- Сережа, не трогай! Не трогай РУДы! Разболтаешь самолет!
- Но скорость...
- Что скорость?
- Скорость падала, я режим увеличил!
- Ах, ты! Забрал управление! Скорость у тебя, значит, падала... Значит ты опять с эээтим боролся... Погодь-ка...
Другим голосом в эфир:
- "Зеленый", 059 на прямой, изменение плана - вместо конвейера будет посадка!
А теперь снова Сергею:
- А вот на земле мы с тобой, Сереженька, еще разок обсудим, как мы держим скорость на глиссаде!
Элегантным движением штурвала возвращаю самолет на глиссаду и одновременно ставлю РУД на "малый газ". Сережа опять изрядно переразогнался...
Это мы, господа и дамы, с Сережей отрабатываем на Як-18Т полеты по кругам. Посадка у нас не выходит. А как она выйдет, если к торцу полосы Серега приводит самолет в архинепосадочном положении. Вот и приходится отбирать управление и зверски шипеть на засранца... Думаете я психопат и самодур? Нууу, может быть... Самую малость. Просто это мы уже не первый раз вот так неудачно летаем. Ну не удается Сереге заставить себя следовать одному простому правилу... Но ничего! Я его научу. И всех вас, господа и дамы, заодно тоже. Вдруг пригодится...
- Итак, друг мой любезный, Сергей Батькович! Доложите мне, простой алгоритм, коему вы должны неукоснительно следовать в процессе снижения по глиссаде! Точнее по той странной траектории, которую вы, очевидно по недоразумению, глиссадой называете...
- Ээээх... "Скорость держи штурвалом, а торец - газом!"
- Прекрасно! А что вам мешает этому правилу следовать?
- Ну так скорость же мне проще держать газом! На машине же мы педалью газа ее регулируем! И на мотоцикле! Да вообще на всем. Руки же сами все делают!
- Понятно, товарищ курсант... Значит, эти Ваши шаловливые ручки, при несанкционированном изменении скорости, сами торопятся исправить это отклонение, подергав рычаг наддува... А вы тут и не при делах как бы? Беда! Мы же с Вами обсуждали, что это плохая идея?
- Даааа...
- Повторим?
- Придется...
Эх, на колу мочало, начинай сначала...
- Серега, ну сколько мы уже с тобой летаем? Может тебя того... Признать необучаемым? А?
- Ннне надо!
- Дддавай еще раз!
Ну что ж. Давайте повторим. "На глиссаде мы держим скорость штурвалом, а торец - газом!" Почему не наоборот? Ведь это же логично, скорость регулировать именно газом? Нет, оказывается. По крайней мере у нас, в малой авиации. А все потому, что мы изрядные жлобины и очкуны! Жалко нам бензина! Жааалко! Он дорогой, он денег стоит, а мы с Серегой, говоря по совести, изрядные нищеброды. Поэтому заходим на посадку мы на режимах близких к малому газу. Экономим. Есть и второй момент. Технику надо жалеть. Холить и лелеять. Не перенапрягать! Поэтому - заходим на посадку на режимах близких к малому газу. Ну и... главное. Когда мы заходим на посадку на режимах близких к малому газу - нам не страшен отказ двигателя. Потому что отказавший, с невращающимся винтом, он создает даже чуть меньшее сопротивление, чем на малом газе. Вот так. Значит - пусть даже откажет, нам уже не страшно...
И теперь сразу становится понятно, что да как. Если мы стараемся все время держать двигатель на малом газу, то чем мы можем регулировать скорость? Правильно, только штурвалом, изменяя тангаж. Штурвал от себя - меньше тангаж - скорость растет. Штурвал на себя - больше тангаж - скорость падает. И внезапно оказывается, что если правильно выбрана точка начала снижения, то газ трогать вовсе и не надо. Ведь с чего бы самопроизвольно изменяться скорости? Только от внешних факторов - порывов ветра. А эти порывы они, обычно, кратковременные. Дунуло в хвост (или уменьшился встречный ветер, что то же самое), скорость чуть упала - мы ррраз штурвал чуть от себя и вернули скорость на место. Порыв прошел - мы тут же штурвал опять чуть на себя. Все же наш самолет управляется очень живо, а скорость реагирует на эти изменения тангажа практически сразу. Так и получается, что несмотря на эти небольшие колебания, в целом мы держим стабильную скорость и снижаемся по правильной траектории.
А если регулировать скорость газом? Тут засада - самолет реагирует изменением скорости на движение РУД намного медленнее! Во-первых, после движения РУД, сам двигатель должен на него отреагировать, набрать или уменьшить обороты. Во-вторых, в отличии от автомобиля, где двигатель жестко (условно!) связан с дорогой через трансмиссию и колеса, у нас такой связи нет. То есть увеличил двигатель режим... Воздушный винт начал вращаться быстрее... Активнее загребать воздух своими лопастями... Увеличилась тяга... Медленно начала расти скорость... Ключевое слово - медленно! Уже прошел тот порыв, уже скорость сама вернулась к прежнему значению но... Именно в этот момент самолет реагирует на изменение режима двигателя ростом скорости! И вот эта скорость растет уже чрезмерно. Что делать? Прибирать газ, это очевидно. Вот только... Уберешь ли его ровно настолько, насколько это необходимо? Вряд ли... Скорее всего перетянешь в сторону излишнего уменьшения режима... И скорость начнет падать ниже требуемых нам 150 км/ч. А падение скорости - это опасно! Можно доиграться и до сваливания. Поэтому сразу - и РУД вперед и еще и штурвалом от себя добавить... И вот, глядишь... Опять ползет эта скорость вверх без всякой совести. Ну что ты будешь делать... Опять сдергиваем режим... И опять добавляем... Все, разболтали самолет окончательно - у нас высота 30 метров, торец под нами и скорость 180... Непосадочное положение - уходим! Вот примерно так у Сереги каждый заход и заканчивался. Какая уж тут посадка...
Поэтому - скорость регулируем только штурвалом! А вот если видим, что мы чуть не долетаем до точки начала выравнивания или наоборот, перелетаем ее - вот тут нужно использовать газ. Но - аккуратно. Не долетаем? Добавили немного и... ждем. Смотрим, насколько мы исправили траекторию. Если нужно - еще корректируем. Но все это в спокойном темпе, очень плавно... А скорость все это время продолжаем поддерживать штурвалом!
-Ладно, Серега. Давай теперь так! Сейчас на глиссаде мы вообще РУД трогать не будем! Сначала я покажу, а потом ты попробуешь.
И я показываю. В точке начала снижения убираю РУД полностью на малый газ да так и не трогаю его до посадки. Легко! Но, если честно, я, конечно, немного сжульничал. Выбрал точку прицеливания с некоторым запасом, а потом, когда появилась уверенность в благополучной посадке, погасил избыток скорости и высоты небольшими скольжениями. Это несложно, когда умеешь.
-Ну что, понял? Давай теперь ты.
-Давай. Только подскажи, когда начинать снижаться!
-Ээээ, нет. Сам. Все сам.
И Серега, естественно, мажет. Но нам того и надо.
-Скорость! Руки на штурвале! Скорость держи штурвалом! Руки! Скорость! - я начинаю чуть повышать голос, только бы он не убрал правую руку со штурвала и не хватанул, по привычке, РУД.
-Но у нас же недолет... - жалуется он.
-Да. Недолет. И вот именно его мы исправим газом! Смотри.
И я чуть-чуть добавляю режим!
-Скорость, Серега! Скорость! Твое дело скорость! Руки на штурвале! И смотри...
И, вдруг.... Серега обнаруживает, что вот этого небольшого единственного добавления режима было достаточно, чтобы наша траектория стала упираться не в канаву перед полосой, а ровно в зону приземления! И вроде как ничто уже не может нам помешать...
-Все! - продолжаю командовать. - Правая рука на РУД!
С собственно посадкой проблем у него никогда не было. Тут тоже очень простое правило: "Приближается [земля] - тяни [штурвал]! Не приближается - замри!" Сергей его знает, поэтому он акуратно прибрал режим. И мееедленно начал выравнивать самолет, постепенно добирая штурвал. Вот самолет перестал снижаться и подвис на высоте сантиметров двадцати. Сергей задержал штурвал и... Естественно, когда самолет начал снижаться дальше добрать его уже не успел. Да оно и ни к чему, с двадцати-то сантиметров. Отличная посадка! Теперь, не допуская опускания носового колеса, убрать щиток, снова добавить режим до взлетного, и, дождавшись пока самолет наберет заветные 130 км/ч снова взлететь...
-Ну как? Ты понял? Повторишь без подсказок?
Внезапно он повторил. Снова промазал с расчетом, но в этот раз я ограничился лишь подсказкой:
-Чуть добавь режим... И подожди... Подожди... Скорость штурвалом, ... Видишь, мало добавил. Еще... Воооот. Все, пока больше не тронь! "Зеленый", 059 на прямой, конвейер!
Еще одна хорошая посадка в исполнении Сереги. И еще. Теперь уже прям посадка-посадка, без конвейера. Заруливаем, выключаемся.
-Блин, я понял! Да? Нормально же зашел?
-Да. Наконец-то... Только сейчас... Что раньше мешало?
-Ну... Я не знаю... Ты раньше не так объяснял... Наверное...
Вопросы-ответы, намного больше постов, анонсы статей и никакой рекламы - в моей телеге: