Найти тему
Энергофиксик

Почему перестали устанавливать двигатели внутри крыльев самолета

Оглавление

Первым в истории коммерческим авиалайнером, оснащенным сразу четырьмя двигательными установками, вмонтированными в крылья, стал британский Де Хэвилленд DH. 106 «Комета», совершивший свой первый полет еще в 1949 году. А уже в 1955 году советский Ту-104 со встроенными в крылья двигателями поднялся в воздух.

И аналогичную схему использовали также в Ту-124. Так почему в итоге было принято решение отказаться от такой компоновки, ведь, на первый взгляд, у нее есть неоспоримые преимущества? Давайте разберемся.

В чем плюсы расположения двигателей в крыльях

Итак, первым и, пожалуй, основным преимуществом двигателей в крыльях является аэродинамически чистое крыло, которое, в свою очередь, позволяет создавать существенно большую подъемную силу. И для первых реактивных лайнеров это действительно было критически важным моментом.

Ведь если мы посмотрим на все ту же «Комету», то изначально она оснащалась двигательными установками Rolls-Royce Avon с тягой 32.7 кН, что неимоверно мало. А если мы взглянем на двигатели Rolls-Royce Trent 7000, с тягой в 324.0 kН, то разница налицо.

-2

Также преимуществом встроенных двигателей являлся меньший разворачивающий момент в случае отказа двигателя. Да, сейчас современные двигатели ломаются крайне редко. Статистика говорит об одном отказе на 100 000 часов налета. Но в те времена хорошим показателем считался один отказ на 2 500 часов налета, то есть тогда двигатели выходили из строя почти в 40 раз чаще.

Третьим преимуществом является меньшая предрасположенность к засасыванию мусора по сравнению с двигателями, подвешенными под крылом самолета. Но у такой компоновки были и недостатки

Минусы двигателей в крыльях

-3

Итак, существенным недостатком являлась довольно низкая пожаробезопасность. Так если происходила утечка топлива и в результате возгорание двигателя, то с высокой вероятностью повреждалось само крыло, а также соседний двигатель (если рассматривать именно «Комету»).

А вот подвешенный под крылом двигатель достаточно хорошо изолирован и по сути, даже может полностью отгореть и не принести существенного вреда авиалайнеру в целом.

Ну а мы не забываем, что ранее проблемы с двигателями встречались на порядок чаще текущей ситуации.

Помимо прочего, выше установленный двигатель банально сложнее обслуживать из-за его более высокого расположения.

-4

Еще немаловажным минусом является невозможность модернизировать двигатели без серьезных конструктивных изменений.

Ведь при смене встроенного двигателя неизбежно приходилось корректировать геометрию крыла, а это далеко не дешевое мероприятие.

В этом плане настоящим образцом рациональной экономии является Boeing 737. Данный авиалайнер производится вот уже 54 года и за это время перенес четыре крупные переделки со сменой двигателя, при этом сам фюзеляж изменился незначительно.

Ну а теперь давайте поговорим о явных полюсах расположения двигателей под крылом.

Плюсы размещения двигателей под крыло

-5

Итак, явными преимуществами установки двигателей под крыло являются следующие моменты:

  • Возможность использовать двигатели с высокой двухконтурностью. Кстати, сейчас только такие авиадвигатели и используются, ведь они не только экономичны, но и при этом обладают внушительной мощностью.
  • Больше места в крыльях под топливо и при отказе подачи системы топлива последнее поступает в двигатели самотеком.
  • Повышенная пассивная защита.
  • Как это ни странно прозвучит, но подвешенные двигатели разгружают крылья во время полета. Все дело в том, что центр тяжести самолета находится в фюзеляже, а подъемная сила прилагается к крыльям, по причине этого они испытывают сильный изгибающий момент. Подвесное расположение двигателей позволяет равномерно распределить вес, распределяя нагрузку. А это помогает снизить требования к прочности самой конструкции, что снижает массу и конечный расход топлива.
  • Кроме этого, подвесные двигатели дополнительно балансируют сами крылья, гася непроизвольные вибрации, что также позволило снизить требования к их прочности, а значит, и облегчить их.

Ну что ж, подводя итоги всего материала, могу сказать, что двигатели внутри крыла были актуальны на самой заре гражданской авиации. В текущих реалиях полеты на самолетах с такой компоновкой были бы слишком дороги. Поэтому теперь все современные авиалайнеры летают с подвесными двигателями.

Друзья, наша группа есть теперь и в Одноклассниках! Чтобы не пропускать новые интересные материалы, присоединяйтесь (ссылка выделена).

Понравился материал? Тогда оцените его и обязательно подпишитесь на канал. Спасибо за ваше внимание!

Авто
5,66 млн интересуются