Первые двенадцать МиГ-21Ф-13 были получены в 1962 году и аналогичную партию еще через год. В течении следующих 25 лет будет поставлено еще 322 истребителя МиГ-21 различных модификаций:
- 38 самолетов МиГ-21ПФ; в 1965 году;
- 7 МиГ-21У в период с 1965 по 1968 годы;
- 56 МиГ-21ПФМ в период с 1966 по 1968 годы;
- 12 МиГ-21Р в период с 1968 по 1972 годы;
- 68 МиГ-21М и ещё 11 МиГ-21У с 1969 по 1970 годы;
- 74 МиГ-21МФ в период с 1972 по 1975 годы
- 27 МиГ-21УМ в период с 1972 по 1980 годы и ещё пять в 1990 году.
В 1993 году Румыния официально заявила о своем желании вступить в НАТО и ЕС.
С этого времени все российско-румынские отношения в области поставок вооружений и запасных частей прекращаются. В то время дела в румынских военно-воздушных силах обстояли настолько плохо, что только в 1994 году из-за неисправностей было безвозвратно потеряно четыре единицы одних только МиГ-21.
Тогда на помощь пришли израильтяне, решившие заняться "тюнингом" старой советской техники. В одной из прошлых публикаций мы рассказывали про словенские танки, так вот, там фигурировала компания "Elbit Systems", которая подарила "вторую жизнь" танкам Т-54/55.
В 1993 году израильская компания "Israel Aerospace Industries" (IAI), совместно с румынской фирмой "Aerostar SA" сообщили о готовности доработать имеющиеся МиГ-21 в вариант многоцелевого МиГ-21-2000. К разработке была привлечена дочерняя контора израильского аэроспейса - "Elbit Systems"🙄 (мне одному сложно сходу прочитать название правильно?).
Начиная с 1995 по 2002 год переделке подверглись в общей сложности 111 самолетов, которые получили обозначение Lancer:
- 71 истребитель модификации M/МФ стали по сути штурмовиками и получили называние LanceR A;
- 14 истребителей модификации УМ. Для обучения летчиков работе с новым оборудованием самолетов, это LanceR B;
- 26 истребителей модификации МФ получили новейшую аппаратуру и вооружение для борьбы с истребителями - LanceR C.
Главной и важной, в свете новой дружбы с НАТой, для Румынии особенностью самолетов LanceR стала возможность использования и (советского) российского и западного вооружения. Были разработаны новые пилоны, которые позволили подвешивать западное вооружение:
- ракеты "воздух-воздух" (AIM-120C AMRAAM, AIM-9X Sidewinder, AIM-7 Sparrow, AIM-54 Phoenix, Skyflash, ASRAAM, MICA, Meteor);
- ракеты "воздух-земля" (Maverick, HARM, Harpoon, Pegasus);
- бомбы GBU 500, 1000 и 2000 lbs LGBs, JDAM 500, 1000, 2000, Mk82 (500 lbs), Mk83 (1000lbs), Mk84 (2000lbs), Mk85).
И российского производства:
- ракеты "воздух-воздух" (Р-27, Р-73, Р-77);
- ракеты "воздух-земля" (Х-31П и другие);
- 250-, 500- и 1000-килограммовые бомбы.
На подфезюляжный пилон теперь можно было подвешивать не только топливный бак, но и:
- бомбы Mk83;
- контейнер LDP с блоком идентификации и подсветки цели;
- контейнер ECM с блоком РЭБ;
- контейнер ARP с блоком аппаратуры для разведки и навигации.
Аналоговые приборы заменили дисплеями, на которых отображается информация о навигации и данные с радара. Необходимая информация стала отображаться и на шлеме летчика, который кроме это оснастили целеуказателем DASH производства всё ого же Elbit и системой предупреждения о радиолокационном обнаружении ELISRA SPS-20. Данные всех систем самолета обрабатываются в бортовом компьютере.
На сегодняшний день в составе ВВС Румынии имеется 36 истребителей МиГ-21 (10 - Lancer A; 6 - Lancer B; 20 - Lancer C).
Несмотря на то, что румынский парк "двадцатьпервых" являлся самым оснащенным и современным в девяностые годы, их эксплуатация была ограничена из-за трудностей с техническим обслуживанием. С 1996 года уровень аварийности составлял более 30 случаев на 100 000 часов налета, а показатель исправности ниже 50%. В начале "нулевых" самолёты были дополнительно модернизированы, работами занимались все те же "Aerostar AS" и "Elbit Systems".
В последние годы ВВС Румынии неоднократно сталкивались с авариями, так 12 июня 2017 года МиГ-21 потерпел крушение в округе Констанца, летчик Адриан Станка успел катапультироваться в последний момент. Во время дня открытых дверей на авиабазе в Борче (7 июля 2018 года), летчик Флорин Ротару до последнего уводил неисправный самолет от базы и не успел катапультироваться. Крушение во время тренировочного полета произошло 20 апреля 2021 года, летчик Андрею Кристе катапультировался. В этом году, 2 марта, самолет потерпел крушение из-за погодных условий, летчик остался жив.
Проблемы с "двадцатьпервыми" были не только из-за их технического состояния. Вот небольшая история, как говорится из последнего.
Румынский бизнесмен Кристиан Берендель заключил контракт с ВВС Румынии на поставку топлива на период с 2018 по 2022 годы. Как и полагается настоящему барыге, первые партии топлива были обещанного качества, но решив срубить капусты побольше, Берендель сталь покупать некачественное топливо в Греции и Турции.
Со временем, топливные насосы самолетов стали проявлять симптомы "болезни" и переставали работать должным образом. В связи с этим, с 15 апреля 2022 года Министерство обороны Румынии объявило, что временно приостанавливает использование МиГ-21. Правда через месяц проблему вроде как решили и с конца мая полеты возобновили.
А незадолго до этого произошел инцидент над Черным морем. 2 марта 2022 года истребитель МиГ-21 национальных ВВС был сбит зенитной ракетой комплекса С-300ПС ПВО Украины. Как сообщили в МО Румынии, принимая во внимание место крушения истребителя, сбить его мог только украинский комплекс С-300. На его поиски был отправлен вертолет, который потерпел крушение, на борту было пять военнослужащих.
В самой незалежной открестились и заявили, что самолет потерпел крушение и они не имеют к этому никакого отношения. МиГ-21 просто исчез с радаров во время полета над Черным морем и его никто не сбивал.
Известно, что МиГи пробудут на вооружении ВВС Румынии, как минимум до 15 мая 2023 года. Их планируют заменить на американские Lockheed Martin F-16 Fighting Falcons, которые уже имеются. В 2016 году Румыния приобрела 17 подержанных истребителей F-16 у Португалии и намерена приобрести еще 32 у Норвегии.
Если не считать "китайских братьев", то еще советские истребители МиГ-21 стоят на вооружении по меньшей мере 15 стран мира. Ни один из них конечно же не остался в неизменном виде и подвергся каким-либо изменениям. Опыт модернизации "двадцатьпервых" показал, что они еще могут постоять за себя, а их использование обходятся государству куда дешевле более современных машин.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.