Пожар! Страшный сон автомобилиста — никто не хочет столкнуться с ним вживую. Но, как известно, надеяться нужно на лучшее, а готовиться к худшему. Выбираем огнетушитель для автомобиля и разбираемся, как им пользоваться. Но сперва подумаем, от чего в принципе может загореться машина и как этого избежать.
Причины пожара: от чего горит автомобиль
Современный автомобиль — настоящий сборник горючих материалов. Бензин и масло, резина и пластик, обивка сидений — всё это вспыхивает легко и горит интенсивно. Если не начать тушение сразу, машина превратится в факел и полностью сгорит примерно за 10 минут, поэтому действовать нужно быстро.
От чего же загорается автомобиль? Вот несколько основных причин:
- Утечка бензина. Из-за неправильного обслуживания (например, неквалифицированной замены топливного фильтра) или внешнего воздействия (повреждения бензобака, топливных магистралей) бензин может вытечь наружу и загореться от контакта с горячими узлами машины.
- Проблемы с электрикой. Чаще всего они возникают из-за некачественного дополнительного оборудования (дешёвого ксенона, зарядных устройств в прикуриватель) или неправильного подключения (мощные звуковые сигналы без реле, скрутки проводов, перемычки вместо предохранителей).
- Листва, сухая трава и мусор. Зацепившись за раскалённый глушитель, они начинают тлеть, а затем загораются, вызывая цепную реакцию.
- Газобаллонное оборудование. Если двигатель машины переведён на газ, нужно строго соблюдать правила эксплуатации и регламентное обслуживание: любая утечка газа грозит пожаром.
- Вещи в салоне. Оставленная на панели зажигалка может взорваться на солнце, а бутылка с водой сыграть роль линзы, направив пучок света на обивку сиденья.
- Дорожно-транспортное происшествие. При серьёзной аварии может повредиться аккумулятор, бензобак, топливные магистрали. Поэтому при ДТП нужно сразу приготовить огнетушитель, снять с аккумулятора клемму и ни в коем случае не курить поблизости.
- Умышленный поджог. Увы, это довольно частая причина — взгляните на еженедельные сводки городских происшествий.
Полностью защитить машину от возгорания, конечно, не получится, но можно существенно снизить риски: обслуживать автомобиль вовремя и в квалифицированных автосервисах, не устанавливать сомнительные электроприборы, не курить в машине и рядом с ней, не оставлять в салоне лишних вещей и хранить автомобиль в безопасном месте.
А если вам всё-таки придётся тушить машину, делайте это не снегом, песком или водой из бутылки, а специальным устройством — огнетушителем.
Какой огнетушитель должен быть в машине
ПДД предписывают автомобилистам обязательно иметь на борту огнетушитель (как и аптечку, и знак аварийной остановки). Но какой? Распространено мнение, что объём огнетушителя должен быть не менее 2 литров. С правовой точки зрения это не так: согласно действующему в России ТРТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» легковому автомобилю достаточно огнетушителя ёмкостью 1 л. Но с точки зрения реальной практики… Даже 2-литрового заряда хватает всего на 6 секунд интенсивного тушения. Литровый же огнетушитель почти не даёт шансов совладать даже с небольшим пожаром — он подойдёт лишь для формального прохождения техосмотра. Чтобы действительно иметь возможность потушить машину, нужно купить огнетушитель объёмом от 2 литров и выше.
Штраф за отсутствие огнетушителя в настоящий момент составляет 500 рублей или предупреждение — езда без него подпадает под статью 12.5 КоАП (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена). Однако всегда остаётся легальная возможность избежать штрафа: заявить инспектору, что вы буквально только что использовали огнетушитель и едете в магазин за новым. Сотрудники ДПС об этой уловке знают, поэтому редко проверяют огнетушитель, оставляя его наличие на совесть и сознательность водителей — ведь это им в случае пожара придётся спасать своё имущество.
Существуют разные типы огнетушителей, в зависимости от назначения и условий использования. В автомобилях обычно применяют огнетушители двух видов: порошковые и углекислотные. Рассмотрим их подробнее.
ОП: огнетушитель порошковый
Порошковый огнетушитель наиболее популярен у автомобилистов: он эффективен, универсален, относительно лёгок и стоит недорого. Принцип его работы прост: при нажатии на рычаг из баллона под давлением закачанного в него азота (16 атмосфер) выбрасывается мелкодисперсный порошок, похожий на муку — аммофос, смесь негорючих солей аммония и фосфора. Попадая на поверхность, порошок блокирует доступ кислорода, и горение прекращается. Что важно, исключается и возможность повторного возгорания.
Главный минус порошкового огнетушителя вытекает из принципа его действия: смесь аммония и фосфора плотно покрывает поверхность и очень тяжело удаляется. Подкапотное пространство автомобиля после тушения порошком придётся долго отмывать, а тканевый салон едва ли удастся восстановить. Ещё одна особенность порошкового огнетушителя — распыляемая смесь не оказывает никакого охлаждающего эффекта, что создаёт сложности при тушении сильно раскалённых предметов.
Плюсы и минусы порошковых огнетушителей (ОП):
✔️ Доступная цена.
✔️ Универсальность и эффективность.
⛔ Следы от тушения.
ОУ: огнетушитель углекислотный
Углекислотный огнетушитель отличается от порошкового зарядом: вместо порошка он заправлен диоксидом углерода (углекислым газом) под большим давлением — 58 атмосфер, т. е. в 3,5 раза выше, чем азот в порошковом огнетушителе. Из-за этого и стенки баллона «углекислотника» в 2 раза толще, отчего он намного тяжелее. Помимо большего веса, внешне углекислотный огнетушитель отличается массивным пластиковым раструбом для распыления газа — без него он не может работать.
При нажатии на рычаг углекислота под давлением выбрасывается из баллона, превращаясь в «снег» с температурой -72 °C: он не только сбивает пламя и лишает его питательной среды (замещая кислород углекислым газом), но и заметно охлаждает поверхность, что ускоряет тушение. А после применения «углекислотника» не остаётся никаких следов, поэтому его рекомендуют использовать для более аккуратного тушения возгораний в жилых помещениях.
Плюсы и минусы углекислотных огнетушителей (ОУ):
✔️ Отсутствие следов тушения.
✔️ Охлаждение очага возгорания.
⛔ Больший вес и цена.
Как использовать огнетушитель
Большинство людей (не только автомобилистов) не умеют правильно пользоваться огнетушителем, хотя этот навык может спасти жизнь. Обязательно посмотрите на Youtube ролики, как использовать огнетушители разных типов, а лучше всего отработайте эти знания на практике: потушите костёр после ближайших шашлыков с друзьями — это будет и весело, и полезно.
Правильные действия при использовании огнетушителя:
- Взять огнетушитель вертикально, не переворачивая. Наверняка вы видели, как кто-нибудь держит огнетушитель вверх дном — это грубая ошибка. При таком использовании сифонная трубка внутри баллона сможет подать наружу лишь малую часть смеси.
- Сорвать пломбу и выдернуть защитную чеку из рычага.
- Направить шланг или раструб огнетушителя в сторону огня. Если у вас углекислотный огнетушитель, не держитесь за раструб голой рукой — при работе он сильно охлаждается и может обжечь кожу.
- Нажать на рычаг и начать тушение с безопасной дистанции (несколько шагов), постепенно сокращая её при необходимости.
Хранение и обслуживание огнетушителя
Чтобы огнетушитель не подвёл в экстренной ситуации, следите за его состоянием, регулярно обслуживайте или обновляйте его.
Рядом с рычагом огнетушителя любого типа есть манометр — его стрелка должна быть в зелёной зоне. Если давление внутри баллона снизилось, огнетушитель нужно срочно отдать на перезарядку или заменить. Особенно важно следить за давлением в углекислотном огнетушителе — при вибрациях он может частично стравливать газ. Порошковый огнетушитель увереннее сохраняет давление (благодаря тому, что оно изначально меньше), но даже зелёная шкала манометра — не гарантия, что устройство сработает штатно: со временем порошок внутри слёживается. Чтобы избежать этого, порошковому огнетушителю нужна периодическая встряска: переворачивайте его время от времени.
Не надейтесь, что огнетушитель, доставшийся вам от деда, выручит при пожаре. И углекислотный, и порошковый огнетушитель необходимо менять каждые 10 лет — это предельный срок эксплуатации баллона. Относитесь к огнетушителю серьёзно, ведь он может стать последней надеждой в экстренной ситуации.