И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата (Откр.14:14-16)
В большинстве существующих толкований пророческие панорамы главы 14 рассматриваются как три отдельных эпизода, первым из которых является видение 144 000 праведников, поющих на Сионе (Откр.14:1-5), вторым — три вести от трех летящих Ангелов (Откр.14:6-11), а завершает главу 14 обособленная от первых двух свидетельств панорама последней жатвы земли, которая «открывается» видением сидящего на облаке Сына Человеческого, имеющего в руке «острый серп» (Откр.14:14-16).
Однако три различных сюжета главы 14 не связаны единым смыслом только для тех, кто относит все вышеупомянутые эпизоды «в отдаленное будущее», то есть считает, что во время написания книги Откровение поющих на Сионе первенцев еще не было; и три Ангела будут пролетать над землей только перед окончательным падением «великого Вавилона»; и «вечное Евангелие» во времена дарования книги Откровение миру не возвещалось, и т.д.
При этом в комментариях к главе 7 уже обсуждался вопрос, почему 144 000 «запечатленных» представляют собой Небесную Церковь Первенцев от 12 колен Израиля (Откр.7:4-8, Евр.12:22-24), «искупленную от земли» сразу же по Воскресении Спасителя, то есть от момента утверждения Нового Завета, — и почему эти «искупленные из людей первенцы» в образном смысле есть первые плоды вселенской новозаветной жатвы.
(Такой вывод прямо связан с богослужебными уставами рукотворной скинии, согласно которым первенцы от 12 колен принадлежали Господу, и их по закону Моисея надлежало выкупать, — а в соответствии с уставами ветхозаветных праздников через семь полных недель после праздника Пасхи и вознесения Богу «снопа потрясения», в день седмиц, который назывался также «праздником жатвы», в рукотворный храм приносились первые плоды нового урожая, Втор.16:9, Лев.23:9-17.
Причем весьма знаменательно, что через семь недель после Новозаветной Пасхи на апостолов сошли огненные языки Св. Духа, так что именно день Пятидесятницы отмечается христианами как день рождения вселенской апостольской Церкви и входит в число величайших новозаветных праздников под названием День Святой Троицы)
Кроме того, в соответствии с образно-пророческими смыслами, связывающими буквальную жатву с новозаветной духовной реальностью, именно членов Церкви Христовой следует считать теми «добрыми плодами земли», которым надлежит быть собранными в «житницы Господни» (1 Кор.3:9). Причем эта вселенская духовная жатва (начало которой было положено в день Пятидесятницы в «жатве озимых», т.е. в спасенных от Израиля) продлится «все лето», то есть все без исключения новозаветные времена (сравн. – «ибо Господь... послал Меня... проповедывать лето Господне благоприятное...», Ис.61:1-2, Лк.4:18-19), и закончится «пророческой осенью», когда по закону Моисея отмечалось окончание жатвы и праздник кущей (Лев.23:9-17, Втор.16:13, Исх.23:16 и т.д.):
И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года (Исх.34:22)
А это означает, что глава 14 не разделяется на отдельные «независимые» эпизоды, но прорисовывает единую смысловую панораму, которая берет начало от вознесения на Сион «первых плодов человечества», тут же воспевших «новую песнь» перед Престолом Небесного храма, то есть приступивших к новозаветному священническому служению, — а завершается последним днем нынешнего века, когда «поле земли» будет убрано без остатка, и никаких плодов в ветхом мире попросту не останется (сравн. – «…и земля была пожата», Откр.14:16).
При этом три вести от трех летящих по небу Ангелов в точности соответствуют свидетельству пророка Иеремии «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иер.5:24, сравн. – Иоиль 2:23, Иак.5:7), то есть представляют собой изливающиеся с небес благодатные словесные воды, позволяющие восходить и созревать тем «добрым плодам», которыми все новозаветные времена непрерывно пополняются священные «небесные житницы».
(В целом вполне очевидно, что библейские тексты буквально исполнены различными образами жатвы, к которым относятся и притчи Спасителя из синоптических Евангелий, Мф.9:37-38, Мф.13:24-43, Мк.4:26-29, Лк.10:2, и слова о первых плодах, «созревших» к Первому Пришествию Спасителя, Ин.4:35-38, и даже ветхозаветные образы, которые на первый взгляд с жатвой никак не связаны, например Быт.30:14, Ис.Нав.3:15, и т.д.)
Более того, ранее уже отмечалось, что от момента появления «серпа на жатве» (Втор.16:9) до праздника кущей проходит пять месяцев, — поэтому после низвержения диавола именно «пять пророческих месяцев» в мире действует «саранча из бездны», прорисованная в образах под пятой трубой.
(Здесь можно оценить, как бесконечно далеки от этих библейских смыслов все лжецеркви и лжесвидетели, которые не способны предложить своим слушателям ничего, кроме собственных невежественных фантазий, но упорно присваивают себе роль «толкователей писания от св. духа», — а самые бессовестные объявляют поющей на Сионе Церковью Первенцев не кого-нибудь, а самих себя)
Что касается Самого Господа и Спасителя, — в главе 14, как и в самом начале книги Откровение, Он именуется «подобным Сыну Человеческому» (сравн. – «…и обратившись, увидел… подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом», Откр.1:12-13). Однако в преддверии последней жатвы Спаситель предстает перед тайнозрителем не «Ходящим посреди золотых светильников» внутри Небесного храма (Откр.2:1), а «сидящим на облаке» вне храма (т.к. «другой Ангел», который обращается к Нему «громким голосом», сначала «вышел… из храма», Откр.14:15), что прямо соответствует евангельскому образу Сына Человеческого, «грядущего на облаках небесных», сравн.:
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:9-11)
Другими словами, именно готовностью Спасителя явиться миру «на облаках», то есть облеченным в Божественную славу (Мф.24:30, Мф.26:64, Мк.13:26, Мк.14:62, Лк.21:27), обусловлено то знаменательное обстоятельство, что в главе 14 уже не упоминаются ни Его священнические одеяния (т.е. подир и золотой пояс, Откр.1:13), ни «семь звезд», которые Он держит в Своей руке (Откр.1:16). Вместо этого тайнозритель свидетельствует о золотом венце на Его главе (сравн. — Зах.6:11), — и о приготовленном к последней жатве «остром серпе», который находится в Его руке (т.е. там, где до этого пребывали «семь звезд»).
Кроме того, следует отметить, что слова Ангела «пусти серп твой и пожни» адресуются «сидящему на облаке» не как повеление большего меньшему, — а в качестве еще одного свидетельства, что именно Спаситель является библейским «Господином жатвы», грядущим на ниву Божью (Мф.9:37-38, Лк.10:2, 1 Кор.3:9 и т.д.). Но поскольку день и час окончательной жатвы земли определяет Сам Отец Небесный, — Ангел, выходящий из храма, возвещает это событие как определение, исходящее от Престола Творца и Вседержителя, сравн.:
тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф.24:30-42)
(Одно из самых важных, но не самых очевидных свидетельств Откр.14:14-16 заключается в том, что к моменту возвещения последней жатвы Спаситель уже переоблачен, и восседает «на облаке», и держит в Своей руке «острый серп». А это означает, что Ему уже известно то, что собирается возвещать Ангел, выходящий из Небесного храма, — так что «громкий голос» требуется Ангелу исключительно для провозглашения этой вести во всеуслышание)
Причем в полном соответствии со свидетельством из Мф.24:30-41, где жатва «последней трубы» как бы разделена на тех, кто «берется», и на тех, кто «оставляется», — в книге Откровение «серпом Спасителя» от земли «собираются» только те, кто принадлежит Господу, а все прочие оставлены на «последнюю жатву плодов нечестия», описанием которой завершается вся 14 глава.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Последняя жатва плодов нечестия: «пусти острый серп... и обрежь гроздья винограда на земле...» (Откр.14:17-18)
Предыдущая статья: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе...» (Откр.14:12-13)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #на облаке сидит подобный Сыну Человеческому и в руке его острый серп, Откр.14:14 #пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела, Откр.14:15 #И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата, Откр.14:16