Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. За рекой Ляохэ. «Сивуч»

Оглавление

Разработка 20-летней кораблестроительной программы 1882 года пришлась на период, когда Россия, упершись на западе в стену из трех империй, перенесла свой пытливый интерес на восток, в Туркестан и на Дальний Восток, где русский нож сравнительно легко вошел в восточное масло и успешно намазывал его на российский хлеб, регулярно присоединяя к империи огромные территории. Главным препятствием являлась, безусловно, Англия, с которой Россия вела затяжную "Большую игру" от Стамбула до Чемульпо.

Соответственно, программа должна была усилить позиции страны, добавив в ее колоду козырей. Россия активно усиливала крейсерские силы, в том числе строила броненосные крейсера, чтобы Британской империи на ее растянутых коммуникациях жизнь медом не казалась.

С другой стороны, надо было укрепить оборону новоприобретенного побережья, предъявить свой флаг новым соседям и, если понадобится, оперативно решить местные вопросы, не вызывая эскадры из метрополии.

Для обороны в итоге длительных проектных разработок от аналогов канонерок Рендела пришли к концепции крупных мореходных канонерских лодок («большие, с сильной артиллерией канонерские лодки с ходом 11 узлов») для действий у побережья и морских походов. Планировалось 11 таких лодок построить для Балтики, а 8 для Сибирской флотилии.

Проект создавался в творческих муках на основе лучших мировых образцов. В частности рассматривались шведские канонерки «Edda» и «Rota», предназначенные для действий в аналогичных условиях. В итоге выбор пал на собственный проект МТК ( Морское министерство: «канонерскую лодку для Тихого океана строить по проекту МТК»).

К этому времени речь шла о двух кораблях. Строительство головной поручили финскому заводу «В. Крейтон и К0 » («Wm. Crichton & Co») в Або, а вторую заказали Бергзундскому механическому заводу («Bergsunds Mekaniska Yerkstads Nya AB») в Стокгольме. Контракт заключили 5 сентября 1883 года, лодку шведы обещали до 1 августа 1884 года. Стоимость контракта составила 715 000 шведских крон, из них — 480 000 стоимость корпуса, 235 000 — машины с котлами. В среднем смета на постройку каждой лодки с вооружением, но без стоимости рангоута, якорей и якорь-цепей составила 418 тысяч рублей.

Несмотря на то, что «В. Крейтон и К0 » пытался получить заказ на обе лодки, одну отдали шведам, ибо при достойном шведском качестве и технологиях шведы строили быстрее.

Приказом от 2 декабря 1883 года обе лодки, получившие наименования «Сивуч» (Бергзундский завод) и «Бобр» (завод «В. Крейтон и К°»), были зачислены в «списки флота, в состав Сибирской флотилии». Хотя контракт со шведами был подписан на три месяца позже, чем с финнами, шведская лодка первой вступила в строй. Однако обе верфи не уложились в контрактный срок и в проектное водоизмещение, строительная и эксплуатационная перегрузки увеличили 950 -тонное водоизмещение лодок до 1134 тонн у «Сивуча» и 1230 тонн у «Бобра».

Наблюдателем за постройкой был назначен подпоручик В. К. Берг, к чьим достоинствам относилось знание шведского языка. Киль был заложен в Стокгольме 15 апреля 1884 года. Строительство шло быстро, но в проект были все-таки внесены небольшие изменения по инициативе верфи, но с разрешения МТК.

Спуск на воду состоялся 21 июля 1884 года. На ходовые испытания «Сивуч» вышел 4 октября, после достройки на плаву. Максимальная скорость на пробеге составила 12,53 узла. 20 октября «Сивуч» прибыл в Кронштадт, где на него установили вооружение и рангоут. 28 октября 1884 года «Сивуч» был принят в казну. Еще при строительстве командиром лодки назначен капитан 2-го ранга П. Ф. Юрьев.

-2
-3

.

-4

Общее расположение канонерской лодки для Сибирской флотилии: а — продольный разрез; б — план верхней палубы. 1 — командирская каюта; 2 — штурвал; 3 — помпа Даутона; 4 — компас; 5 — вентиляционный раструб; 6 — сходной люк; 7 — 229-мм орудие; 8 — шкиперское помещение; 9, 10 — крюйт-камера и бомбовый погреб 229-мм орудия; 11 — котельное отделение; 12 — машинное отделение; 13, 14 — бомбовый погреб и крюйт-камера 152-мм орудия; 15 — гребной винт; 16 — перо руля: 17 — 152-мм орудие; 18 — 107-мм орудие; 19 — вельбот; 20 — паровой катер; 21 — гребной катер; 22 — барказ; 23 — ял; 24 — палубный вентилятор

«Сиву́ч». Bergsunds Yard, Стокгольм,  Швеция. Заказана 1883 год. Заложена 15 апреля 1884 года. Спущена на воду 21 июля (2 августа) 1884 года. Готова 28 октября (ноябрь) 1884 года. Завершена 1885 год. Затоплен 20 июля (2 августа) 1904 года на реке Ляохе. Взорвана экипажем

Водоизмещение 1134 длинных тонны (1152 тонны). Длина 57,2 м (по ватерлинии ). Ширина 10,8 м. Осадка 2,9 м максимум( 3,0/3,5 м)
Двигатели-две горизонтальные паровые машины компаунд, 6 цилиндрических котлов, 2 винта, 1130 л.с. Запас топлива 180/максимум 250 тонн угля. Скорость 11,5  узлов. Экипаж 170 человек. Парусность брига.
Вооружение- 1 × 9 дюймов / 30, 1 × 6 дюймов / 28 , 6 × 4,2 дюйма / 20 9-фунтовых Круппа, 4 × однофунтовых пушки.

Парусное вооружение было утверждено МТК в феврале 1884 года в формате брига, грот-мачту передвинули в нос на 1,5 метра и добавили убирающийся бушприт. После перехода схему пришлось поменять на легкую трехмачтовую. Экипаж изначально по штату насчитывал девять офицеров и 130 матросов.

С 1887 года на вооружении лодок добавилось по одному 64 мм десантному орудию Барановского. В 1904 году вооружение «Сивуча» усилили двумя 47-мм орудиями Гочкиса.

В каземате 229-мм орудия на канонерской лодке “Сивуч”
В каземате 229-мм орудия на канонерской лодке “Сивуч”

Наличие восьми водонепроницаемых отсеков по мнению адмирала С. О. Макарова, в части непотопляемости ставило «небольшую канонерскую лодку неизмеримо выше таких больших корветов, как “Витязь” и “Рында”».

Лодки имели одну дымовую трубу телескопической конструкции. Палуба в носовой части имела уклон к форштевню для стрельбы по курсу на ближней дистанции.

Мореходная парусно-винтовая канонерская лодка в процессе эксплуатации имела от одного до четырех пятиствольных орудий Гочкиса.

-6
 «Сивуч» ещё с парусным вооружением брига
«Сивуч» ещё с парусным вооружением брига
После модернизации
После модернизации
Сивуч в Японии
Сивуч в Японии
-10
-11
-12

«Сиву́ч» 21 июля 1885 года начал переход на Дальний Восток. По дороге отряд в составе клиперов «Забияка», «Пластун» и канлодки «Сивуч» временно был причислен к отряду Средиземного моря контр-адмирала Н. И. Казнакова и принял участие в очередном Балканском кризисе. В 1885 году Греция решила, что Османская империя настолько ослабла, что получится откусить у нее еще несколько европейских провинций. Воинственных греков великие державы успокоили морской блокадой. «Сивуч» и другие корабли поучаствовали в ней.

Во Владивосток канонерка пришла 20 июня 1886 года. До 1894 года она была флагманом Сибирской флотилии. Через три месяца после прибытия она нанесла визит в Тяньцзин.

С 20 по 25 июля 1886 года «Сивуч» в бухте Золотой Рог в составе отряда кораблей Российской империи встречал прибывшую с дружественным визитом эскадру Бэйянского флотапод командованием адмирала Дин Жучана («Динъюань», «Чженьюань», «Цзиюань», «Чаоюн», «Янвэй», «Вэйюань»).

Осенью 1886 года командиром лодки назначен капитан 2-го ранга О. В. Старк. 11 июля 1887 года «Сивуч» был официально передан из Балтийского флота в Сибирский флотский экипаж.

В основном лодка занималась гидрографическими исследованиями побережья Кореи, залива Петра Великого, Татарского пролива и Японского моря, оставив на карте свои названия. Так остров Красный или Чокто получил название в честь лейтенанта А. П. Муравьёва. «Сивуч» принял самое активное участие в изучении северной части Тихого океана и сопредельных морей. Кроме того, канонерка периодически служила стационером в портах Китая и Кореи, а также привлекалась для защиты лежбищ тюленей от американских браконьеров.

Но были и необычные задания. С октября 1888 года «Сивучу» пришлось выполнять регулярные рейсы по жесткому графику- в пятницу — из Владивостока на Славянку, в субботу — из Славянки к устью реки Монгугай (ныне река Барабашевка), затем на Владивосток, а в воскресенье — из Владивостока на устье реки Монгугай и Славянку. Колесный пароход «Амур» американской постройки 50-х годов в эту навигацию сошел с рейса и подменять его пришлось боевой канонерке.

В 1890 году лодка с отрядом вице-адмирала П. Н. Назимова ходила на север, в Берингово море до мыса Восточного (ныне Дежнёва) с заходами в Анадырский залив, залив Корфа и бухту Преображения.

В начале июля 1891 года канонерка совершила плавание на юг, в Бангкок (Сиам). От имени российского императора командир лодки, капитан 2-го ранга А. П. Плаксин вручил королю Чулалонгкорну орден Андрея Первозванного и личное письмо императора Александра III, за что был награждён сиамским орденом Белого Слона II степени. Также орденами Белого слона были награждены лейтенант И. В. Сухотин - III степени и лейтенант Пац-Помарнацкий- IV степени. Мичман Травинский, мичман С. М. Михайлов-Расловлев, судовой врач Семёнов, старший инженер-механик Саменский получили Орден Сиамской Короны V степени.

В 1891-1892 годах под флагом командующего Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала П. П. Тыртова канонерка посетила Китай и Японию. В мае 1892 года она доставила геологов для разведки залежей угля в район будущих Сучанских копей на реке Сучан.

Пересмотр Симоносекского японо-китайского мирного договора под давлением трех держав дал возможность империи захватить Ляодунский полуостров. Помимо Порт-Артура решено было организовать еще и пункт базирования в заливе Талиенван.

Талиенван
Талиенван

8 и 9 декабря 1897 года крейсер «Дмитрий Донской» и канлодки «Сивуч» и «Гремящий» бросили якорь в заливе, порт назвали Дальний (ныне Далянь). 14 сентября 1899 года император пожаловал:

…За труды по занятию портов Квантунского полуострова Артур и Талиенван ордена офицерам штаба начальника Тихоокеанской эскадры, кораблей «Сисой Великий», «Наварин», «Россия», «Рюрик», «Память Азова», «Адмирал Корнилов», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Забияка», «Всадник», «Гремящий», «Отважный», «Кореец», «Манджур», «Сивуч» и пароходов Добровольного флота «Ярославль», «Саратов», «Екатеринославль», «Владимир», «Петербург» и «Воронеж»…
Слева направо — «Забияка», «Адмирал Корнилов» и «Сивуч» в Восточном бассейне Порт-Артура (1900-1901 годы)
Слева направо — «Забияка», «Адмирал Корнилов» и «Сивуч» в Восточном бассейне Порт-Артура (1900-1901 годы)

Начавшееся вскоре в Китае восстание ихэтуаней заставило мировые державы сосредоточить у китайских берегов свои корабли.

24 мая 1900 года в Дагу (морские ворота на пути к Пекину) прибыл броненосный крейсер «Россия» в сопровождении «Сивуча» под флагом старшего флагмана и начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала Я. А. Гильтебрандта. Затем лодка 29 мая вместе с отрядом кораблей контр-адмирала Михаила Герасимовича Веселаго доставила из Порт-Артура в Тяньцзинь отряд полковника К. А. Анисимова.

Первая попытка сухопутной экспедицией деблокировать осажденный повстанцами в Пекине Посольский квартал не удалась. А речной путь преграждали хорошо укрепленные форты Дагу (Таку). Позиция цинских войск была неустойчивой. Часть (в том числе флот) соблюдала нейтралитет, часть, особенно после манифеста императрицы Цыси о поддержке "боксеров", присоединилась к восставшим.

-15

Объединенная эскадра восьми наций приготовилась к штурму фортов. Штаб отряда канонерок находился на однотипном «Бобре». Бой начался в 0 часов 50 минут 4(17) июня 1900 года выстрелами с фортов. В итоге обстрелом канонерок с реки и атакой морского десанта с суши форты были захвачены союзниками. Помощь Посольскому кварталу подоспела вовремя.

«Сивуч» в штурме участия не принимал, его вместе с броненосцем «Петропавловск», крейсером «Дмитрий Донской» и канонерками «Манджур» и «Гремящий» под флагом младшего флагмана контр-адмирала М. Г. Веселаго приказом Я. А. Гильтебрандта в ночь со 2 на 3-е (с 15 на 16) июня 1900 года отправили в Порт-Артур за войсками. 5 июня отряд, усиленный эскадренным броненосцем «Наварин» и одним пароходом доставил к Дагу полубатарею с частью обоза 9-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и взвод казаков для усиления осажденного в Тяньцзине отряда полковника Анисимова.

С 21 по 27 июля «Сивуч», «Манджур» и «Всадник» доставили в Дагу дополнительные русские экспедиционные войска.

13 сентября лодки «Сивуч» и «Бобр» с двумя германскими канонерками по распоряжению русского коменданта обстреляли вооруженную 15-ю орудиями китайскую импань (полевое укрепление) находившуюся в полутора верстах от Тонку. После чего германский десант взял импань, уничтожил орудия, захватил склады пироксилина и динамита.

Одна из импаней китайской крепости Талиенван
Одна из импаней китайской крепости Талиенван

С лета по октябрь 1901 года с базой на Порт-Артур минные крейсера «Всадник», «Гайдамак», канонерки «Манджур», «Сивуч», «Бобр», «Отважный» и «Гиляк» несли брандвахтенную и карантинную службу в порту Дальнем, охраняя район от банд хунхузов.

После подписания «Заключительного протокола»от 7 сентября 1901 года о завершении действий союзников против "боксеров" вице-адмирал Алексеев на смотре эскадры распорядился перевооружить канонерские лодки «Бобр» и «Сивуч» более современной артиллерией.

Канонерская лодка «Сивуч» под парусами
Канонерская лодка «Сивуч» под парусами

Ноябрь 1903 года «Сивуч» провел стационером в Чемульпо. Затем «Сивуч» ушел на ремонт в Инкоу, в земляной док. С 1 января 1904 года на канонерку был назначен новый командир, капитан 2-го ранга А. Н. Стратанович, который принял её 14 января. По завершении ремонта, лодка осталась в китайском порту стационером. Зимовать ему пришлось там же, в Инкоу в устье реки Ляо на побережье Печилийского залива в Маньчжурии. Компанию ему составили британский шлюп HMS  Espiegle и американская канонерская лодка.

-18
-19

-20

Когда лед тронулся, английский и американский корабли ушли. «Сивучу» идти было некуда. Сначала русские попытались интернироваться к китайцам и разоружили корабль. Но так как китайцы явно не смогли бы защитить свой нейтралитет в случае ожидаемой высадки японцев в Инкоу, канонерку вновь вооружили. 7 марта 1904 года лодка была передана в состав Инкоуского отряда обороны. 6 апреля ее командир был назначен исполняющим должность начальника порта Инкоу, с оставлением в должности командира канонерской лодки. В мае для охранения канонерки к ней был прикомандирован капитан 2-го ранга Н. Л. Симон с четырьмя вооруженными катерами.

Канонерская лодка «Сивуч» на реке Ляо перед гибелью, 20 июля 1904 года
Канонерская лодка «Сивуч» на реке Ляо перед гибелью, 20 июля 1904 года

После того, как русские войска отошли вглубь Маньчжурии, а японцы заняли район Гайчжоу, к реке Ляохэ подошли наступающие японские войска. 12 (25) июля 1904 года японская конница захватила Инкоу.

18 июля (1 августа) 1904 года Императорский флот выделил для уничтожения русской канонерки отряд в составе канонерских лодок «Атаго», «Цукуси» и «Удзи», а также отряд миноносцев. Они должны были помочь 2-й японской армии в охране реки Ляо и уничтожении русской флотилии.

При отступлении русской армии из Инкоу, «Сивуч» вместе с четырьмя вооруженными паровыми катерами ушел вверх по реке Ляохэ в район Санчахэ. Поднявшись на 125 вёрст до Санчахэ, корабль был вынужден остановиться, дальше двигаться было невозможно из-за перекатов и малых глубин. Во избежание захвата противником, 20 июля (3 августа) А. Н. Стратанович приказал экипажу сгрузить ценные вещи и взорвать лодку. Подрыв произвел Н. Л. Симон.

По другим сведениям «Сивуч» начал подниматься в верховья реки Ляохэ еще 1(14) июля, а бросил якорь у деревни Санчихэ 4 (18) июля. Взорвали канонерку по приказанию командующего армией 20 июля (3 августа).

Офицеры лодки за участие в этих событиях были щедро награждены: 5 июля 1904 года Новопашенный Пётр Алексеевич награждён Орденом Святой Анны 4-й степени «за проявленную храбрость»; 28 июля 1904 года Перковский Александр Петрович награждён Орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом «за труды и командование при обеспечении порта Инкоу и за проводку канонерской лодки „Сивуч“»; 8 августа 1904 года Стратанович А. Н. был награждён мечами к ордену Святой Анны 2-й степени «за труды и распорядительность по охране порта Инкоу и проводке канонерской лодки по реке Ляо».

Так закончился боевой путь канонерской лодки «Сивуч».

За два десятилетия лодкой командовали будущие адмиралы Российского флота Старк Оскар Викторович, Сухотин Иван Владимирович, Греве Николай Романович, Беклемишев Николай Александрович. Офицером на канонерке проходил службу будущий командир крейсера «Рюрик» капитан 1-го ранга Трусов Евгений Александрович.

-22
-23
-24
-25

-26

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам