Найти тему

Как высказывать претензии грамотно?

Когда нам говорят комплименты, мы сразу неосознанно чувствуем к человеку симпатию. И совсем наоборот, когда нас критикуют.

Что же делать, если высказать претензию надо, но конфликта или испорченных отношений совсем не хочется

Научитесь высказывать претензии грамотно.

Что значит «грамотно»? Это так, чтобы не задеть чувства человека и не спровоцировать включение у него психологической защиты, поскольку если защита включается, то единственной задачей этого человека станет дать вам отпор. И все ваши замечания будут восприняты в штыки, а следовательно, проигнорированы.

Запоминай эту чудо-схему, и ты сможешь высказывать свои замечания, как сейчас модно говорить, экологично, то есть оберегая чувства и эмоции собеседника:

Мне неприятно, когда ты (дальше идет сама претензия). Я чувствую / думаю / мне кажется, что (как именно вы себя чувствуете, что думаете ). Мне бы хотелось, чтобы ты (и дальше ваше ожидание от собеседника).

Давайте рассмотрим на примерах:

1) Муж вернулся поздно со встречи с друзьями.

Мне неприятно, что ты так поздно вернулся от друзей. Я чувствую себя брошенной и ненужной. Мне бы хотелось, чтобы мы больше проводили времени в нашей семье. Это нужно и важно для наших отношений.

2) Сотрудник не сдал отчет вовремя.

Мне не нравится (мне неприятно), что мои поручения игнорируются. Мне кажется, что такая работа говорит о незаинтересованности в росте нашей компании. Мне бы хотелось, чтобы ты в следующий раз выделял больше времени на работу над отчетом и успевал в сроки

И еще одно правило. Высказывая свою претензию или критику, обращайтесь не к человеку, а к проблеме. Например, НЕПРАВИЛЬНО сказать: «Ты не сдал отчет вовремя». КАК НУЖНО: «Отчет не сдан вовремя».

Вроде бы, такая небольшая разница, а контекст существенно меняется. В первом случае вы обвиняете человека. А во втором говорите о невыполненном задании без обвинений, а по факту.

Попробуйте, и напишите в комментариях, какой результат вы получили.