Считается, что спусковым крючком для первой мировой войны стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Про это покушение написанно много, однако материалов об автомобиле Gräfund Stift, в котором был застрелен предполагаемый наследник Австро-Венгерской империи - почти нет. А зря, там есть чему удивиться.
Машины Gräfund Stift 28/32PS в начале прошлого века собирала одноименная австрийская компания. И с самого начала своего основания она выпускала исключительно комфортабельные автомобили повышенной прочности. К моменту покушения на Фердинанда линейка моделей состояла из премиальных автомобилей. Несмотря на зарю автомобилестроения, они оснащались надежными и мощными моторами до 65 лошадинных сил.
Традиционно для Австро-Венгрии, Gräfund Stift имел правый руль и салон с роскошной отделкой. Мягкие кожаные диваны, модные шторы, ценные породы дерева, позолоченные ручки и даже миниатюрный бар с напитками на льду – против этих и других излишеств коронованные особы просто не могли устоять .
Интересно, что в машине использовался оригинальный тормоз. Так, для торможения применялись две педали: одна позволяла слега замедлить ход, а вторая буквально заклинивала задние барабаны для экстренной остановки. Автомобиль весил почти 2 тонны, а его максимальная скорость достигала 85 км/ч. На передних местах располагался пассажир и водитель, во втором ряду сидела прислуга с охранником. Разумеется, самым комфортным был задний диван с подлокотниками, вмещавший трех ВИП-персон.
Прибыв в Сараево, эрцгерцог Фердинанд воспользовался предложенным ему автомобилем. На тот момент, его владельцем был граф Франц Мария Альфред фон Харрах. Именно этот GräfundStift 28/32PS и стал непосредственным участником эпохального события, приведшего к мировой войне и изменившего историю. 28 июня 1914 года, в Сараево, роскошный фаэтон сначала спас эрцгерцога Фердинанда от атаки террориста, отрикошетив гранату от складной крыши. А затем, словно вестник судьбы привез его к месту, где находился второй злоумышленник - сербский националист Гаврило Принцип. Крышу машины к тому времени сложили, поэтому ничего не мешало ему сделать два прицельных выстрела из пистолета и убить наследника престола и его жену.
Удивительно, но позднее, с роковым GräfundStift 28/32PS эрцгерцога связан целый ряд неприятных обстоятельств.
1914 год – австрийский генерал кавалерии Патевек, использовавший машину Фердинанда как штабную,проиграл все сражения. После разгрома и отставки, генерал сошел с ума и умер.
1915 год – GräfundStift 28/32PS эрцгерцога учавствует в аварии, в которой погибает австрийский капитан и еще 3 человека.
1919 год – военный комендант Югославии после столкновения и опрокидывания GräfundStift 28/32PS лишается руки, а водитель и вовсе погибает.
1923 год –преуспевающий врач, купивший Gräfund Stift эрцгерцога Фердинанда на аукционе, также попадает в аварию и погибает. Несколько крестьян, шедших по обочине во время ДТП, получают тяжелые травмы.
Известно, что после смерти врача владельцами "нехорошей" машины были еще 4 человека – трое из них погибли в авариях, четвертый покончил жизнь самоубийством. Некотрые исследователи утверждают, что всего жертвами этого GräfundStift стали 22 человека…
В какой-то момент, от греха подальше - машину отправили в музей павильон. Именно в тот павильон где она хранилась, в 1944 году попала бомба. В пожаре погибли все экспонаты, кроме одного - GräfundStift 28/32PS эрцгерцого Фердинанда. "Роковую" машину и сегодня можно увидеть - она выставлена в одном из залов Венского военного музея.