К концу 2022 года страна подошла с полностью искореженным и деформированным авторынком. Всего в России сегодня продается 3 отечественные марки и 11 иностранных (ну, как иностранных, – китайских), а запасов новых машин почти не осталось на складах.
Ушло 45, осталось 14
Считается, что всего в мире около 2000 марок автомобилей. Самых популярных примерно 60. За последние месяцы из России ушли 45 марок и осталось всего 14. Из чего можно сегодня выбирать на авторынке РФ:
Российские бренды: Lada, ГАЗ и УАЗ. Китайские: Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda.
Западные компании очень оперативно закрывают свои салоны, сервисы, производства, представительства. Больше не обслуживают, не продают запасные части и расходники, не оказывают IT-поддержку уже проданным автомобилям.
Отказываются от инвестиций в заводы, избавляются от своих долей в совместных предприятиях. Знаете, если ритейлеры одежды или сети фастфуда уходят из страны, то это, безусловно, финансовая боль, но не настолько сильная, как прощаться с собственным автомобильным производством.
Например, прибыль за последние 9 месяцев у испанской Inditex (Zara, Bershka и тд) просто рекордная. С февраля по октябрь чистая прибыль увеличилась почти на 25 % (до 3,095 млрд евро) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это с учетом ухода из РФ и прекращения работы 500 магазинов.
Роскошь, а не средство передвижения
Автомобили – это уже давно не просто двигатель, коробка и шасси. Вспомните, из-за чего у всех автопроизводителей последние годы было больше всего проблем? Из-за чипов и электроники.
Через некоторое время уже не выйдет просто заплатить в три конца и пригнать тачку из соседней страны. Автомобили (особенно электрические) сейчас – это передовые и технически сложные изделия. Им необходимо фирменное обслуживание и регулярные обновления программного обеспечения.
Нет смысла угонять условную «Теслу». Ее просто отключат, а тебя запишут на камеры (которые там стоят по всему периметру), и даже сворованные с нее запчасти некому будет продать. К сожалению, у нас таких технологий нет, и придется искать их за границей.
И вектор поиска предельно ясен. Братья-китайцы уже во всю продают у нас 11 своих марок (и один свой замаскированный «Москвич»). Считай, монополисты на рынке. Чем обернется полная зависимость от таких «друзей», можно только предполагать. И все эти предположения не очень радужные.
Новых машин хватит на месяц
Запасы новых автомобилей на исходе. На складах российских дилеров осталось порядка 20 000 – 30 000 машин иностранных брендов, таких как Kia, Hyundai, Toyota, Renault, Volkswagen и тд.
«По моим подсчетам, по всей стране, по всем автосалонам осталось 20 000 – 30 000 автомобилей, — заявил главный редактор журнала «За рулем», Максим Кадаков
Если спроецировать текущие продажи, то этого хватит меньше чем на месяц. Всего в стране пока еще работает примерно 3 000 автоцентров. Фактически это 10 новых машин на один салон. Сколько времени они их будут продавать? Даже нафаршированные «допами» под завязку.
За 2021 год в России было продано почти 1,7 млн машин, по итогам 2022-го будет реализовано примерно 650 тыс шт.
Пригоним из Казахстана
Параллельный импорт покрыть спрос не в состоянии (очень малые объемы), и общий дефицит постепенно будет только увеличиваться. Прогнозируют, что при помощи серых схем в 2023 году завезут примерно 70 000 авто. Этого очень сильно недостаточно.
Еще оформлять такие машины очень тяжело. Нужны сертификаты и различные дополнительные документы. Дилеры из Казахстана, Армении, Киргизии без особого энтузиазма поставляют свои авто а Россию, и на таможне возникает много вопросов.
Если машина продана в родном Казахстане, то новый собственник еще несколько лет будет приезжать в сервис на обслуживание, а потом тут же обменяет машину на новую через trade-in. Проданные в РФ салону никакой дополнительной прибыли не принесут.
Естественно, никакой гарантии на параллельные поставки нет (угадайте, куда будут отправлять всех «перевертышей» и «утопленников»), но люди продолжают переплачивать и покупать на свой страх и риск. Потому что других вариантов просто нет.