Найти в Дзене

Особенности зрения и слуха младенца, которые важно знать каждому родителю с точки зрения нейропсихологии

Оглавление

Сегодня родители активно бросились развивать своих чад с самого рождения. Но не всегда это бывает полезно. Как же создать благо и не перегрузить нервную систему ребёнка?

Ставим пальчик вверх 👍
и приступаем полезному и интересному чтению 👇

Зрительные особенности

До 3х месяцев дети:

  • различают только то, что находится не дальше 20-25 см от лица
  • всё видят в чёрно-белой гамме

На первых порах зрение - это не самый важный инструмент взаимодействия с миром. И хорошо, что он включается так постепенно, чтобы не перегружать нервную систему ребёнка огромными массивами информации. Ведь мозгу нужно так интенсивно работать, что бы адаптироваться к новым для организма условиям окружающей среды.

Поэтому, если Вы хотите привлечь внимание ребёнка, то бесполезно:

👉 говорить и артикулировать с ними из далека, т.к. он не сможет различить форму лица, а особенно губ

👉 показывать яркие или многоцветные игрушки (это может даже вызвать перегрузку нервной системы малыша)

-2

К 4м месяцам различают сине-жёлтый спектр

Можно включать в игру цельно окрашенные или двуцветные игрушки / предметы жёлтого и синего цветов.

Можно и полезно начинать играть в "Далко-близко", отводя предмет от глаз малыша на расстояние до 40-45 см, а потом снова приближая.

❗ Помним, что:
✅ МОЖНО отводить игрушку / предмет в лево и право, вверх перед глазами, в сторону ног
🚫 НЕЛЬЗЯ заводить игрушку / предмет / лицо взрослого за голову ребёнка, стимулируя запрокидывание головы и выгибание

К 5 месяцам добавляется красно-зелёный спектр

Добавляем его к играм.

С 5,5 - 6 месяцев ребёнок начинает:

  • различать весь основной спектр цветов, пока без полутонов
  • видеть мир в объеме, развивается трёхмерное представление о мире
  • отличать большой предмет от маленького

Используем активно всё это в играх для развития ребёнка:

  • не путайте ребёнка и цвета красный, розовый, малиновый и т.п., называйте красным (он пока так видит)
  • показывайте и давайте потрогать плоские/нарисованные предметы и их объёмные аналоги, например, круг и шарик, ежа на картинке и игрушку
  • показывайте и давайте в руки предметы разного объема, называя их большим и маленьким, придумывайте разные игры на сравнение
  • продолжайте и усложняйте игру "Далеко-близко", вплетая в ней элементы цвета, объемы и размера предметов.

Особенности слухового восприятия

Слух - это важный источник информации об окружающем мире.

Ведь благодаря слуху в природном мире инстинктов, животные ориентируюсь на слух предчувствуют опасность и имеют время и возможность мобилизовать свой организм для реакции на неё.

Так и новорожденный ребёнок, живущий пока только на инстинктах, очень доверяет свою безопасность слуху.

-3

Уже в утробе у мамы

ребёнок начинает различать звуки не доступные слуху взрослого.
Его слуховой диапазон развит значительно сильнее, чем у взрослых.

Сразу после рождения малыш может совершенно точно:

  • слышать все звуки (их в мире около 800)
  • различать голоса своих и чужих
  • вычленять новые звуки и настораживаться

😉 Кстати, это один из факторов почему дети лучше, чем взрослые усваивают иностранные языки.

Ребёнок постоянно прислушивается, даже и во сне в его не глубокие фазы.

Поэтому нужно, что называется, с умом относится к звуковому окружению ребёнка:

  • игрушки сначала для привлечения внимания с мягким и мелодичным звуком, но чёрно-белые
  • понимаем, что ребёнок постоянно прислушивается в готовности отразить опасность, поэтому не используем в речи, музыке и быту резкие пугающие звуки
  • вредна для нервной системы и какофония звуков
  • с увеличение цветового спектра игрушки, звук должен убывать
  • в итоге для того, чтобы не перегрузить нервную систему ребёнка и направить его внимание в нужную цель, игрушка должна или пестрить, или звучать, но не одновременно

И ещё одна важная информация к размышлению.

Ребёнок довольно долго (до 4х лет точно) сохраняет неосознанную привычку прислушиваться.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок Вас услышал, то:

🚫 НЕ повышайте голос, т.к. у психики малыша может включится защитная реакция от перегрузки и он вообще престанет Вас слышать, а будет только следить за двигающимися губами и чувствовать свою отстранённость от Вас

✅ понизьте голос до шёпота, опустившись на корточки примерно вровень с ростом ребёнка, тогда он автоматически начнёт прислушиваться и включит внимание, плюс почувствует общность и доверие к Вам

🤓 ПОДЕЛИТЕСЬ 👇, в какие развивающие звуковые или визуальные игры вы играете или играли со своим малышом, в какие игрушки.

-4