Меня еще с детства учили, что пароход придумал Фултон, паровоз Стефенсон, а паровой двигатель Уатт. Проходит время, начинаешь глубже изучать материал. И начинается понимание того, а как же на самом деле могло быть. Почему могло быть спросите, да потому что в текущих реалиях с возможностями промышленного шпионажа и воровством технологий сложно сказать кто и что изобрел. А что было в те годы, когда британская империя имела еще больше влияние чем сегодня и легко могла себе позволить перехватывать многие новшества. Но сегодня немного о другом.
Недавно написал пост о системе регулирования подачей пара с помощью центробежного регулятора:
и затронул тему паровых машин. После этого решил освежить в памяти кто и когда создавал их.
Итак, начнём с Джеймса Уатта. Он родился в 1736 году. Являлся английским изобретателем. Про это долго писать не буду. Первая его наработка паровой машины двойного назначения была закончена в 1774 году. Когда Джеймсу уже было 38 лет. К тому времени нашего изобретателя первой русской паровой машины Ивана Ивановича Ползунова уже не было в живых 12 лет. Но мы пока закончим с англичанином. Спустя 10 лет Уатт запатентовал универсальную паровую машину и он позиционировал её как универсальный двигатель промышленного назначения.
А теперь перейдем к нашему соотечественнику Ивану Ползунову. Он родился в 1728 году. Солдатский сын, так о нем пишут источники. В 14 лет он закончил первую русскую горнозаводкую школу в Екатеринбурге. А после попал в "механические ученики" на уральский завод к главному механику.
Уверен, что Джеймс Уатт не был сыном какого-нибудь рыбака или простого дворника. Вероятнее всего это рядовой представитель дворянства, как и большинство изобретателей Европы того времени.
Но вернемся снова к Иван Ивановичу, К 33 годам за свое трудолюбие и природные данные Иван достиг руководящей должности на заводе. К тому времени он уже трудился на Алтае. В тот период, весь труд на заводах был ручной, работали только меха и привода за счет силы воды. Именно по этому литейные заводы строились у рек. В этот период Ползунов и берется за труднейшую задачу по созданию "огненной машины" - первого русского парового двигателя.
Задача была не из легких, так как сперва необходимы были инструменты для создания двухцилиндрового двигателя. Токарные станки разработанные специально для этого, были на "водяной тяге".
Некоторые детали машины, как пишет источник массой были свыше двух тонн. В итоге машина была создана, но запускалась она уже без Иван Ивановича. 7 августа 1766 года машина заработала. Сам изобретатель и разработчик установки не дожил чуть меньше трех месяцев.
От тяжелых условий труда и больших нагрузок Ползунов умер 28 мая 1766 года.
После запуска детища русского самородка Ползунова, прошло всего лишь два месяца как все затраты были окуплены. Правде вскоре началось экономия на обслуживании и ремонте и результат был предсказуем. Но это уже история не про изобретения, а про управление и в другой статье.
А теперь возвращаемся к патентам и изобретениям. Как видно по датам, Джеймс Уатт намного позднее создал свое устройство, но оно было немного более универсальным. К тому же имело массу доработок. Естественно и патентовалось оно в духе западных коммерсантов, чтобы закрыть как можно большую область применения. Как универсальная паровая машина.
А теперь небольшой итог. Как видим у нас во все времена были и будут самородки способные двигать технический прогресс вперед. И важна здесь доступность образования.
По поводу паровой машины тоже видно, что у нас был свой изобретатель, который её сделал под конкретные задачи и стационарную.
Но в статье нет ни слова о Дени Папене - человек, который задолго до Уатта и Ползунова, создал работающий двигатель за счет передачи энергии от пара в механическое движение.
Так что ни Уатт, ни Ползунов не изобретали ее в чистом виде как технологии. они разработали собственные устройство. Просто Уатт его еще и запатентовал. Но это не уменьшает их заслуг.
У меня всё, благодарю за внимание.
----------------------------------------------------------------------
Делюсь другими материалами:
Сериал Дистанционка от коллег в А1: Дистанционка. Серия 1. Дистанционка. Серия 2. Дистанционка. Серия 3.
Если пожелания и рекомендации, то в корректном виде делитесь в комментариях.