Через три месяца Вера и Михаил поженились. А чего ждать, если люди любят друг друга и хотят всю жизнь быть вместе? Но, перед свадьбой, они отправились в деревню, чтобы получить, как говорится, бабушкино благословение.
Агриппина Кузьминична со всех сторон оглядела Веру и одобрительно кивнула головой.
- Хорошую невесту ты себе выбрал, Мишутка. Худая, правда, но ничего, это дело поправимое. Главное, что глаза у нее добрые и видно, что хозяйственная, да и уважила меня- вон сколько подарков навезла. Сама что ли кофты сшила?
Свадьба была скромной, накрыли стол в комнате, где жила Вера, пригласили друзей, подруг, ну и , конечно же, Анну Павловну, которая сидела рядом с невестой и тайком утирала слезы, глядя на счастливую Верочку.
Когда Вера узнала, что беременна, то очень обрадовалась. Она была просто уверена, что у нее родится девочка и она назовет ее Дашенькой, в честь бабушки.
Вскоре Вере и Михаилу от фабрики выделили отдельную квартиру, в которую они незамедлительно переехали.
Анна Павловна горько плакала, провожая Веру в ее новое жилье:
- Я словно с доченькой своей прощаюсь,- сквозь слезы говорила она,- Ты уж не забывай меня, заходи иногда, а то я теперь совсем одна осталась.
Вера обещала, что будет часто навещать Анну Павловну, но ее мучил сильный токсикоз и поэтому она собралась в гости к бывшей соседке только месяца через три.
Дверь ей открыла незнакомая заплаканная женщина с черной повязкой на голове.
- Анна Петровна дома?- осторожно спросила Вера, разглядывая незнакомку.
- Нет больше Анны Петровны,- всхлипнула женщина, прижав к глазам платок, который держала в руках,- А вы кто такая будете?
- Я Вера, соседка,- она не могла поверить в то, что сказала ей женщина,- Вернее, бывшая соседка, жила в соседней комнате. Мы с Анной Павловной очень хорошо общались, она была... была...,- Вера тоже заплакала.
- А я ее дочь, Надежда. Мы с мамой не виделись много лет. Я на нее очень обиделась, что она меня не поддержала, когда я так в этом нуждалась. На всю жизнь запомнила слова, которые она мне говорила, когда я ей сказала, что беременна. Характер то у меня ого-го какой, в отца, он у меня военным был, командиром. Сбежала из дома, не понимая, какую боль я причиняю своей матери. Даже, когда сама стала мамой, не поняла, как жестоко я поступаю. На письма ее не отвечала, хотя читала их с замиранием сердца.
Я ведь родной матери даже дверь не открыла, когда она ко мне приезжала, хотя видела, как она одиноко сидела на скамейке и снова сердце сжималось, но обиду свою пересилить не могла. Соседка мне потом выговаривала:
- Что же ты, Надька, делаешь? Не хочешь увидеться с матерью. Локти потом кусать будешь, да поздно будет.
А когда несколько дней назад я получила телеграмму, что мамы больше нет, то жизнь моя перевернулась с ног на голову. Эту телеграмму прислала соседка, которой видимо, мама оставила мой адрес, на всякий случай. Я сначала не поняла, почему в ней указана другая улица, а не та, на которой находилась наша квартира. Оказалось, что мама обменяла ту квартиру на эту комнату, а разницу в деньгах положила на сберкнижку, оформленную на мое имя. Все документы лежали в ящике комода на самом видном месте,- Надежда снова заплакала,- Как мне теперь жить? У кого попросить прощения?
Надо беречь и любить матерей, пока они живы, а не таить обиду и не причинять боль своим равнодушием и эгоизмом. Как же поздно я все это поняла и, к сожалению, уже ничего невозможно исправить.
Вера, как могла поддержала Надежду. Рассказала, как жила Анна Павловна, каким добрым и отзывчивым человеком была и как сильно переживала, что дочь не хочет поддерживать с ней отношения.
Попрощавшись с Надей, Вера спустилась на улицу и медленно шла по бульвару, искренне оплакивая Анну Павловну, но она еще и не подозревала, какая страшная трагедия ждет ее впереди.
Когда Вера была на последнем месяце беременности, Михаил отправился в деревню, чтобы помочь бабушке выкопать картошку. Вера с ним не поехала, ей уже тяжело было ходить, так что, она осталась дома. Михаил обещал вернуться через пару дней, но вместо мужа приехал его друг Серега и сообщил, что Миша утонул, спасая соседского ребенка. Мальчик остался жив, а Михаил зацепился ногой за корягу, которая оказалась на дне озера и не смог выбраться, когда те, кто оставался на берегу, спохватились- было уже поздно.
На похороны мужа Вера не поехала, в тот же день, после известия о гибели мужа, ее отвезли в роддом, где она родила дочку.
Как она выживала потом, как тяжело ей пришлось, Вера вспоминать не любила. Самое главное, что дочку она вырастила очень хорошую, которая скоро подарит ей внука или внучку.
- Что же, надо к свадьбе готовиться,- Вера поднялась со стула,- Свадебное платье я сама сошью для своей дочки, да такое красивое, что все будут завидовать. Это надо же,-улыбнулась она,- Через несколько месяцев я стану бабушкой, значит надо вспоминать колыбельные песни, которые мне пела моя бабушка.
Когда Лешка сообщил родителям, что решил жениться, то в его семье разразился настоящий скандал.
- Ты с ума сошел?- кричала мать,-С таких то лет ярмо себе на шею вешать.
- Мам, но ты же сама говорила, что бабушка с дедом поженились, когда им было по 19 лет, - возразил Алексей,- А мне уже 22 года.
- Ты не равняй их с собой,- раздраженно ответила Лариса Геннадьевна,- Они в ту пору уже взрослыми были, самостоятельными. А вы..,- она махнула рукой,- Ничего за душой нет. Ты недавно окончил техникум, устроился на работу, а твоя Даша и вовсе еще учится. Нет, никакой свадьбы не будет, рано вам обзаводиться семьей,- Лариса Геннадьевна посчитала разговор оконченным и ушла в комнату.
- Мам, - Леша пошел вслед за ней,- Мы все равно бы с Дашей поженились рано или поздно. Так получилось, что придется это сделать пораньше.
- Что же вам не терпится то?- Лариса Геннадьевна села в кресло и скрестила руки на груди,- И вообще я считаю, что Даша тебе не пара, сынок. Мать всю жизнь воспитывала ее одна, даже образования не могла нормального дать, отправила учиться в какое-то училище.
- Между прочим, Даша учится в педагогическом училище,- нахмурился сын.
- Какая разница,- стояла на своем Лариса Геннадьевна,- Училище есть училище, а там сам знаешь, какой контингент обучается.
- Так я тоже закончил только техникум,- ухмыльнулся Леша.
- Ты не равняй,- мать вскочила с кресла и стала нервно расхаживать по комнате,- Мы с отцом отправляли тебя учиться в институт, но ты сам не захотел. Вон, твой брат, закончил университет, получил диплом, устроился на работу и только после этого женился.
- Ага, - кивнул головой Леша, - Только Лена тебе тоже не нравится. Помнишь, как ты говорила, что тебя не устраивает невестка, которая никак не может родить тебе внуков. А вот Даша готова к тому, чтобы ты в скором времени стала бабушкой?
- Что?- воскликнула Лариса Геннадьевна,- Что ты такое говоришь?
- Ничего особенного,- пожал плечами Леша,- Даша беременна, поэтому мы и решили пожениться немного раньше.
- Какой ужас!- Лариса Геннадьевна буквально упала обратно в кресло,- Саша,- позвала она мужа,- Ты слышал, что говорит наш сын.
- Что случилось?- из спальни, нахмурившись, вышел Александр Сергеевич,- Лешка, что ты опять натворил?- он сурово посмотрел на младшего сына.
- Твой сын ждет ребенка,- вымолвила Лариса Геннадьевна, схватившись руками за голову.
Муж и сын недоуменно посмотрели на нее.
- Ну, я как бы слышал, что известный комик Чарли Чаплин завещал миллион долларов первому мужчине,который сумеет родить ребенка, но я не думал, что это будет мой сын,- хохотнул Александр Сергеевич.
- Тебе смешно, да?- разозлилась на мужа Лариса Геннадьевна,- А у мальчика, может вся жизнь разрушится из-за этого.
- Лара, но ты же сама говорила, что мечтаешь о внуке, - Александр Сергеевич подошел к жене и погладил ее по голове,- Ну вот, твоя мечта сбывается.
- Так я от Максима хотела сначала внуков дождаться, а Лешка сам еще ребенок, ну куда ему так рано обзаводиться детьми и уж тем более жениться?
- И что ты предлагаешь?- Александр Сергеевич серьезно посмотрел на нее.
- Ой, не знаю,- махнула она рукой,- Леш,- обратилась она к сыну,- Может ты поговоришь с Дашей и она это..., того самого..., короче, рано вам обоим еще иметь детей.
- Лариса, ты сама понимаешь, что говоришь?- Александр Сергеевич,протянул жене руку,- Пойдем ка в комнату, поговорим с тобой наедине.