На стыке 80-х и 90-х годов чемпионат мира по гонкам на спортивных автомобилях (World Sportscar Championship, или сокращённо WSC) пользовался большой популярностью среди автопроизводителей: на старт выходили заводские команды Mercedes-Benz, Jaguar, Peugeot, Toyota, Mazda, Nissan и Aston Martin.
В это же время в Формуле 1 была лишь одна заводская команда – Ferrari, а также несколько альянсов: McLaren-Honda, Williams-Renault и Benetton-Ford. Только эти команды выигрывали гонки с 1988-го по 1994-й год.
Почему бы не объединить всех производителей в одном чемпионате? А то и в двух сразу… В Формуле 1 использовались атмосферные двигатели рабочим объёмом 3.5 литра, в то время как у спортпрототипов группы C было ограничено количество топлива на гонку, а также количество пит-стопов для дозаправки. Однако новые правила для WSC требовали использования таких же 3.5-литровых двигателей, как в Формуле 1.
В конце 1990-го года дебютировал Peugeot 905 – первый заводской прототип, соответствующий новому регламенту. А в 1991-м за ним последовали Jaguar XJR-14, Mercedes-Benz C291 и Toyota TS010. Забавно, что только на Ягуаре стоял двигатель родом из Формулы 1 – Ford Cosworth HB, дебютировавший ещё в 1989-м году на автомобилях команды Benetton. Остальные двигатели нового поколения использовались эксклюзивно для спортпрототипов.
У заводских команд не возникло проблем с новым регламентом, но в подобных гонках всегда есть и энтузиасты из маленьких частных команд. Некоторые участники ещё в 1989-м году установили на свои прототипы устаревшие Ford Cosworth DFZ и DFR, корни которых уходят к старому-доброму DFV – с этим двигателем Джим Кларк выиграл гран-при Нидерландов аж в 1967-м году.
А вот многочисленные счастливые обладатели Porsche 962C продолжали использовать турбомоторы рабочим объёмом 3.0 или 3.2 литра. Такие машины ещё были разрешены в 1991-м году: например, австрийская команда Konrad Motorsport выступала на 962C, доработанном командой Kremer.
Команда пропустила первый выездной этап на японской трассе Сузука, начав свой сезон в итальянской Монце. Там экипаж Франца Конрада и Стефана Йоханссона сошёл с дистанции из-за проблем с двигателем. Этап в Сильверстоуне завершился тем же результатом, разве что на этот раз напарником Конрада стал Тифф Нидл.
Следующая гонка чемпионата мира прошла во Франции – 24 часа Ле-Мана. Конрад с Пьером-Аленом Ломбарди и Энтони Ридом вновь сошёл с дистанции из-за поломки двигателя, но его команда всё же набрала первые в сезоне очки благодаря заявленному совместно с Joest Racing экипажу Ханса-Йоахима Штука, Дерека Белла и Франка Йелински – гонщики заняли 7-е место на финише.
В это же время британский конструктор Джефф Кингстон разрабатывал для Конрада новый автомобиль, который можно было бы использовать в гонках в следующем году, после запрета 962C. В качестве двигателя был выбран Lamborghini 3512 – 12-цилиндровый мотор рабочим объёмом 3.5 литра, с 1989-го года использовавшийся в Формуле 1 командами Larrousse, Lotus, Modena и Ligier.
Интересно, что Порше не был источником вдохновения при разработке шасси – Konrad KM-011 ожидаемо имел другую развесовку (сказывался тяжёлый двигатель V12), амортизаторы были расположены внутри кузова, а радиатор располагался в передней части автомобиля. Разумеется, новый корпус обусловил различия в аэродинамике, и это стало большой проблемой для команды. По словам Джеффа Кингстона, новая машина проходила испытания в аэродинамической трубе в течение одного дня. Неудивительно, если учесть, что у Konrad Motorsport была довольно скромная финансовая поддержка от Lamborghini, бывшего владельца Wolf Racing Вальтера Вольфа и производителя судовых двигателей Wartsila. В то же время в TWR-Jaguar (именно эта команда выиграла чемпионат 1991-го года с моделями XJR-12 и XJR-14) раз в месяц проводили недельные исследования в аэротрубе – и такие испытания повторялись 9 раз.
Konrad KM-011 впервые вышел на трассы чемпионата мира во время 5-го этапа на немецком Нюрбургринге. Лучшим в квалификации стал экипаж Тео Фаби и Дэвида Брэбэма на Jaguar XJR-14, проехав круг за 1:19.519. Время Франца Конрада и Стефана Йоханссона на Konrad KM-011 – 88:06.104. Из-за технических проблем машина проехала круг за полтора часа… Естественно, экипаж не прошёл квалификацию, и машина не вышла на старт, хотя Конрад стартовал на Porsche 962C вместе с Харальдом Бекером и финишировал на 9-м месте, набрав ещё 2 очка.
Во французском Маньи-Куре экипаж смог пройти квалификацию, пусть и уступив времени поул-позиции 11 секунд, и отстав на 4 секунды от быстрейшего Porsche 962C. Йоханссон проехал 18 кругов до поломки стартера, а Конрад даже не успел сесть за руль своей машины.
Австрийская команда смогла найти деньги на последние выездные гонки сезона чемпионата мира, но Конрад и Йоханссон не добрались до финиша ни в Мексике – из-за поломки коробки передач, ни в Японии, где возникли проблемы с подвеской. Кстати, во время квалификации в Японии гонщики показали 11-е время – впереди всех экипажей на Porsche 962C, но всё ещё в 8 секундах позади лидеров.
При всех многочисленных сходах, однажды эта машина всё же доехала до клетчатого флага. Франц Конрад участвовал не только в чемпионате мира, но и в Интерсерии – там не было заводских команд, а участники могли выступать на самых разных машинах. В гонках стартовали и разные версии Porsche 962C, и автомобили на базе маленьких формул, и многие другие машины. Были там и сильные гонщики вроде Бернда Шнайдера или Мануэля Ройтера, да и сам Конрад тоже относился к лидерам, будучи чемпионом немецкой формулы 3 и серебряным призёром 24 часов Ле-Мана 1990-го года в составе TWR-Jaguar.
В австрийском Цельтвеге Франц Конрад на Konrad KM-011 стал 7-м в одном из двух заездов – этот результат оказался единственным финишем для новой машины в 1991-м году.
В 1992-м году напарником Конрада в чемпионате мира должен был стать Боб Воллек. Несколько гонок в прошлом сезоне должны были помочь команде выявить слабые места Konrad KM-011 и устранить их, чтобы в 1992-м году бороться с соперниками. Однако команда не вышла на старт нового сезона, ради которого и была создана эта машина. Тем не менее, Конрад вновь принял участие в Интерсерии, стартовав на Нюрбургринге – и занял 3-е и 4-е место в двух заездах.
После этого Konrad KM-011 больше не участвовал в гонках, а команда Konrad Motorsport в 1993-м году выиграла 24 часа Нюрбургринга и 1000 миль Бразилии на Porsche 911 Carrera RS (964). А затем команда выигрывала Суперкубок Порше и успешно выступала в гонках по всему миру. Здесь и здесь можно ознакомиться с историей двух автомобилей Saleen S7-R, на которых Конрад выступал 20 лет назад.
Сейчас Konrad Motorsport выступает в Prototype Cup Germany на автомобиле Ginetta G61-LT-P3, а также в Nurburgring Endurance Series на Lamborghini Huracan GT3 Evo.
Автомобиль Konrad KM-011, а также 2 двигателя Lamborghini 3512 по-прежнему принадлежат Францу Конраду, и он занимается восстановлением своей уникальной машины. Не исключено, что мы ещё увидим Konrad KM-011 в исторических гонках.