Понятие выученной беспомощности ввёл американский психолог Мартин Селигман ещё в 60х годах прошлого века.
Один из его экспериментов по изучению этого феномена был проведён над собаками. Собак сажали в открытый ящик, привязывали там, и били током. Первое время собаки пытались выпрыгнуть из ящика, чтобы избежать ударов, но потом понимали, что это бесполезно, и прекращали попытки бегства.
Основная часть эксперимента была далее. Собак оставляли в том же ящике, но отвязывали. И продолжали бить током. Ни одна собака, даже будучи отвязанной, не предприняла ни одной попытки к бегству. Они продолжали сидеть и терпеливо получать удары током. Хотя свободно могли выпрыгнуть и убежать.
У них была сформирована ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ.
Подобных экспериментов было много.
Например, со слоненком, которого привязывали к столбику так, чтобы он мог ходить только вокруг него в ограниченном пространстве. А когда слоненка отвязывали, он все так же продолжал ходить вокруг столбика, хотя его уже ничего не ограничивало, и он мог свободно уйти.
Похожий эксперимент был с блохами в банке. Высота банки позволяла блокам выпрыгнуть из нее, и они активно пользовались этой возможностью. Но как только экспериментаторы прикрыли банку крышкой, блохи, несколько раз стукнувшись об неё, стали прыгать ниже. Соответственно, когда крышку убрали, ни одна из блох даже не сделала попытки выпрыгнуть из банки. Они продолжали прыгать низко, будто бы крышка была все ещё там.
Ну, собственно, тут даже выводов делать не нужно. У людей, особенно маленьких людей (детей) , - так же точно быстро и с готовностью формируется феномен выученной беспомощности. В любой сфере.
А вот научиться переступать через свою выученную беспомощность, некоторым не хватает и целой жизни. И даже не некоторым, а большинству.