Найти в Дзене
Дом.ру Бизнес

Эффективная мотивация сотрудников

Оглавление

Мотивация — невидимый помощник руководителя в настройке рабочего процесса. Об инструментах и способах мотивации коллектива рассказывает эксперт Дом.ру Бизнес — руководитель службы digital-коммуникаций Завен Аванян.

Для меня мотивация — это побуждение сотрудника хорошо выполнять обязанности. Это не всегда про денежную стимуляцию. Часто у руководителя среднего звена нет возможности «выписывать» премии. Что остается? На самом деле многое. Например, создавать положительную среду, в которой сотруднику захочется работать.

Специфика Дом.ру Бизнес в том, что команда работает распределенно, а темп и сложность задач — высокие. Моя цель, как руководителя, — в поддержании положительной среды и здоровой обстановки внутри коллектива.

Факторы, которые мотивируют сотрудников работать качественно

• Каждый человек в коллективе знает свою роль и понимает личный вклад в общий результат. Другими словами, чувствует, что делает что-то важное.

• Сотрудники хотя бы в общих чертах понимают, чем занимаются коллеги. Это позволяет избежать ощущения несправедливости в распределении рабочей нагрузки: «мол, я один работаю за всех». Лучший инструмент здесь — регулярные планерки, где каждый рассказывает о задачах, успехах и сложностях. Часто на таких встречах команда делится знаниями, и находятся ответы на важные вопросы.

• Все могут ошибаться. Но, чтобы иметь право на ошибку, сначала надо ее признать. Сотрудник должен быть уверен, что в случае косяка он получит поддержку, а не штраф или нагоняй. Если, конечно, это не пятый раз подряд :) Но тогда это уже вопрос к руководителю: как он нанял такого человека.

• Многих мотивирует самостоятельность. Однако здесь важен баланс между самостоятельным принятием решений и ответственностью за результат перед руководителем и коллегами.

• Коллектив имеет общие цели. Это, по сути, противоположность первому пункту, но не его противоречие, а дополнение. Ощущение значимости работы возрастает, когда видно, что результаты влияют на достижение общих целей бизнеса.

• Руководитель несет ответственность за подчиненных и проявляет заботу о них: помогает команде взаимодействовать с другими отделами, защищает интересы внутри компании. Ну и, конечно, обеспечивает комфортные рабочие условия: от предоставления оргтехники до найма дополнительных сотрудников.

Принципы эффективной мотивации

1. Лучший сотрудник — не тот, кто в этом месяце выполнил в рекордные сроки задачу, а тот, кто работает качественно постоянно. Это игра вдолгую.

2. Не бывает неважных сотрудников. Кто-то регулярно перевыполняет планы, другие справляются на базовом уровне и не хватают звезд с неба. Это нормально: мы разные, у каждого свои цели в жизни. Но все заслуживают одинакового уважения. Это настолько очевидно, что странно говорить об этом. Но мне встречались руководители (к счастью, не мои прямые и даже не руководители моих руководителей), которые этого принципа не придерживались.

3. Полезность для общего дела VS токсичность. Ворчания и недовольство без весомых оснований стоит пресекать на корню. Это касается даже тех, кто работает хорошо. В долгосрочной перспективе такой подход обеспечит здоровую обстановку и качественную работу всей команды.

4. Неформальные мероприятия. Они нужны, даже если команда географически удалена. Совместные активности, даже простой поход в питейное заведение, — уже отличный шаг в этом направлении. А с удаленными сотрудниками можно найти общие онлайн-увлечения: просмотры фильмов, интернет-игры и даже занятия йогой в Zoom.

5. Обратная связь важна. Каждый сотрудник должен иметь возможность получать ее от руководителя и безопасно делиться собственной. Задача начальника — инициировать такие обсуждения, желательно неформально. Я иногда получаю не очень приятную обратную связь от подчиненных, но это помогает понять, где я недоработал и куда мне расти.

Важно и самому давать честную и конструктивную обратную связь не только при ошибках. Я, например, очень люблю хвалить подчиненных, когда есть за что. Мне близка поговорка «когда молодцы — тогда молодцы».

Если суммировать, для меня мотивация — не про премию, а про здоровую обстановку в коллективе. Где каждый может рассчитывать на честную обратную связь в обе стороны, на поддержку и вовлечение руководителя, иметь право на ошибку и ответственность. Тогда большая часть мотивационных вопросов даже не возникнет.

-2