Найти тему
ABW

С одним джойстиком вместо руля и педалей. Знакомимся с редчайшим французским электрическим трициклом

Оглавление

Сейчас трудно удивить кого-то очередным транспортным средством с приставкой "электро". Моноколеса, самокаты, велосипеды, те же электромобили – только и успевай заряжать. Очередной раз заглянем в историю электротранспорта и познакомимся с весьма необычным изделием конца 1960-х.

Слишком продвинутый...

О La Voiture Electronique братьев Джаррет сегодня мало кто помнит. Транспортное средство впервые показали миру на Парижском автосалоне в 1968 году. И посмотреть было на что!

Необычной была как сама концепция, так и ее реализация на практике. La Voiture Electronique не был автомобилем в привычном понимании этого слова – ни дверей, ни стекол. Велосипед? Тоже нет: три колеса, два посадочных места. Трицикл, лигерад, тележка – называть его можно было как угодно, и при этом почти в любом названии была бы своя доля правды.

Что подтолкнуло авторов La Voiture Electronique на его постройку, история умалчивает. Возможно, первоначальное желание показать "смотрите, как мы можем!". Все дело в том, что первая версия La Voiture Electronique была даже слишком продвинутой для своего времени.

-2

Рама, корпус – все это понятно. Братья Джаррет не только разработали бесколлекторные двигатели, но и придумали, как ими управлять без использования механических решений. Все как в компьютерной игре или, если хотите, как в авиации, где существует понятие fly-by-wire, когда за все управление отвечают электронные компоненты.

За управление La Voiture Electronique отвечал единственный джойстик, расположенный в центре "салона". Все было интуитивно понятно: наклон вперед вместо педали "газа", наклоны влево и вправо вместо поворота руля.

Есть и две интересные версии касательно самого управления во время поворотов. Одна из них более традиционна: джойстик напрямую поворачивал переднее колесо влево или вправо. Вторая версия более занимательна. Согласно ей переднее колесо вообще никак не управлялось. Наклон джойстика влево или вправо замедлял один из задних электродвигателей, а переднее колесо просто подстраивалось под заданную траекторию.

Максимальная скорость La Voiture Electronique составляла что-то около 30 км/ч. В качестве источника энергии использовались четыре свинцово-кислотных аккумулятора на 12 В, последовательное подключение которых обеспечивало уже 48 В. Запас хода составлял по различным оценкам до 60 км – само собой, с поправкой на скорость и вес пассажира с водителем.

-3

Как нетрудно догадаться, La Voiture Electronique был крошечным: всего 1,8 м в длину, 1,1 м в ширину и 0,8 м в высоту. На его фоне даже Renault Twizy выглядел едва ли не кроссовером.

-4

... и слишком непривычный

Всего было построено семь La Voiture Electroniques – два прототипа и пять предсерийных машин. Впоследствии в свет вышла серия из 100 штук Jarret Porquerolles, которые были более традиционными. Джойстик остался на прежнем месте, но двигатели были уже более простыми, а управление осуществлялось механически.

-5

В таком виде будущее детища братьев Джаррет представлялось скорее в качестве спецтранспорта – для гольф-клубов или аэропортов. В 1972 году изделие протестировал корреспондент журнала L'Automobile.

В своей публикации он делился необычными впечатлениями: "Стартую как ракета, еду зигзагами – не успеваю сразу выправить траекторию. Все слишком внезапно, мне трудно найти правильное положение джойстика".

-6

Журналист отмечал, что после некоторой адаптации к джойстику привыкаешь. Но один момент особенно непривычен: обратная связь полностью отсутствует.

У La Voiture Electroniques не вышло стать коммерчески успешным. Среди возможных планов по его развитию был и более-менее "автомобильный" кузов с крышей, и вариации с кузовом грузового авто.

-7

Вывод журналиста во много объясняет, почему у La Voiture Electroniques не было будущего:

"Отсутствие защиты определенно смущает. Моя голова в потоке на городской улице находится на одном уровне с колесами грузовиков, а в лицо летят выхлопные газы. Porquerolles – это лишь один из вариантов подхода к постройке городского автомобиля. Ему предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем он сможет считаться таковым. В своем нынешнем видео Porquerolles скорее забавный гаджет для морских курортов".

Мотовездеходы в базе объявлений Автобизнеса

Авто
5,66 млн интересуются