Из всех полноприводных КрАЗов "лаптёжников" отдельно следует выделить именно лесовозы на основе 255-й модели. Потому что среди них порой встречаются экземпляры с каркасом безопасности вокруг кабины. Плюс ко всему на самом каркасе крепится запасное колесо. При этом нужно отметить, что подавляющее большинство КрАЗов-лесовозов не имеет ни каркаса вокруг кабины, ни запаски на крыше.
Так откуда же взялись эти странные экземпляры и почему не получили распространения?
Начать нужно с того, что здесь не идёт речь о каких-либо самоварных конструкциях от народных умельцев и прочих сварщиков-виртуозов, для которых варка каркаса - это прежде всего искусство. Мы рассматриваем только серийно выпускавшиеся модели КрАЗов 255Б, которые оснащались заводским каркасом.
На фото несложно заметить, что каркасы одинаковые, причём передние укосины проходят фактически сквозь посадочные места для фар на крыльях. Для этого крылья изготавливались с углублением в фародержателе, чтобы труба каркаса могла пройти. Плюс ко всему такие вот заводские каркасы безопасности всегда увенчены запаской на крыше.
И казалось бы, что тут необычного: у КрАЗов кабины деревянные, обшитые тонким листом стали, машины иногда опрокидываются, в том числе и лесовозы на дорогах с уклоном. И чтобы уберечь водителя ставили каркасы. А запаска на крыше, потому что брёвна длинные, и за кабину запасное колесо не установишь.
И на первый взгляд всё логично. Но тут возникает небольшая неувязочка: они экономили сталь, делая каркас кабины из дерева, но при этом не жалели стали на каркас безопасности? Нелогично получается.
Ну что ж, до этого мы смотрели уже перекрашенные КрАЗы, однако если посмотреть на эти тягачи с каркасами в первоначальном виде, до перекрашивания, то можно заметить военную цветовую маскировку. А именно в окрасе присутствуют светло-зелёные, болотно-зелёные и чёрные цвета. Именно в таком цветовом исполнении эти КрАЗы и приобретались лесозаготавливающими компаниями прямиком с военного хранения.
Потому что эти КрАЗы - ни что иное как колёсное шасси для армейской установки ТММ-3. Расшифровывается аббревиатура как тяжёлый механизированный мост, а цифра 3 - это номер "поколения". Этот колёсный мостоукладчик предназначен для устройства мостовых переходов через препятствия шириной до 40 м и глубиной до 3 м с целью пропуска через них колесной и гусеничной техники массой до 60 т.
Мобильный мост был разработан и производился в советское время на шасси грузовика КрАЗ-255Б, однако в 1993 году Кременчугский автомобильный завод прекратил производство этой модели по понятным причинам. И поскольку воинским частям они тогда не особо были нужны, их решили начать продавать с хранения. Покупали их в основном лесозаготовители, потому что сам КрАЗ-255Б из-за своей ширины не вписывался в разрешённый габарит для дорог общего пользования.
Из этого делаем вывод, что на лесовозах каркас безопасности взялся вовсе не от желание работодателей позаботиться о водителях. Просто они изначально стояли на армейских мостоукладчиках. Но зачем они вообще нужны эти каркасы?
Всё дело в том, что когда мост переходит из сложенного состояния в разложенное, то вся эта мостовая конструкция в какой-то момент сильно поднимается вверх. Поднимается и центр тяжести. И поскольку никаких гидравлических упоров, которые защищали бы сам КрАЗ от опрокидывания, не было предусмотрено, то угроза положить тягач на бок была всегда.
Так вот каркас безопасности вокруг кабины вроде как должен был защитить водителя при опрокидывании. Что же касается запасного колеса, то оно должно было быть, но разместить его в прямом смысле негде, кроме как на крыше. И поэтому силовой каркас выполняет здесь вторую функцию - держателя для запаски.
Лесозаготовителям оставалось только установить манипулятор для погрузки и выгрузки брёвен. А от каркаса избавляться не было смысла, поскольку он не мешает.