Найти в Дзене
Сергей Мороз

МакДоннелл Дуглас YF-15A / YTF-15A «Игл» - испытания

Оглавление

США, первый полет – 27.07.72 г.

С.Г. Мороз

Справочник

Главной целью программы разработки перспективного тактического истребителя и перехватчика ПВО F-X (Fighter eXperimental) было обеспечение Военно-воздушным силам США возможности завоевания господства в воздухе на всем театре военных действий в противоборстве с советскими истребителями МиГ-21 и МиГ-23 последних модификаций. Но кроме того, перспективный самолет должен был стать основой для модификаций различного целевого назначения и иметь такой резерв для дальнейшей модернизации, который позволил бы ему сохранять достаточную эффективность на протяжении многих десятилетий.

В этом году исполнилось 50 лет со дня первого полета опытного образца самолета F-15, а он не только все еще состоит на вооружении, но и выпускается серийно и на экспорт, и для ВВС США. В свое время мы познакомимся и с современными модификациями самолета, а в этом разделе рассказано об опытных образцах и ходе их испытаний.

Предыдущая часть: МакДоннелл Дуглас F-15 «Игл» – системы и вооружение

Первый летный опытный образец тактического истребителя МакДоннелл-Дуглас YF-15A-1-MC «Игл» S/N 72-0280 заходит на посадку на авиабазу Эдвардс в Калифорнии
Первый летный опытный образец тактического истребителя МакДоннелл-Дуглас YF-15A-1-MC «Игл» S/N 72-0280 заходит на посадку на авиабазу Эдвардс в Калифорнии

Фото: http://www.thisdayinaviation.com/tag/yf-15a/

«Бумажный этап» проекта прошел сравнительно быстро, а появление подобных или превосходящих по качествам самолетов у потенциального противника не ожидалось, были предприняты экстраординарные меры по ускорению дальнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Они не предусматривали традиционного этапа заводских испытаний опытных образцов серии Х и сравнительных официальных испытаний опытных образцов двух или более фирм. Самолет заказывался ВВС «с чертежной доски», что давало значительную, измеряемую как минимум сотнями миллионов долларов, экономию средств – бюджетных и инвесторов. Но это не соответствовало законам США.

Это объяснялось стремлением к экономии бюджетных средств, но со стороны Конгресса США в адрес Министерства обороны СЩА как заказчика и фирмы «МакДоннелл Дуглас» как разработчика были выдвинуты обвинения в том, что программа «непрозрачна» и, следовательно, может иметь место их сговор в ущерб другим возможным разработчикам самолета, эффективности ВВС США и бюджету США. Эти обвинения выглядели в глазах общественности вполне правдоподобно, т.к. в то время вся работа по тактическим истребителям в США замкнулась на фирмах «МакДоннел Дуглас» и «Дженерал Дэйнемикс», а «Линг Темко Воут», «Локхид» и «Нортроп» оказались не у дел, «Рипаблик» вообще прекращал свое существование, уступив свой проект штурмовика А-10 компании «Фэрчайлд», которая явно не имела возможностей развития в работе по сверхзвуковым тактическим самолетам. В оборот был запущен термин «Истребительная мафия» (Fighters Mafia), подразумевавший коррупционные связи Пентагона с компаниями «МакДоннел Дуглас» и «Дженерал Дэйнемикс», предоставляя им в контрактах на работы в области тактической авиации лучшие возможности, чем другим предприятиям.

Несмотря на то, что это была неправда (например, «Локхид» уже получал значительное финансирование по программе создания малозаметного тактического ударного самолета F-117, но об этом не объявлялось открыто), чтобы обеспечить «прозрачность» программы F-X были предусмотрены «контрольные точки»:

- предварительная защита проекта в сентябре 1970 г.;

- завершение официальных испытаний ВВС в ноябре 1974 г.

Также в ходе выполнения программы было предусмотрено проведение ее пересмотров (слушаний) властями разного уровня, посвященных следующим вопросам:

- соблюдение графика и качества работ;

- уточнение требований к самолету и его конструкции;

- контроль стоимости работ и продукции.

В ходе выполнения программы разработки самолета она пересматривалась 9 раз, в т.ч. 8-е слушание состоялось в ноябре 1972 г. и последнее 9-е слушание в феврале 1973 г. было посвящено вопросам стоимости НИОКР и серийных самолетов, которая во много раз превысила требуемый потолок в 4 млн. долл. за штуку.

По их итогам была утверждена первоначальная программа выпуска самолета:

- плановый срок поступления на вооружение 1975 г.;

- первый заказ включает 107 самолетов, в т.ч. 92 боевых одноместных F-15A и 15 учебно-тренировочных двухместных TF-15A на общую сумму 1.223.600.000 долл., цена первых самолетов будет 13,4…16,8 млн. долл. с последующим снижением;

- окончательно должно быть построено 729 самолетов всех модификаций общей стоимостью 7,8 млрд. долл. и средней ценой за 1 самолет 10,5 млн. долл., включая ЗИП и тренажеры в ценах 1973 г.

На осень 1972 г. в программе создания самолета F-15 было занято 9000 чел. и на завершающий этап испытаний и на запуск серийного производства число работников планировалось увеличить до 14000 чел.

В ходе рабочего проектирования было выполнено 23000 ч продувок моделей самолета и его агрегатов в различных АДТ.

В ходе НИОКР впервые в практике АП США было широко использованы исследования закритических режимов полета самолета на ДПМ, изготовленных в масштабе 3/8 из алюминиевых сплавов, стеклопластика и дерева. Длина ДПМ была около 7 м, вес 1100 кг, пуск производился с борта специально доработанного носителя Boeing NB-52B Stratofortress (S/N 52-0008), вывод на рабочий режим осуществлялся с помощью радиокомандной системы управления с наземного КП, после завершения программы ДПМ выпускала парашют и подхватывалась в воздухе специально оборудованным вертолетом. На ДПМ испытывались режимы полета на больших углах атаки, сваливание и штопор. Эти испытания проводились в Исследовательском центре Национального управления по аэронавтике и исследованиям космического пространства (NASA) на базе Драйден (Dryden Flight Research Center).

Испытания динамически подобной модели маневренного истребителя F-15 на критических режимах полета с борта NB-52B «Мячик-8» Фото: http://www.ninfinger.org/models/vault/B-52%20pylons/e26546.jpg
Испытания динамически подобной модели маневренного истребителя F-15 на критических режимах полета с борта NB-52B «Мячик-8» Фото: http://www.ninfinger.org/models/vault/B-52%20pylons/e26546.jpg

Были проведены статические прочностные, частотные и ресурсные испытания всех агрегатов и систем самолета в отдельности с поэтапным наращиванием нагрузок до разрушения (или появления необратимых деформаций), но не известно точно, строился ли для этого отдельный образец планера с механической частью систем в нем. Эта работа в основном завершена в 1973 г., когда летные испытания самолета уже шли и была проведена оценка прочности по их результатам.

Для испытаний и отработки механических и электронных систем самолета было сооружено значительное число натурных и полунатурных стендов, в т.ч. имитирующих аварийные ситуации и воздействие средств поражения.

Широко применялось математическое моделирование.

Контракт на выполнение НИОКР предусматривал постройку:

- 10 опытных самолетов YF-15A этапа FSD категории I для ЛКИ в боевом одноместном и двух в учебно-тренировочном YTF-15A этапа FSD категории I двухместном варианте;

- 8 опытных самолетов для официальных и войсковых эксплуатационных испытаний (в т.ч. 6 одноместных YF-15A и 2 двухместных YTF-15A, все построены в одноместном варианте).

Стоимость программы разработки самолета составила 1.146.385.000 долл. по курсу 1970 г., в т.ч. по отдельным годам расходы составили:

- в 1972 ф.г. 349 млн. долл.;

- в 1974 ф.г. 419 млн. долл.;

- на 1974 ф.г. головной подрядчик запросил 910,5 млн. долл., в т.ч. 421,6 млн. долл. на производство первых 30 серийных самолетов.

Опытные самолеты YF-15A этапа FSD категории I

YF-15A «Игл» (McDonnell Douglas Model 199-1) опытные образцы этапа FSD категории I, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Для этапа Полномасштабной разработки (Full-Scale Development – FSD) категории I было заказано 10 самолетов – регистрационные номера ВВС (S/N) здесь и далее – см. табл. Во многих документах в обозначении этих самолетов литера Y опускалась, что должно было подчеркивать их готовность к строевой эксплуатации.

Все они были построены заводом фирмы MDD в г. Сент-Луис (St. Louis, Миссури, юго-восток США, официальное название завода в системе МО США на то время – Air Force Plant 84 (McDonnell), сокращенное – McAIR, шифр в обозначении самолетов – MC) в разной комплектации – см. ниже.

На этих самолетах предусматривалось проведение ЗИ только экипажами разработчика (что обычно делалось на опытных образцах, обозначенных литерой Х, например, XF-111A).

Эти самолеты строились в неполной комплектации, которая изменялась от машины к машине, приближаясь к проектной. Не установленные блоки оборудования и элементы вооружения заменялись КЗА, которая могла записывать до 700 полетных параметров (до 200 в каждом полете, она настраивалась на запись тех параметров, которые в данный момент проверялись).

Сборка самолетов F-15 на заводе в Сент-Луисе продолжилась и в XXI веке – теперь это предприятие, как и права на проект принадлежат корпорации «Боинг», а на снимке один из экспортных вариантов F-15E
Сборка самолетов F-15 на заводе в Сент-Луисе продолжилась и в XXI веке – теперь это предприятие, как и права на проект принадлежат корпорации «Боинг», а на снимке один из экспортных вариантов F-15E

Фото: http://news.e-dirgantara.com/internasional/the-shocking-resurrection-of-the-f-15/

В то же время из-за проблем с прочностью не были задействованы внешние крыльевые точки подвески вооружения № 1 и 9.

В ходе основной и дополнительных программ летных испытаний самолетов YF-15 был внедрен ряд доработок, по которым не найдены пока данные о том, на какой машине они были внедрены первой:

- для исключения бафтинга оперения и сохранения эффективности тормозного щитка его угол отклонения был уменьшен, а площадь увеличена с 1,858 до 2,926 кв.м с соответствующим изменением конструкции ниши фюзеляжа и его привода;

- для повышения эффективности ГО и исключения возникновения флаттера ГО при маневрировании путем создания вихря на его передней кромке был сделан «собачий зуб» (dogtooth);

- в самом начале летных испытаний самолета (возможно, уже на 1-м опытном образце) для исключения возникновения аварийных ситуаций из-за чрезмерной эффективности введено отключение управления по крену управление ГО в режиме «ножниц».

Опытный образец тактического истребителя МакДоннелл Дуглас YF-15A «Игл» с доработанным стабилизатором с «собачьим зубом», крыло еще в изначальном виде с законцовками, условно параллельными плоскости симметрии самолета. Фото: Интернет
Опытный образец тактического истребителя МакДоннелл Дуглас YF-15A «Игл» с доработанным стабилизатором с «собачьим зубом», крыло еще в изначальном виде с законцовками, условно параллельными плоскости симметрии самолета. Фото: Интернет

29 октября 1973 г. был проведен пересмотр хода программы, который показал хорошие результаты:

- на летных испытаниях находятся 11 из 12 самолетов этапа FSD категории I (в т.ч. 9 одноместных и 2 двухместных YTF-15А, см. ниже);

- хотя испытания столкнулись с рядом серьезных проблем (недостаточная статическая прочность крыла, флаттер крыла, бафтинг оперения), в целом полеты прошли без тяжелых летных происшествий;

- устойчивость и управляемость самолета нормальные;

- надежность систем самолета достаточная за исключением двигателей;

- достигнуто максимальное число М=2,3 (требуемое – 2,5);

- достигнут практический потолок 18288 м (60000 футов);

- выработаны основные рекомендации по доработке самолетов (см. по отдельным опытным образцам), меры по устранению КПН двигателя его разработчиком прорабатываются.

После окончания испытаний этапа FSD категории I все 10 самолетов были переданы ВВС.

***

YF-15A-1-MC «Игл» (S/N 71-0280) 1-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Примечание: здесь и далее нумерация опытных экземпляров для упрощения дана условно внутри их модификаций и категорий – сначала для YF-15A «Игл» FSD Cat. I, затем для YTF-15A «Игл» FSD Cat. I, YF-15A «Игл» FSD Cat. II и YTF-15A «Игл» FSD Cat. II. Порядок их заказа и передачи на испытания мог этой нумерации не соответствовать.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе в частичной комплектации.

Выкатка и сдача на ЗИ с торжественным митингом состоялась на заводе в Сент-Луисе 26 июня 1972 г.

После этого самолет был разобран и на борту ВТС С-5А доставлен на базу ИЦ ВВС Эдвардс (Edwards AFB, Калифорния, пустыня Мохаве).

27 июля 1972 г. летчик-испытатель фирмы MDD И. Барроуз (Irving Burrows) выполнил на нем первый полет.

Летчик-испытатель фирмы «МакДоннелл Дуглас» Ирвинг Барроуз у первого опытного самолета YF-15A. Фото из книги: Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft. Carrolton, USA, Squadron / Signal Publications, - 1992
Летчик-испытатель фирмы «МакДоннелл Дуглас» Ирвинг Барроуз у первого опытного самолета YF-15A. Фото из книги: Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft. Carrolton, USA, Squadron / Signal Publications, - 1992
Летчик-испытатель Ирвинг Барроуз готовится выполнить первый полет на самолете МакДоннелл Дуглас YF-15A-1-MC «Игл»
Летчик-испытатель Ирвинг Барроуз готовится выполнить первый полет на самолете МакДоннелл Дуглас YF-15A-1-MC «Игл»

Фото: http://www.thisdayinaviation.com/tag/yf-15a/

3 августа 1972 г. на самолете впервые превышена скорость звука – достигнуто число М=1,3.

В 9-м полете (ориентировочно во второй половине августа 1972 г.) достигнуты число М=1,76 и нормальная перегрузка +5,2 g.

К 31 октября 1972 г. самолет налетал 80 ч, достиг числа М=2,0, высоты полета 13700 м и перегрузки +5,86 g.

Первый опытный образец тяжелого тактического истребителя F-X – МакДоннелл Дуглас YF-15A-1-MC «Игл» сер. № 71-0280 в испытательном полете над пустыней Мохаве
Первый опытный образец тяжелого тактического истребителя F-X – МакДоннелл Дуглас YF-15A-1-MC «Игл» сер. № 71-0280 в испытательном полете над пустыней Мохаве

Фото: http://www.wings900.com/vb/1-1-civil-aviation/63699-pictorial-tribute-mcdonnell-douglas.html

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- оценка устойчивости и управляемости;

- предварительные испытания двигателей и работы силовой установки в комплексе;

- определение летных ограничений;

- оценка аэродинамики, в т.ч. в полете с внешней подвеской;

- оценка работы шасси.

В дальнейшем использовался для испытаний и отработки бомбового вооружения модификации F-15C.

Списан.

Испытания аварийного сброса загруженного многозамкового бомбового держателя MER из состава вооружения модификации F-15C на первом опытном самолете McDonnell Douglas YF-15A-1-МС
Испытания аварийного сброса загруженного многозамкового бомбового держателя MER из состава вооружения модификации F-15C на первом опытном самолете McDonnell Douglas YF-15A-1-МС

Фото: https://forums.eagle.ru/forum/русский/реальность/новости-и-события/54583-f-15-eagle/page6#post5585695

***

YF-15A-1-MC «Игл» (S/N 71-0281) 2-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе в частичной комплектации.

Совершил первый полет 28 сентября 1972 г.

Второй опытный самолет МакДоннелл Дуглас YF-15A-1-МС «Игл» S/N 71-0281. Фото: Интернет
Второй опытный самолет МакДоннелл Дуглас YF-15A-1-МС «Игл» S/N 71-0281. Фото: Интернет

На самолете проведены основные испытания ТРДДФ YF100-PW-100.

В 1975 г. передан NASA для специальных испытаний.

В 1983 г. по завершении этой программы возвращен ВВС.

Списан и установлен в качестве памятника на авиабазе Лэнгли, шт. Вирджиния.

***

YF-15A-2-MC «Игл» (S/N 71-0282) 3-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе в частичной комплектации, но на самолете впервые была установлена рабочая AN/APG-63.

Совершил первый полет 4 ноября 1972 г. с заводского аэродрома в г. Сент-Луис (это был 100-й полет по программе испытаний в целом).

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- определение максимальных скоростей по высотам;

- испытания РЛС AN/APG-63 с 1973 г.

***

YF-15A-2-MC «Игл» (S/N 71-0283) 4-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе в частичной комплектации с отличиями от предыдущих: сделаны новые «срезанные» законцовки крыла (его площадь уменьшилась на 1,829 кв.м), т.к. на предыдущих самолетах при маневрировании с перегрузками свыше +6,0 при числах М=0,905…0,95 на высоте свыше 9144 м из-за влияния местного сверхзвукового обтекателя на них наблюдался бафтинг.

Доработка позволила изжить указанный недостаток, и была внедрена на всех последующих самолетах.

Совершил первый полет 12 января 1973 г.

Самолет предназначался для исследований фактических полетных нагрузок и летных прочностных испытаний.

Новая форма законцовкок крыла, введенная с 4-го опытного образца. На снимке серийный самолет МакДоннелл-Дуглас F-15A «Игл» в Музее техники в Шпайере. Фото: С.Г. Мороз
Новая форма законцовкок крыла, введенная с 4-го опытного образца. На снимке серийный самолет МакДоннелл-Дуглас F-15A «Игл» в Музее техники в Шпайере. Фото: С.Г. Мороз

***

YF-15A-2-MC «Игл» (S/N 71-0284) 5-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе в частичной комплектации, но на нем было впервые установлено полное артиллерийское вооружение – встроенное и подвесное.

Совершил первый полет 7 марта 1973 г.

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- испытания режимов аварийного слива топлива;

- отстрел встроенного и подвесного пушечного вооружения;

- баллистические испытания подвесного вооружения.

По завершении этих программ испытаний переклассифицирован в самолет для наземных работ GF-15A.

***

YF-15A-3-МС «Игл» (C/N 0006/A006, S/N 71-0285) 6-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе впервые с полным комплексом БРЭО.

Совершил первый полет 23 мая 1973 г.

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- комплексные системы управления самолетом;

- комплексные испытания БРЭО;

- испытания СУВ ракетного вооружения, в т.ч. «горячие» пуски УР AIM-7 и AIM-9 с наведением.

После завершения испытаний самолет использовался как демонстрационный образец в т.ч. для открытых показов на выставках

Шестой опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-3-МС «Игл» (C/N 0006/A006, S/N 71-0285) – первая машина с полным комплексом БРЭО, на которой выполнялись комплексные системы управления самолетом, БРЭО и СУВ ракетного вооружения, в т.ч. «горячие» пуски УР AIM-7 и AIM-9 с наведением. Фото: http://www.airport-data.com/images/aircraft/large/000/106/106002.jpg
Шестой опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-3-МС «Игл» (C/N 0006/A006, S/N 71-0285) – первая машина с полным комплексом БРЭО, на которой выполнялись комплексные системы управления самолетом, БРЭО и СУВ ракетного вооружения, в т.ч. «горячие» пуски УР AIM-7 и AIM-9 с наведением. Фото: http://www.airport-data.com/images/aircraft/large/000/106/106002.jpg

***

YF-15A-3-МС «Игл» (S/N 71-0286) 7-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе с полным комплексом БРЭО.

Совершил первый полет 14 июня 1973 г.

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- испытания ПТБ;

- комплексные испытания вооружения, включая пуски УР AIM-7 и AIM-9.

По завершении этих программ испытаний переклассифицирован в самолет для наземных работ GF-15A.

Седьмой опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-3-МС «Игл» (S/N 71-0286). Фото из книги: Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft
Седьмой опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-3-МС «Игл» (S/N 71-0286). Фото из книги: Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft

***

YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0287) 8-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе с полным комплексом БРЭО.

Совершил первый полет 25 августа 1973 г.

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- комплексные испытания топливной системы;

- полеты на предельных углах атаки и на штопор, для чего был дооснащен противоштопрным парашютом в контейнере на месте штатного стекателя между двигателями;

- виды штопора и режимы вывода.

В 1976 г. по завершении этих программ испытаний передан NASA в качестве летающей лаборатории, см. ниже.

Восьмой опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0287). Фото из книги: Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft
Восьмой опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0287). Фото из книги: Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft

***

YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0288) 9-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе с полным комплексом БРЭО.

Совершил первый полет 20 октября 1973 г.

На самолете были выполнены комплексные испытания с самолета и силовой установки для определения их тактико-технических данных и эксплуатационных ограничений.

***

YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0289) 10-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Построен заводом MDD в Сент-Луисе с полным комплексом БРЭО.

Совершил первый полет 16 января 1974 г.

На самолете были выполнены следующие программы испытаний:

- комплексные испытания БРЭО;

- специальные испытания РЛС;

- специальные испытания систем РЭБ.

Десятый опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0289). Фото из книги Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft
Десятый опытный тактический истребитель и перехватчик ПВО YF-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0289). Фото из книги Drendel L. Eagle. Modern Military Aircraft

Опытные двухместные самолеты YTF-15A этапа FSD категории I

YTF-15A «Игл» (YF-15B, MDD модель 199-1CT) проект и опытные образцы этапа FSD категории I, учебно-тренировочный самолет – спарка, в дальнейшем был переквалифицирован в учебно-боевой самолет.

Хотя самолет первоначально рассматривался как чисто учебная машина, проект был выполнен с максимальной унификацией конструкции и комплектующих с одноместным боевым самолетом F-15А. В частности, они имели практически одинаковый планер, включая отсеки НЧФ и вырез под кабину.

Преимущества этого решения:

- учебно-боевой самолет имеет почти такие же летно-тактические данные, что и боевой, это расширяет число решаемых учебных задач за счет включения в них приемов боевого применения, облегчает переход курсанта к самостоятельным полетам и позволяет использовать учебный самолет в боевых операциях;

- унификация планера снижает затраты на проектирование, себестоимость и цену, затраты на обслуживание, ремонт и возможную модернизацию каждого единичного изделия;

- появляется возможность создания с малыми затратами новых модификаций самолета, которые могут выполнять задачи, требующие на борту наличия штурмана – оператора вооружения (что и было сделано на модификации F-15E, см. далее).

Недостатком этого решения является ослабление конструкции фюзеляжа основного одноместного боевого варианта самолета в зоне кабины (что в дальнейшем привело как минимум к двум авариям) и увеличение его веса.

Сравнив преимущества и недостатки создания унифицированных боевых и учебно-боевых самолетов, заказчик (МО и ВВС США) поддержал это решение. В дальнейшем в таком же ключе были спроектированы двухместные учебно-боевые самолеты General Dynamics F-16B Fighting Falcon и McDonnell Douglas F/A-18B Hornet и их последующие модификации того же назначения.

Первоначально самолет имел военное обозначение YTF-15A, которое уже после завершения основной программы его испытаний и принятия на вооружение было изменено на F-15B.

Самолет проектировался по спецификации ВВС для решения следующих задач:

- обучение пилотированию самолетов типа F-15;

- обучение полетов по приборам;

- повышенная летная подготовка и обучение выполнению фигур высшего пилотажа;

- выполнение тех же боевых задач, что и самолет F-15A – см. таблица состава вооружения и оборудования.

Определение ТЗ и формирование контракта на проектирование модификации завершены в январе 1969 г.

Рабочее проектирование начато в январе 1970 г.

Самолет YTF-15A / F-15B представлял собой модификацию одноместного тактического истребителя YF-15A с отличиями:

- снято встроенное оборудование комплекса РЭБ EWWS (подсистемы, основные блоки которых находились в закабинном отсеке, их пульты управления в кабине и АФС, при этом электрожгуты не перекладывались), оставлена только станция предупреждения об облучении РЛС противника Loral ALR-56;

- в кабине на предусмотренном на стадии проектирования базовой модификации самолета месте установлен полный комплект оборудования для 2-го члена экипажа – летчика-инструктора (катапультируемое кресло, органы управления самолетом, системами и вооружением, приборы, средства связи, оборудование СКВ и кислородной системы), его компоновка от передней кабины отличается;

Компоновка приборов и органов управления на левой боковой консоли и на левой части центральной приборной доски в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС). Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1, Washington, DC, USA, Secretary of Air Force, - 9 May 1975
Компоновка приборов и органов управления на левой боковой консоли и на левой части центральной приборной доски в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС). Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1, Washington, DC, USA, Secretary of Air Force, - 9 May 1975
Компоновка приборов и органов управления на средней и правой частях центральной приборной доски в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС). Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1
Компоновка приборов и органов управления на средней и правой частях центральной приборной доски в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС). Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1
Компоновка кислородного оборудования на правой боковой консоли в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС). Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1
Компоновка кислородного оборудования на правой боковой консоли в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС). Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1
Установка светильника и ручка открытия фонаря кабины на правой боковой консоли в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС), а также разбивка этой консоли на зоны. Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1
Установка светильника и ручка открытия фонаря кабины на правой боковой консоли в задней кабине самолета TF-15A / F-15B (для изделий первого серийного блока В-7-МС), а также разбивка этой консоли на зоны. Рисунок из книги: Preliminary Flight Manual USAF Series F/TF-15A Aircraft. Block 7 and up. McDonnell Aircraft F33657-70-C-0300. T.O. 1F-15A-1

- изменены системы управления (основная система управления самолетом, механизацией крыла, силовой установкой, шасси, вооружением и др. системами);

- установлен новый фонарь кабины с большей длиной и высотой задней секции, обеспечивающий установку заднего кресла летчика-инструктора достаточный обзор для него;

- установлено самолетное переговорное устройство;

- установлена новая система аварийного спасения экипажа, рассчитанная на катапультирование двух человек, в серии – с креслами ESCAPAC-1C-2 (MOD);

- изменены СКВ, кислородное оборудование экипажа электросистема самолета и др.

Для этапа FSD категории I было заказано 2 самолета, порядок их использования такой же, как и для самолетов YF-15A «Игл» опытный этапа FSD категории I.

После окончания испытаний этапа FSD категории I все самолеты были переданы ВВС.

***

YTF-15A «Игл» (S/N 71-0290) 11-й опытный, учебно-тренировочный самолет – спарка.

Построен заводом MDD в г. Сент-Луис в частичной комплектации.

Первый полет опытного (предсерийного) образца состоялся 7 июля 1973 г.

На этом самолете выполнялась в основном отработка бортовых систем, снятие характеристик устойчивости и управляемости.

После завершения основной программы испытаний самолет был использован для НИОКР по программе Agile Eagle по улучшению маневренных и взлетно-посадочных свойств самолета и получил обозначение STOL and Maneuver Technology Demonstrator, см. далее.

***

YTF-15A «Игл» (S/N 71-0291) 12-й опытный, учебно-тренировочный самолет – спарка.

Построен заводом MDD в г. Сент-Луис в полной комплектации.

18 октября 1973 г. самолет был облетан.

На этом самолете был выполнен основной объем испытаний по программе FSD Category I – как этой модификации, так и самолета в целом.

В 1976 г. самолет был использован для рекламного турне с целью продвижения F-15 на рынок среди союзников США. Для этого на самолет нанесли новую окраску в честь 200-летия образования Соединенных Штатов Америки (1776 г.). Одним из главных мероприятий в этой кампании стал Международный авиасалон в Фарнборо – Farnborough International Airshow 1976 в Великобритании. Однако решение с окраской оказалось неудачным, т.к. США были образованы как федеративное государство бывших английских колоний в результате войны против Великобритании. Возможно именно это настроило против приобретения самолета многих английских политиков, финансистов и военных, хотя Англия в то время остро нуждалась в замене устаревших самолетов BAC Lightning и MDD Phantom, а новые самолеты PANAVIA Tornado GR.1 и проектируемый F.2 было невозможно использовать в качестве тактических истребителей для завоевания господства в воздухе – только для решения ударных задач, разведки и ПВО). В то же время интерес к покупке самолета выразили страны, не входящие в НАТО, прежде всего, Израиль и Япония.

Двенадцатый опытный образец по программе F-X (S/N 71-0291) был построен как учебно-тренировочный самолет – спарка YTF-15A «Игл». На этом снимке он на показательных полетах в Японии
Двенадцатый опытный образец по программе F-X (S/N 71-0291) был построен как учебно-тренировочный самолет – спарка YTF-15A «Игл». На этом снимке он на показательных полетах в Японии

Фото: https://www.airhistory.net/photo/129434/71-0291/71291

В 1977 г. самолет возвращен на фирму для проведения НИОКР с универсальными конформными баками-контейнерами FAST Pack (их испытания были начаты в 1974 г. на переоборудованном самолете F-15B). Подробно о баках FAST Pack – см. раздел о самолете F-15C, для которого они создавались.

Целью было создание такого оборудования, которое могло бы увеличить радиус действия самолета без дозаправки, расширить его возможности за счет быстрой смены дополнительных прицельных систем и систем РЭБ, а также установки усиленного бомбардировочного вооружения с его тангенциальной подвеской (т.е. на нижней «грани» так, чтобы несколько боеприпасов располагались друг за другом в один или несколько рядов).

Эта программа стала первым этапом разработки двухместного многоцелевого тактического боевого самолета MDD F-15E Strike Eagle.

Первый полет доработанного самолета по этой программе состоялся 08.07.80 г.

Испытания на этом самолете показали, что баки FAST Pack оказались слишком сложны в производстве и эксплуатации, оборудование в них работало недостаточно надежно (возможно, проводились только стендовые его испытания). Также выявились проблемы с их прочностью. Было принято решение изменить их конструкцию:

- от размещения в отсеках баков дополнительного оборудования отказались;

- конструкция пересмотрена, изменена форма баков, размеры и силовой набор, при этом объем заправляемого топлива уменьшился, вес бака увеличился, но улучшилась их прочность, появилась возможность монтажа дополнительных узлов подвески вооружения и наружных контейнеров БРЭО.

Далее самолет использовался для испытаний нового вооружения и БРЭО, которое создавалось для модернизации парка самолетов F-15C/D и нового F-15E:

- подвески двух тактических ядерных бомб B61 на специальные держатели под конформными баками CFT;

- модифицированной РЛС AN/APG-63 c режимом синтезированной апертуры, что позволяло вести картографирование, получая четкое «замороженное» изображение местности с разрешением, достаточным для выделения зданий и сооружений;

- маловысотной инфракрасной системы навигации и целеуказания для ночного применения LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infra-Red system for Night), датчики, вычислительные средства, средства преобразования информации и ее передачи в системы самолета которой были сгруппированы в двух подвесных контейнерах;

- системы РЭБ с расширенными возможностями определения направления и типа угрозы.

Изображение от этих систем выводилось на ИЛС и на установленные в на приборных досках летчика (на месте 1-й кабины – обучаемого на тренировочном варианте самолета) и оператора (на месте 2-й кабины – инструктора на тренировочном варианте самолета).

Опытные самолеты YF-15A этапа FSD категории II

YF-15A «Игл» (McDonnell Douglas Model 199-1) опытные образцы этапа FSD категории II, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Для этапа FSD категории II было заказано 6 самолетов, но в таком виде достроены 8.

Во многих документах в обозначении этих самолетов литера Y опускалась, что должно было подчеркивать их готовность к строевой эксплуатации.

На этих самолетах предусматривалось проведение совместных официальных испытаний экипажами разработчика и экипажами Командований систем вооружений (Air Systems Command, обеспечивает проведение основных программ официальных испытаний АТ) и Тактического командования ВВС США (будущий эксплуатант самолета).

После завершения основной программы испытаний самолеты этого типа использовались ВВС США для различных дополнительных испытаний до начала 1980-х гг.

В начале 1980-х гг. 4 самолета этой серии переданы ВВС Израиля.

***

YF-15A-5-MC «Игл» (S/N 72-0113) 13-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

***

YF-15A-5-MC «Игл» (S/N 72-0114) 14-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

***

YF-15A-5-MC «Игл» (S/N 72-0115) 15-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

***

YF-15A-5-MC «Игл» (S/N 72-0116) 16-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

Не известно, выполнил ли этот самолет полностью все предназначенные для него программы испытаний.

Был передан ВВС Израиля в рамках операции "Peace Fox I”.

***

YF-15A-6-MC «Игл» (S/N 72-0117) 17-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

Был передан ВВС Израиля в рамках операции "Peace Fox I”.

***

YF-15A-6-MC «Игл» (S/N 72-0118) 18-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

Был передан ВВС Израиля в рамках операции "Peace Fox I”.

***

YF-15A-6-MC «Игл» (S/N 72-0119) 19-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

После завершения основной программы испытаний самолет был использован для для установки мировых рекордов скорости набора высоты (предыдущие были установлены в США на самолете F-4B и в СССР на самолете МиГ-25 / Е-266).

На самолете были выполнены следующие доработки:

- снято все оборудование, не нужное для таких полетов (прежде всего, вооружение и часть боевых систем, но некоторые были сохранены для поддержания центровки);

- вместо закрылков были установлены легкие залонжеронные части крыла;

- тормозной щиток с его системой управления был снят, а его вырез заглушен;

- защитная светло-серая окраска самолета была смыта, обшивка была отполирована.

Самолет YF-15A-6-MC 72-0119 «Стрик Игл» S/N 72-0119, подготовленный для рекордных полетов.
Самолет YF-15A-6-MC 72-0119 «Стрик Игл» S/N 72-0119, подготовленный для рекордных полетов.

Фото: http://www.thisdayinaviation.com/tag/f-15a/

Уменьшение веса конструкции самолета составило 817 кг, полеты проводились с частичным запасом топлива, без внешних подвесок и пилонов.

На самолете с 16 января по 1 февраля 1975 г. было установлено 8 мировых рекордов – см. табл.

Зачетные полеты были выполнены в присутствии комиссаров ФАИ на АвБ Гранд-Форкс (Grand Forks AFB, Северная Дакота) при низких температурах, что позволило установить новые мировые рекорды скороподъемности (см. табл.).

Рекордный самолет YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119 в полете над Сент-Луисом
Рекордный самолет YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119 в полете над Сент-Луисом

Фото: https://www.thisdayinaviation.com/2022/01/26/

Из них пять (время набора высоты 3000, 6000, 9000, 12000 и 15000 м были побиты советским самолетом Сухой П-42 (Т10-15 – специальная рекордная модификация, построенная в числе опытных образцов самолета Су-27) в полетах с 27 октября 1986 по 23 марта 1988 г. Но в то же время на ряде высот серийный самолет МиГ-29 (другого весового класса) имел перед этим самолетом преимущества в скороподъемности даже в боевой конфигурации на тех высотах, где могут вестись воздушные бои. По боевой скороподъемности на этих высотах МиГ-29 превосходил Су-27 и (в большей мере) серийный F-15A, но уступал им на высотах свыше 15000 м.

Установленные на этом самолете рекорды времени набора высот 20000, 25000 и 30000 м (как динамического потолка) не побиты до сих пор.

Летчики ВВС США майоры Уильям МакФарлан, Роджер Смит и Дейв Петерсон, установившие мировые рекорды на самолете YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119
Летчики ВВС США майоры Уильям МакФарлан, Роджер Смит и Дейв Петерсон, установившие мировые рекорды на самолете YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119

Фото: http://www.thisdayinaviation.com/tag/f-15a/

Профиль рекордного полета YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119 на скороподъемность 26 января 1975 г. – высота 25000 м достигнута за 161,2 секунды, этот рекорд пока не побит
Профиль рекордного полета YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119 на скороподъемность 26 января 1975 г. – высота 25000 м достигнута за 161,2 секунды, этот рекорд пока не побит

Фото: https://www.thisdayinaviation.com/2022/01/26/

После завершения испытаний и рекордных полетов был передан в качестве экспоната в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, г. Дайтон, Огайо.

***

YF-15A-6-MC «Игл» (S/N 72-0120) 20-й опытный, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

На самолете выполнялись официальные типовые и войсковые эксплуатационные испытания самолета.

Был передан ВВС Израиля в рамках операции "Peace Fox I”.

***

F-15A экспортный для Израиля (переоборудованный YF-15A FSD Cat. II) строевой, тактический истребитель и перехватчик ПВО.

Израиль – первый иностранный получатель самолета F-15. Эксплантат – ВВС Армии Обороны Израиля.

В 1977 г. поставлено 4 самолета YF-15A-6-MC и -6-МС (из опытной серии FSD Cat. II) из состава ВВС США (после завершения испытаний, для которых они использовались).

Эти самолеты при отправке в Израиль получили следующие доработки:

- снята КЗА и установлены недостающие боевые системы;

- обеспечено применение конформных баков CFT (заказчик требовал установки баков-контейнеров FAST Pack с возможностью установки не только топлива, но и дополнительного оборудования для расширения тактических возможностей самолета, но довести их не удалось);

- СПО EWWS заменено системой старого типа (вероятно, такой же, как на F-4E);

- катапультируемые кресла ESCAPAC-1C (MOD) заменены на IG-7;

- сделан ряд мелких доработок по оборудованию (в основном, связанных с невозможностью приведения его полностью к стандарту F-15A виду после демонтажа КЗА).

Эти самолеты в основном использовались как тренировочные для подготовки экипажей ВВС Израиля в ожидании поступления основной партии самолетов F-15A, см.

Опытные двухместные самолеты YTF-15A этапа FSD категории II

YTF-15A «Игл» опытный этапа FSD категории II, учебно-тренировочный самолет – спарка.

Для этапа Полномасштабной разработки FSD категории II было заказано 2 самолета, но они были достроены в одноместном варианте, см. выше.

Летающая лаборатория на базе самолета YF-15A

F-15A-4-MC «Игл» (S/N 71-0287, борт №835) единичный переоборудованный, летающая лаборатория.

В 1976 г. 8-й опытный YF-15A по завершении этих программ испытаний передан NASA, где получил бортовой № 835.

Опытный самолет МакДоннелл Дуглас YF-15A-4-МС S/N 71-0287 – летающая лаборатория NASA. Фото: Интернет
Опытный самолет МакДоннелл Дуглас YF-15A-4-МС S/N 71-0287 – летающая лаборатория NASA. Фото: Интернет

Во второй половине 1970-х гг. использовался для исследования особенностей аэродинамики самолетов на больших числах М и углах атаки, определения границ критических режимов полетов и поиска путей их расширения.

В первой половине 1980-х гг. использовался для испытаний двигателей F110-PW-220 для самолетов F-15C/D и F-16A/C.

Списан.

Общие итоги испытаний самолетов YF-15 и YTF-15A

Всего в испытаниях по программе F-X, которые были необходимы для определения летных и эксплуатационных качеств самолета, оценки надежности и определения действительных тактико-технических данных его самого, двигателей YF100-PW-100 (их испытания в значительной части своего объема проходили в составе самолета F-15), оборудования и вооружения, а также принятия решения о допуске самолета к эксплуатации в строевых частях ВВС США, было задействовано 10 опытных / предсерийных одноместных самолетов YF-15A категории I в четырех производственных блоках, два двухместных учебно-боевых самолета YTF-15A категории I (по одному в двух блоках), а также 8 предсерийных самолетов YF-15A категории II – 8 самолетов по 4 в двух блоках.

В испытаниях самолетов YF-15, их систем и вооружения принимали участие службы фирм-разработчиков (прежде всего, «МакДоннелл Дуглас», «Пратт Уитни», «Хьюз», «Ретейон», «Литтон», «Хониуэлл» и «Лорал Электроникс»), NASA, а также ВВС США, для чего использовалась авиабазы:

- Эдвардс (Edwards AFB, испытательная база Национального испытательного центра ВВС США им. Ленгли в районе оз. Мюрок в шт. Калифорния в пустыне Мохаве – там проведен основной объем летных испытаний);

- Эглин (Eglin AFB, шт. Калифорния, стендовые и летные климатические испытания, в ходе которых использовались и другие базы с разными погодными условиями, в т.ч. в полярных районах);

- Райт Паттерсон (Wright Patterson AFB, Центральная испытательная база Национального испытательного центра ВВС США им. Ленгли в г. Дайтон, Огайо – облет самолета для ознакомления с ним командного состава ВВС, подтверждение летных данных) и др.

Эти испытания прошли без тяжелых летных происшествий.

В ходе испытаний на одном специально подготовленном самолете категории II установлено 9 мировых рекордов.

Изменения в конструкции и комплектации самолета по результатам испытаний оказались сравнительно невелики (законцовки крыла, форма передней кромки стабилизатора, режимы работы управления элеронами).

«Собачий зуб» на стабилизаторе, введенный по ходу испытаний самолета YF-15A – на снимке серийный самолет МакДоннелл-Дуглас F-15A «Игл». Фото: С.Г. Мороз
«Собачий зуб» на стабилизаторе, введенный по ходу испытаний самолета YF-15A – на снимке серийный самолет МакДоннелл-Дуглас F-15A «Игл». Фото: С.Г. Мороз

Замечаний по прочности планера и систем высказано не было, в то же время последующая строевая эксплуатация вскрыла ряд недостатков в этом плане (прежде всего, по двухместным модификациям самолета). Также не удалось задействовать в то время внешние кррыльевые узлы подвески.

По надежности систем наиболее серьезные и влияющие на безопасность полетов недостатки были вскрыты в конструкции двигателей – они были устранены частично в процессе доводки двигателя F100-PW-100 в серийном исполнении.

Устойчивость и управляемость самолета оценены как нормальные, самолет доступен летчику средней квалификации и проще в освоении пилотирования на всех режимах, кроме маневренного воздушного боя, чем тактический истребитель предыдущего поколения МакДоннелл Дуглас F-4 «Фантом». Но с расширением возможных режимов маневрирования от пилота требовалось усвоения до автоматизма большего числа типовых навыков пилотирования и четкого знания большего числа условий-ограничений по опасным режимам полета и работы силовой установки, чем на самолете F-4.

Хотя реакция самолета на действия пилота была в основном предсказуемой и не ведущей к последующему изменению режима полета до опасного, заказчик счел необходимым начать освоение самолета F-15A в строевых частях, только имея достаточное число двухместных учебно-тренировочных самолетов F-15B.

Обзор из кабин и их эргономичность (включая информационное поле) оценены как гораздо лучшие в сравнении с самолетами F-4.

По удобству технического обслуживания с учетом возможности его перевода на работы по техническому состоянию систем вместо жесткого регламента, самолет также оценен как удобный, простой и менее затратный в сравнении с F-4. Этого удалось достичь не только благодаря, например, отсутствию системы складывания, необходимой палубным модификациям, но и компьютеризации процессов регистрации и отображения информации о полетных параметрах и состоянию систем. С другой стороны это требовало значительного повышения образовательного уровня технического состава (в т.ч. младшего) и освоения им новых навыков работы с цифровой техникой.

Вместе с тем по механической части техобслуживания новых навыков не требовалось.

Доступ ко всем системам самолета для осмотра, обслуживания, ремонта и замены, оценен как достаточный и удобный.

Заданные величины максимальных скоростей полета были на испытаниях достигнуты и кривая их ограничений близко совпала с расчетной, однако время поддержания максимальной скорости 2656 км/ч (М=2,5 на высоте 13716 м) было ограничено по условиям сохранения ресурса планера (первоначально назначенный для серийных самолетов – 4000 летных часов).

Требования по дальности и радиусам действия с различными вариантами боевой нагрузки также были выполнены, однако крейсерскую скорость пришлось для этого понизить до дозвуковой. Заказчик с этим согласился.

Вооружение самолета соответствовало первоначальным требованиям, которые акцентировали внимание на ведении перехвата и воздушного боя с пуском управляемых ракет на средней и малой дистанции или поражении маневренных воздушных целей огнем из встроенной пушки. Однако ко времени завершения испытаний (1975…1976 гг.) взгляды на применение самолета поменялись и заказчик (ВВС США) потребовал обеспечить поражение наземных целей с эффективностью, не ниже, чем у самолета F-4E.

Для этого в состав вооружения были включены управляемые бомбы GBU-10E/B и GBU-12D/B Paveway II с полуактивным лазерным самонаведением, но применение их было возможно только с внешней подсветкой цели, тогда как на F-4 можно было подвесить контейнер с лазерным дальномером-целеуказателем для автономного применения УАБ. Самолеты YF-15A / YTF-15A не могли применять никакое другое ВТО, в т.ч. противорадиолокационные и др. управляемые ракеты воздух-поверхность, а также тактическое ядерное оружие. Заказчик согласился принять самолет F-15A/B на вооружение без таких средств поражения, но разработчик был обязан расширить ударные возможности его путем создания дальнейших модификаций.

После завершения основной программы испытаний опытные самолеты YF-15A и YTF-15A / F-15B использовались для других экспериментальных работ силами летной службы фирмы «МакДоннелл Дуглас», ВВС США и NASA.

Сверхзвуковые летающие лаборатории NASA – Локхид F-104N «Старфайтер», справа Нортроп YF-17, в центре – МакДоннелл Дуглас YF-15A-4-МС «Игл» S/N 71-0287
Сверхзвуковые летающие лаборатории NASA – Локхид F-104N «Старфайтер», справа Нортроп YF-17, в центре – МакДоннелл Дуглас YF-15A-4-МС «Игл» S/N 71-0287

Фото: http://www.nasa.gov/centers/dryden/multimedia/imagegallery/YF-17/EC86-33524-02.html

Регистрационные номера ВВС США (Sign или в некоторых источниках Serial Numbers) самолетов YF-15A и YTF-15A смотрите в таблице по этой ссылке

Основные тактико-технические данные самолета F-15A в проекте и полученные на испытаниях 1-го опытного образца после его доработок смотрите в таблице по этой ссылке

Вооружение и оборудование самолетов YF-15A и YTF-15A / F-15B смотрите в таблице по этой ссылке

Сведения о мировых рекордах, установленных на самолете YTF-15A «Стрик Игл» смотрите в таблице по этой ссылке

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Список использованных источников будет дан в последнем разделе Справочника, посвященном этому самолету

Рекордный самолет YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119. Хотя серийный F-15A «Игл» не мог показывать столь высокие результаты, это был сильный противник для любого другого боевого самолета в 1970-х
Рекордный самолет YF-15A-6-MC «Стрик Игл» S/N 72-0119. Хотя серийный F-15A «Игл» не мог показывать столь высокие результаты, это был сильный противник для любого другого боевого самолета в 1970-х

Фото: https://www.thisdayinaviation.com/2022/01/26/

Продолжение следует

Послесловие не в тему: а теперь я как обычно предлагаю Вам, уважаемый читатель, переключить свое внимание и открыть замечательный канал Кот-ученый. Там каждый найдет то, что он ищет – разумное, доброе, вечное. Ну и, конечно, интересное!