Найти тему

«Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе...» (Откр.14:12-13)

После описания трех летящих по небу Ангелов (а этот образ, как уже отмечалось в предыдущих публикациях, разные толкователи воспринимают по разному, причем преобладающим является мнение, что в...

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса (Откр.14:12)

После описания трех летящих по небу Ангелов (а этот образ, как уже отмечалось в предыдущих публикациях, разные толкователи воспринимают по разному, причем преобладающим является мнение, что в последние дни над всей землей будут летать буквальные Ангелы), тайнозритель приводит одно за другим два важнейших свидетельства, каждое из которых не оставляет сомнений в том, что единая весть трех Ангелов возвещается «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» не только в последние дни, но все без исключения новозаветные времена (причем в том числе и через книгу Откровение), — а в образе «трех Ангелов» представлена вся Церковь Христова, которой вверена проповедь «вечного Евангелия» (Откр.14:6), а вместе с этим и миссия непрерывно обличать грехи и беззакония, исполняющие меру нечистоты обреченного огню ветхого мира (Откр.14:7-11).

И первым таким свидетельством является утверждение, что «терпение святых» требуется не неизвестным читателю адресатам в неких непонятных условиях и в отдаленном будущем, но «здесь», т.е. в те же времена и в той же среде, где звучали и звучат строки Откровения, возвещая «вечное Евангелие» и час суда, и где «великий Вавилон» поит народы «вином блуда», и где святые всегда противостояли и ныне противостоят «зверю и образу его», и т.д.

Более того, слово о терпении святых из главы 14 прямо соответствует такому же утверждению из предыдущей главы книги Откровение, где после описания «зверя из моря» через образ плена упоминался «вселенский вавилон», а через возмездие «мечом за меч» — «египетский фараон» (сравн. – Откр.13:10), — а связанное с этими образами свидетельство о необходимости соблюдения «заповедей Божьих и веры в Иисуса» представляло благочестие и веру тем непобедимым оружием, против которого бессильны и сами «ратоборцы тьмы», и все исходящие от них духовные и физические нападки на Церковь Христову (включая и «двух зверей» из главы 13, и «вавилон» из главы 14, и «начертания зверя» из глав 13 и 14, и т.д.).

Кроме того, можно отметить, что три вести от трех летящих Ангелов утверждают три важнейших аспекта единого Божьего суда, а именно суды над неверием, над миром и над грехом, — и при этом в точности соответствуют «тройному горю», возвещенному в Откр.8:13.

И в этой же «тройной» ангельской вести прямо и косвенно утверждаются три важнейших евангельских истины, о которых свидетельствуют все священные тексты Нового Завета:

  • Благовестие Иисуса Христа (сравн. возвещаемое всей земле «вечное Евангелие», Откр.14:7 — и утверждение «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», Деян.1:8)
  • отделение Церкви от мира (сравн. «…пал, пал Вавилон…» Откр.14:8, — и свидетельства «…выйди от нее народ Мой…», Откр.18:4; «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей», 1 Ин.2:15; «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», Еф.5:11)
  • и уже предопределенная свыше окончательная победа верных Христу и Евангелию над мировым нечестием, над силами ада и над самой смертью (сравн. «здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса», Откр.14:12 — и свидетельство «…тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», 1 Кор.15:54-55)

...............................................................................................................................................

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр.14:13)

Слово о «блаженстве мертвых», которым завершается видение трех летящих по небу Ангелов, есть второе прямое свидетельство о том, что в образах главы 14 прорисована вся полнота новозаветных времен. Это можно утверждать с полной уверенностью, так как «блаженство умирающих в Господе» не было отложено до какого-то непонятного момента, но стало возможным сразу же после утверждения Нового Завета, когда Господь, Воскресший как первенец из мертвых (Кол.1:18, Откр.1:5), «сокрушил врата медные и вереи железные сломил» (Пс.106:15-16).

Другими словами, поскольку небесное свидетельство о блаженной посмертной участи верующих начинается словом «отныне», — нет сомнений, что его следует относить к каждому из тех дней, когда Господь уже одержал Победу над смертью, а в мире звучит жизнеутверждающая проповедь «вечного Евангелия», сравн.:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес.4:13-14)

Причем все эти времена только Истинная Церковь Христова держится разумения, что после Воскресения Спасителя все умирающие в Господе успокаиваются от своих земных трудов так, что пребывают не в смертной тьме и не в могильном мраке, а в духовной реальности, предваряющей вечное блаженство (что кардинально отличает новозаветные времена от того безблагодатного состояния, в котором пребывали все умершие от начала времен до Первого Пришествия Спасителя, так что никто и в мыслях не мог представить мертвых «блаженными», сравн. – Пс.6:6, Пс.106:10-14 и т.д.).

Кроме того, весьма знаменательно, что слова «они успокоятся от трудов своих» прямо противопоставляют «умирающих в Господе» всем тем, кто погибает «в блуднице» и «в звере», и о которых было сказано «не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:11), подчеркивая то обстоятельство, что благодатное и безблагодатное состояние умерших уже ныне отделены друг от друга несмотря на то, что и добрые, и злые дела пока еще ожидают суда Последнего дня, чтобы открыться в этот день во всей полноте для всех обитателей вселенной (сравн. – «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были... и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими», Откр.20:12).

Тем не менее, христиане не могут и не должны воспринимать небесную весть из Откр.14:13 как утверждение о своем личном посмертном блаженстве. Блаженство и «успокоение» умирающих в Господе принадлежит тем, кто провел всю свою земную жизнь в трудах праведных, и приходит к своему концу исполнителем дела Христова, а не просто размышляющим, наблюдающим и «сочувствующим» (Рим.2:13, Иак.2:20-26 и т.д.).

(Свт. Андрей Кесарийский в этом смысле очень точно замечает, что посмертное блаженство принадлежит тем, кто еще во плоти умер для мира, — и об этом же свидетельствует ап. Павел в Рим.6:11-13, и в Рим.8:10, и в 1 Кор.15:31, и т.д.)

Но если человек приписывает себе «пребывание в Господе» лишь по легкомыслию, или по самонадеянности, или в результате самообольщения, а в реальной жизни трудится не на ниве Божьей, а на ином поприще, — он не имеет дел, способных взойти «вслед за ним» на небо, и в пакибытии не найдет успокоения от своих неправедных трудов.

(Здесь очень важно, что после низвержения диавола небо было полностью очищено от любого возможного беззакония, поэтому нечистые дела на небо взойти не могут, — а отсутствие совершенных дел веры, способных облечь духовную наготу человека в торжественные одежды, не позволит взойти на небо и ему самому)

Так что вместо «присуждения» самим себе христианского посмертного блаженства уверовавшим в Спасителя следует проявлять терпение, смирение и скромность, — и оценивать себя и свое положение в вере не через собственные субъективные оценки, мечты и фантазии, а через грозные смыслы тех небесных свидетельств, которые возвещают миру три Ангела, летящие «по середине неба» (Откр.14:6-12).

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Последняя жатва земли: «И поверг сидящий на облаке серп свой на землю...» (Откр.14:14-16)

Предыдущая статья: Весть третьего Ангела: «кто поклоняется зверю... не будут иметь покоя ни днем, ни ночью...» (Откр.14:9-11)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса, Откр.14:12 #отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними, Откр.14:13