очередь сносили гвардейские храмы, которые приписывались к гвардейским полкам. Так как гвардия была ликвидирована во время революции, а после храмы воспринимались как символ самодержавия и мощи императорской армии.
Было уничтожено большое количество церквей при монастырских подворьях. До революции в Санкт-Петербурге было 46 монастырских подворий. Практически все они были ликвидированы или сильно перестроены.
В этих статьях мы не будем затрагивать часовни и домовые церкви, так как первые были разобраны сразу после революции, а историю домовых церквей мы освещаем, когда говорим о каком-то конкретном особняке, дворце или учебном заведение и так далее.
Троице-Петровский собор
Он ведет свою историю от первой в Санкт-Петербурге Троицкой церкви, которая была освящена в годы правления Петра I. Именно она дала название Троицкой площади и в ней Петра I провозгласили императором.
Правда Петровская церковь годы правления Елизаветы Петровны сгорела. И в 1750-ые годы архитектор С.А. Волков создает новый Троице-Петровский собор. Он был освящен в 1756 году.
Но в год 300-летия дома Романовых, в 1913 году и этот собор сгорел. Было принято решение восстановить храм и даже его расширить. Но Первая Мировая война внесла свои коррективы. Храм был восстановлен в прежнем виде.
Даже после революции в церкви продолжались службы и она воспринималась, как исторический памятник. В начале 1930-ых годов церковь была разобрана.
Крестовоздвиженская церковь
На Большой Посадской дом 10 стояла Крестовоздвиженская церковь. Она была построена в 1888 году архитектором М. А. Щуруповым. Церковь была построена в Византийском стиле с высокой трехъярусной колокольней.
В этом храме хранилась полотняная походная церковь Петра Первого с иконостасом, три стрелецких знамени и старинные хоругви, а также одна из самых известных городских святынь - икона свт. Николая из семейства Голицыных.
Церковь апостола Матфия
На Большой Пушкарской улице стояло две церкви, на их месте сегодня находятся скверы. На месте этого храма располагался деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла, которую перенесли с Заячьего острова.
В 1800 архитектор Л.И. Миллер начал строительство каменного храма в честь святого Матфия. Так как деревянная церковь, которая находилась на этом месте совсем обветшала. За годы своего существования церковь не раз перестраивали. Именно в ней хранился первый иконостас деревянного Петропавловского собора.
Это был единственный православный храм в Санкт-Петербурге освященный в честь апостола Матфия. К сожалению, в 1930-ые годы он был взорван.
Введенская церковь
На Большой Пушкарской улице стояла Введенская церковь. Именно от нее пошло название Введенской улицы. Это название сейчас восстановлено, а вот храм 1810 года постройки утрачен. На его месте находится большой сквер.
Подворье Ягодинского Введенского женского монастыря
На современной улице Ленина дом 42 находилось подворье женского монастыря, построенное в 1911 году по проекту архитектора А.П. Аплаксина.
Подворье было снесено в 1926 году.
Преображенская церковь в Колтовской слободе
Еще одна приходская церковь на Новоладожской улице Петроградской стороны. Церковь была построена по проекту архитектора Андрея Жуковского в 1874 году.
Храм строился на месте, где когда-то находилось кладбище. Там хоронили жертв Тайной канцелярии. Поскольку она располагалась именно в Колтовской слободе. Ходили легенды, что строить на кладбище - это неправильно, что там лежат тела невинно убитых и архитектора предостерегали от выбора этого места.
В подтверждение этой легенды архитектору так и не удалось завершить храм. Когда возвели купол, он обрушился вместе с барабанами и главками. В итоге Жуковского отстранили от работы и собор достраивал архитектор Рудольф Бернгард.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение:
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 2 - Васильевский остров и Коломна.
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 3
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 4
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 5
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 6
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 7
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 8
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 9
И обязательно ознакомьтесь:
Утраченные памятники в Санкт-Петербурге. Часть 1
Утраченные памятники в Санкт-Петербурге. Часть 2. Советские памятники.
Утраченные триумфальные арки в Санкт-Петербурге.
Никольский Морской Собор в Кронштадте. История появления и судьба при СССР.
Исаакиевский собор в годы Блокады. Как музейные экспонаты спасали в сырых подвалах храма?