Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему только у ЗиЛ 130 был скруглённый кузов

Из всех советских грузовиков только у ЗиЛ 130 был скруглённый кузов, и называлась эта модификация ЗиЛ ММЗ 555. Его выпускал Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), и специально под этот скруглённый кузов был разработан ЗиЛ с укороченной колёсной базой, всего 3,3 м.

Именно из-за небольшого расстояния между осями грузовик плохо входил в повороты и нередко опрокидывался.

Но почему же именно у ЗиЛа был такой странный скруглённый кузов, а у других советских грузовиков не было?

И прежде чем хорошенечко копнуть эту историю, нужно разобраться, а зачем вообще кому-то понадобилось скруглять кузов? Ведь есть же корытообразные кузова для перевозки сыпучих материалов и жидких бетонных растворов.

И как оказалось, такая форма кузова при выгрузке позволяет высыпать сыпучий груз в аккуратную кучу, которая меньше по площади и при этом выше. Также отмечалось, что бетонный раствор выливается аккуратно и не растекается.

Плюс ко всему такому кузову не нужны дополнительные продольные и поперечные рёбра жёсткости. Это связано с тем, что равномерно развальцованные, а не согнутый в углы, лист стали обладает достаточной жёсткостью. А это позволяет экономить металл. А ещё такая форма кузова позволяла возить запасное колесо сбоку.

-2

В общем, одни плюсы от такого скруглённого кузова. Но, как говорится, не всё так однозначно. Потому что если бы такая форма была действительно хороша, то мы бы видели её и на других советских грузовиках, типа ГАЗ 53 или МАЗ 503. Но по факту ничего подобного не было, и с необычным кузовом ездили только ЗиЛы.

И ещё здесь нужно развеять один популярный миф об этой форме кузова. Некоторые "эксперты" утверждают, что скруглённая форма якобы позволяла раствору полностью выливаться и не застревать в углах, которых не было. Однако сами строители и водители, которые работали на таких ЗиЛах, относятся к этому распространённой выдумке весьма скептически.

Итак, что же у нас тут?..

А!.. Так это ведь архивная фотография к нам подъехала:

-3

И что же мы тут видим?

Два строителя, вооружившись лопатами, залезли на самую верхотуру поднятого кузова. Причём дело происходит летом, потому что растительность в листве, да и один из рабочих вообще без верхней одежды. Значит раствор бетона не примёрз.

Так чего ж эти двое смельчаков залезли туда, а господа "эксперты"? Чтобы что?.. Скучно стало, и они решили грубо понарушать технику безопасности, так что ли получается? Вы только представьте, что будет, и где окажутся эти двое смельчаков, если гидравлика вдруг начнёт спускать масло из цилиндра подъёма кузова. Скорее всего они встретятся с кабиной.

Так вот, не от хорошей жизни эти двое туда полезли. А полезли они туда, потому что раствор прилипал к стенкам кузова, даже не смотря на то, что они скруглённые.

Зная об этом, никто и никогда больше не решался ставить эти бесполезные кузова на другие грузовики, потому что не за чем было.

-4

Копаем историю дальше, и здесь у нас ответ на вопрос: как ММЗ дошёл до того, что ставил эти скруглённые кузова только на ЗиЛы.

Тут у нас изображён ЗиЛ ММЗ 553, и это грузовик для доставки жидких растворов, строительных смесей и бетона на небольшие расстояния. Он был ещё до ММЗ 555. Так вот, у него вместо кузова целое спецустройство, которое состоит из загрузочного закрывающегося люка сверху и горловины для слива раствора.

Однако эффективным советским "манагерам", которые хорошо умели считать металл и всячески его экономили, решили, что на новый ЗиЛ ММЗ 555 пойдёт кузов попроще и подешевле, вот безо всех этих архитектурных излишеств.

-5

Так ГАЗ 53 даже не рассматривался на роль доставщика жидкого бетона на небольшие расстояния, потому что его в основном использовали на селе. Нужно же было на чём-то сено возить. Причём в классическом прямоугольном кузове.

Что же касается МАЗа 503, то он был более грузоподъёмным, и на него уже ставили автобетоносмеситель для доставки растворов на значительные удаления. Плюс ко всему у него был спальник в кабине. А это значит, что водитель мог вздремнуть, пока бетон в смесителе вращается, а его очередь на слив ещё не подоршла.

-6

И так получается, что в СССР кроме ЗиЛа с укороченной базой больше и кандидатур-то не было под этот довольно сомнительный скруглённый кузов.

Авто
5,66 млн интересуются