И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр.13:7-8)
В войне, которую ведет против земной Церкви «зверь, выходящий из моря», он, подобно падшему с неба диаволу, не ограничен ни внутренним, ни внешним законом, и при этом имеет возможность умерщвлять своих противников «физически», — поэтому тех, кто пытается противостоять зверю и несет в мир христианские истины и евангельское свидетельство, подвергают злословию, преследуют и убивают, а сам зверь, умножая величайшие преступления (первым из которых является богохульство, а вторым человекоубийство), остается до времени безнаказанным, и даже продолжает «царствовать».
А поскольку «в мире сем» нет никаких «нейтральных» сторон, и все люди разделены исключительно на «поклонившихся зверю» и на тех, кто записан «в книге жизни у Агнца», — никто кроме христиан не видит никакой возможности «сразиться со зверем» и нисколько не сомневается в его победе (Откр.13:3-4).
(Все новозаветные времена христианские мученики оживают и присоединяются к Небесному Собору, — но мир этого увидеть не может, т.к. подобным ви́дением обладают только те, для кого «небо отверсто» и кто приступил к «торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства», Евр.12:23; Ин.1:51)
Кроме того, одним из самых существенных вопросов, связанных с пророческими свидетельствами книги Откровение, является вопрос о том, сколько различных войн, в которых христианским святым противостоят те или иные носители зла, прорисовано в явленных тайнозрителю образах и видениях.
Так, например, глава 11 свидетельствует о том, что в последние дни ветхого мира «зверь, выходящий из бездны» сразится с «двумя свидетелями-маслинами-светильниками-пророками» и убьет их (Откр.11:7-8), — но «после трех дней с половиною» два свидетеля оживут и вознесутся на небо, а для всей вселенной прозвучит седьмая труба, вместе с которой царство зверя будет разрушено и уничтожено (Откр.11:12-15). А поскольку смысловые панорамы главы 13 на первый взгляд выглядят иначе, — эти различия дают некоторые основания видеть в главе 13 «другую войну», не связанную с событиями, описанными в главе 11.
Однако подобное умозаключение равносильно утверждению, что два разных зверя, один из которых появляется «из бездны», а другой «из моря», в разных обстоятельствах и в разное время ведут две разных войны с «разными святыми», — а язычники из главы 11 и люди, чьи имена «не написаны в книге жизни», упомянутые в главе 13, представляют два разных сообщества неверующих и беззаконников, одно из которых 42 месяца «попирает внешний двор храма» и радуется умерщвлению «двух свидетелей», а другое не имеет к этим событиям никакого отношения, но поклоняется дракону и зверю из моря.
При этом христианам известно, что во вселенной нет ни двух разных войн, — ни даже двух разных этапов одной глобальной войны, когда различные силы зла сначала вели бы брань «со святыми», а потом «со свидетелями», или наоборот. В «мире сем» идет одна-единственная брань, которая продолжается все времена, прорисованные в книге Откровение и в образе «половины седмины», и в образе «времени, времен и полувремени» (Откр.11:2-3, Откр.12:6, Откр.13:5), и т.д., — и в которой «святыми» являются и «сотрудники и братья» Церкви Первенцев (Откр.6:11); и пришедшие «от великой скорби» (Откр.7:14); и «два пророка» (Откр.11:10); и «прочие от семени жены» (Откр.12:17); и «победившие зверя» (Откр.15:2); и вообще все члены Церкви, кто противостоял и противостоит «зверю из моря» в те или иные новозаветные времена.
Кроме того, можно отметить, что в Откр.13:8 Господь и Спаситель вновь именуется Агнцем, причем Агнцем Божественным (т.е. «закланным от создания мира»), — а «книга жизни Агнца», которая упоминается в главе 13 во второй раз (при том, что всего в Откровении семь подобных упоминаний), относится к духовным понятиям, которым в явном виде ничто не противопоставляется (то есть «книги смерти» со «своим» списком имен не существует, как в духовном смысле не существуют те, кто не имеет жизни, сравн. – Ин.6:53).
Заслуживает внимания и еще одно свидетельство из Откр.13:7-8, имеющее самое непосредственное отношение к вопросу о времени присутствия зверя в видимом мире, согласно которому к поклонению зверю приходят буквально все, чьи имена не написаны «в книге жизни у Агнца», — а это означает, что зверь «выходит из моря» не «периодически», и не только в последние дни перед Вторым Пришествием Спасителя, но все без исключения новозаветные времена.
(Очевидно, что в книге жизни у Агнца записаны имена всех причастных жизни вне зависимости от тех времен, в которые они проходили свой земной путь, — так что и полнота «не написанных» в книге жизни имен тех людей, которые поклонились и поклоняются зверю, должна включать в себя всех рожденных по плоти во все времена Нового Завета.
С другой стороны, если бы зверь «выходил из моря» только в самом конце времен, как утверждается в самых распространенных толкованиях на главу 13, — нечестивые и богохульники всех прошедших времен, чьи имена отсутствуют «в книге жизни у Агнца», не поклонились бы этому зверю по той простой причине, что во времена их земной жизни никакого зверя в мире еще не было, и избежали бы всеобщего и однозначного определения «и поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни»)
Что касается самой сути нечестивого поклонения «зверю из моря», которое многие толкователи склонны воспринимать как некие формальные слова или действия, от которых необходимо воздержаться, и «все будет в порядке», — враг рода человеческого не идеалист даже в отношении зла, так что ему нужен не ритуал, а реальная покорность. Соответственно, и «поклонение зверю» не является неким формально-ритуальным действием, которого можно избежать, если не сгибать поясницу и не пользоваться определенными предметами, — но представляет собой состояние мысленного, словесного и действенного беззакония.
(Силы зла предельно рациональны, и не стремятся решать максимально сложные задачи, то есть не пытаются соблазнять трезвенников алкоголем, а людей, не склонных к сребролюбию, «подкупать деньгами».
Они, подобно хищным зверям, безошибочно распознают запах каждой имеющейся у человека страсти и похоти, — поэтому подлинно диавольские искушения всегда соответствуют уже имеющимся внутренним вожделениям, «поклониться» которым человеку намного легче, чем совершить буквальный поклон перед каким-то «внешним» для себя персонажем.
Более того, одной из многочисленных разновидностей уже совершившегося поклона «дракону и зверю» является внутреннее убеждение, что «я никогда никому не кланялся и кланяться не намерен»)
...............................................................................................................................................
Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых (Откр.13:9-10)
Сразу же после свидетельства о войне зверя против святых и о подчинении ему всего мира в книге Откровение звучат слова, которые в первых трех главах сопровождали каждое из семи обращений Господа к Своей Церкви («имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам», гл.1-3), и за которыми всякий раз следовали обетования побеждающим (т.е. непреложные обещания, адресованные тем, кто в условиях жесточайшей духовной брани мирового масштаба останется верным Христу и Церкви). Так что свидетельство о грядущем поражении зверя можно воспринимать как прямое продолжение «Послания семи церквям», где после утверждения «…здесь терпение и вера святых» возвещается еще одно обетование, соответствующее условиям и обстоятельствам вселенской духовной брани, в ходе которой Церковь Христова противостоит видимому и невидимому царству нечестия.
Другими словами, в коротком обращении-посыле «кто имеет ухо, да слышит...» Сам Господь устами тайнозрителя прямо свидетельствует Своей Церкви (ведь «имеющие ухо» и способные слышать Господа есть только в Церкви) о том, что мировой Вавилон, пытающийся удержать человека в греховном плену, как и мировой Египет, который пытается удержать человека в греховном рабстве, на самом деле не имеют свободы действий, но сами пребывают в плену и в рабстве у диавола.
И в этих же словах всем «имеющим ухо» возвещается, что страдания народа Божьего не напрасны, — и что в конце концов вселенское беззаконие будет поражено мечом истины и брошено «во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13).
(Здесь очень важно, что в итоге диавол-дракон и его зверь, обрекающие людей на «вавилонский» плен и на «египетское» рабство и убивающие тех, кто противостоит мировому царству нечестия, сами окажутся в плену и будут убиты, то есть получат справедливое возмездие по принципу «око за око», «меч за меч» и «плен за плен», сравн. – «…и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю», Откр.11:8.
Причем последнее поражение мирового зла совершится тем же мечом, которым «отмечена» одна из семи голов «зверя, выходящего из моря», сравн. – Откр.13:14, Откр.19:15 и т.д.)
А еще одно знаменательное свидетельство Откр.13:9-10 заключается в том, что та власть, которой наделяет «зверя из моря» весь поклонившийся ему мир, на самом деле есть грандиозная иллюзия, являющаяся прямым следствием банального человеческого неверия. Ведь если святые способны успешно противостоять зверю только терпением и верой, — значит, будь терпение и вера у «живущих на земле», каждый из них находился бы среди святых, и «всемогущий зверь» не смог бы обрести в мире ни власти, ни силы.
Кроме того, вполне очевидно, что «терпение и вера» требуются не каким-то неизвестным святым в каком-то отдаленном будущем, но «здесь» и «сейчас», т.е. буквально каждому христианину во все без исключения новозаветные времена (сравн. – «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире», 1 Пет.5:8-9; «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши», Лк.21:16-19).
А это означает, что противостояние святых и «зверя из моря» продолжается все новозаветные времена, и касается каждого верующего человека, и не чередуется с перемириями, и, если христианину удается устоять в каком-то искушении, в каждый следующий момент начинается заново, — так что терпение и вера требуются христианам неотступно, без выходных и без пауз, буквально каждый день и в каждый момент их пребывания в мире.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: По какому признаку можно безошибочно распознать «зверя из земли»? (Откр.13:11)
Предыдущая статья: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно...» (Откр.13:5-6)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #зверю дана власть над всяким коленом и народом и языком и племенем, Откр.13:7 #все живущие на земле которых имена не написаны в книге жизни поклонятся зверю, Откр.13:8 #кто имеет ухо да слышит, Откр.13:9 #Кто ведет в плен тот сам пойдет в плен кто мечом убивает тот будет убит мечом, Откр.13:10 #терпение и вера святых побеждает зверя, Откр.13:10