18 апреля 1972 года пассажирский самолёт Vickers Super VC10-1154 авиакомпании East African Airways выполнял межконтинентальный рейс Найроби—Аддис-Абеба—Рим—Лондон. Перед вылетом Аддис-Абебы (Эфиопия) на борту находилось 107 человек (96 пассажиров и 11 членов экипажа).
В Аддис-Абебе бортинженер обнаружил утечку гидравлической жидкости из заднего колеса №1 на левой стойке шасси. Но давление в гидросистеме было в норме, поэтому он решил, что самолёт может выполнить рейс до Лондона, где этот дефект будет устранён.
Лайнер должен был взлетать с ВПП длиной 3700 метров. После получения разрешения на взлёт самолёт приступил к разбегу. Впоследствии очевидцы сообщат, что до середины ВПП самолёт разгонялся без замечаний. Затем раздался громкий хлопок. Это взорвалась правая шина носовой стойки шасси. Самолёт затрясло. Нос на мгновение едва приподнялся, но через 15 метров вновь опустился. Капитан принял решение прервать взлёт. На скорости около 296 км/ч экипаж перевёл двигатели в режим реверса, но скорость снижалась очень медленно. Из-под колёс лайнера повалил белый дым. Затем раздался второй хлопок — взорвалась шина колеса №1 левой стойки шасси.
За торцом полосы была насыпь перед канавой и спуском в долину реки. На 76-й секунде от момента начала разгона самолёт на скорости около 125 км/ч выехал за пределы ВПП, взлетел с края насыпи и врезался левым крылом в стальную опору огней подхода. От удара крыло получило повреждения, а из разорванного бака начал хлестать керосин, который тут же воспламенился. Пробыв в воздухе всего пару секунд, лайнер рухнул на землю на 10 метров ниже уровня аэродрома и разрушился на три части.
На месте происшествия возник обширный пожар. Пассажиры на борту фактически спасались самостоятельно. Эвакуация преимущественно происходила через разломы фюзеляжа. Те, кто выбирался через левую сторону оказывались перед колючей проволокой ограждения аэропорта и многие из них попали в огненную ловушку. Всего жертвами катастрофы стали 43 человека — 8 членов экипажа (все 4 пилота и 4 бортпроводника) и 35 пассажиров.
Следователям предстояло выяснить два вопроса: из-за чего взорвалась шина и почему торможение оказалось неэффективным. Для начала они сосредоточились на изучении ВПП. По тормозным следам удалось обнаружить момент разрушения шасси - это произошло на удалении 2159 метров от начального торца. Здесь также была найдена упорная пластина размерами 4×8 сантиметров, которую впечатало в асфальтовое покрытие.
Проверив то, что осталось от шины правого носового колеса следователи обнаружили разрез, который точно совпал с профилем найденной пластины. Выяснилось, что эта деталь применяется на легкомоторных самолётах в качестве упора под домкрат. Данная пластина упала со стойки шасси легкомоторного самолёта Cessna 185, взлетевшего с данной полосы за 4,5 часа до катастрофы. Из-за небольших размеров её никто не заметил. Таким образом, ответ на первый вопрос был найден.
Что касается второго вопроса. Согласно расчётам, после принятия экипажем решения о прекращении взлёта, самолёт должен был успеть остановиться в пределах ВПП. Все четыре двигателя в момент катастрофы работали нормально, а реверсы двигателей №1 и 4 находились в рабочем положении. В итоге следователи решили внимательно изучить тормозную систему колёс.
Выяснилось, что 3 из 8 тормозов колёс основного шасси имели тормозной эффект гораздо ниже положенного, из-за чего общий тормозной эффект составлял всего 70% от максимального. Самые серьёзные проблемы были выявлены у тормозов задних колёс №1 и 2. Так, за 13 дней до катастрофы была обнаружена утечка из гидросистемы по оси заднего колеса №1 левой стойки шасси. В связи с этим была заменена передаточная гидромуфта с узлами антиблокировочной системы (АБС) данного колеса. Но уже через два дня, при посадке, после нажатия на педаль тормоза это колесо взорвалось. Причиной данного случая посчитали дефект в заднем блоке АБС колеса, и поэтому его заменили.
При изучении тормозов задних колёс №1 и 2 следователи обнаружили, что у первого тормоза сервопривод был установлен задом-наперёд, в результате чего уже в начале торможения колесо оказалось заклинено, а затем разрушилось. При этом, в тормозной системе заднего колеса №2 между гидромуфтами было неправильно поставлено резиновое кольцо. Блокировка колеса №1 должна была привести к сбросу тормозной жидкости из этой системы через систему колеса №2, но вместо этого произошла блокировка обоих колёс. Точную причину такой блокировки определить не удалось, так как компоненты тормозов оказались сильно повреждены.
Согласно окончательному отчёту, причиной катастрофы стала частичная потеря тормозного усилия, вызванная неправильной сборкой отдельных компонентов тормозной системы. Из-за этого после верного решения о прерывании взлёта самолёт не смог остановиться в пределах оставшегося запаса длины взлётной полосы.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram