Найти тему
Точки над "Ё"

Ту-214? Зачем, если есть МС-21 и Ту-204СМ?

Оглавление
Ту-214 в ливрее Трансаэро
Ту-214 в ливрее Трансаэро

Доброе время суток!

На этот раз речь пойдет про авиацию.

В этом году новостей из российского авиастроения хоть отбавляй. Но вот одна из них вызывает у людей неоднозначную реакцию - это выпуск самолета Ту-214.

Как известно, ОАК запланировала производство 70 самолетов Ту-214 до 2030 года, и недавно был подписан контракт с Аэрофлотом, которому достанутся 40 самолетов из этого количества. До этого Ту-214 производился в количестве 1-2 самолета в год для СЛО и Минобороны.

И недоуменную реакцию на выпуск такого количества самолетов можно условно разделить на две группы:

  • Зачем производить далеко не новый самолет, если на подходе уже современный МС-21?
  • Зачем производить именно Ту-214, если есть куда более продвинутый Ту-204СМ?

Попробуем и тут расставить точки над "Ё".

Параллельное производство с МС-21

МС-21-310 с двигателем ПД-14
МС-21-310 с двигателем ПД-14

Ту-214 - это модернизация самолета советской разработки Ту-204. По сравнению с МС-21 - это самолет предыдущего поколения.

Но есть одна важная деталь - МС-21 это новый самолет, которому только предстоит встать в строй, а потом еще и пережить все проблемы эксплуатации новой техники. Учитывая, что в авральном режиме создается чуть ли не новый самолет, т.к. из-за санкций МС-21-300 можно выкинуть, а МС-21-310 хоть и рассчитан на российские двигатели ПД-14, но в нем нужно импортозаместить немало компонентов, причем куда быстрее чем это планировалось изначально, то странно ожидать, что все пройдет как по маслу.

Так вот, при таком раскладе есть далеко не нулевая вероятность, что в первые года налет МС-21 будет составлять относительно небольшое количество часов. И сейчас нельзя достоверно спрогнозировать как оно сложится в реальности. Т.е. в какой-то мере Ту-214 - это подстраховка.

Но не только подстраховкой все ограничивается. Сейчас в России около 530 среднемагистральных самолетов компаний Airbus и Boeing, с которыми сейчас непонятно что делать, в первую очередь в вопросе поддержания летной годности, хотя и за границу на части из них лучше не летать.

А вот планы на МС-21 до 2030 года - только 270 шт. Т.е. получается, что новинка способна к 2030 году закрыть только половину текущего количества самолетов своего класса. Да, еще выпустят 140 Суперджетов. Но это все же самолет, который куда как меньше, хотя несомненно он закроет ряд маршрутов. И тут 70 Ту-214 как раз помогут закрыть потенциальный дефицит техники.

Кроме того Ту-214 хоть и среднемагистральный самолет, но это не полная аналогия МС-21. Если брать самолеты Airbus, то МС-21-310 - это аналог А320, а Ту-214 - это уже ближе к А321. В семействе МС-21 аналогом планируется МС-21-400. Но наврятли его коммерческая эксплуатация начнется сильно раньше 2030 года.

Таким образом параллельная эксплуатация данных самолетов возможна, и Ту-214 скорее всего встанет на те рейсы, где сейчас эксплуатируют А321.

А почему не Ту-204СМ?

Как известно, одним из аспектов архаичности Ту-214 является экипаж из трех человек.

Эту проблему, а так же ряд других решили в модификации Ту-204СМ, которую можно назвать самой продвинутой модификацией Ту-204. Хотя я встречал и обратные мнения.

Так почему же именно Ту-214 стал пусть не основным, но одним из символов возрождения российской авиапромышленности?

А дело в том, что Ту-204 больше нет.

Этот самолет изначально производился в Ульяновске. Там же и рождались его модификации, одна из которых, под обозначением Ту-204-200, переехала в Казань и стала Ту-214.

С Ту-204 в Ульяновске было покончено около 10 лет назад. Сейчас завод сосредоточен на выпуске Ил-76-МД-90А - возрожденной и осовремененной версии Ил-76, который производился в Ташкенте. Плюс участие в кооперации по производству других самолетов.

Собственно в тот период умер как коммерческий самолет и Ту-214. Однако его производство было сохранено на уровне 1-2 самолета в год для госзаказчиков.

Таким образом нет никаких проблем в том, чтобы производить Ту-214, т.к. для его производства все есть. Вопрос только в масштабах, и необходимости расширения производства, причем как в самой Казани, так и на предприятиях-смежниках.

А вот Ту-204СМ пришлось бы фактически возрождать с нуля, причем неважно в Казани или Ульяновске.

Если с планером особых проблем бы не было, то вот с остальным... Начинка Ту-204СМ и Ту-214 разная чуть ли не полностью. И от Ту-204СМ она не выпускалась около 10 лет.

Т.е. на возрождение производства нужно потратить очень много средств, сил и времени, что для временного решения весьма нецелесообразно. Ведь очевидно, что на крыло нужно ставить МС-21-400, на котором и будут сосредоточены ресурсы ОАК во второй половине 20х годов.

МС-21-400 - это пенсия для для Ту-214?

Рендер МС-21-400
Рендер МС-21-400

С производственной точки зрения несомненно МС-21-400 должен сменить Ту-214. Но не думаю, что относительно свежие борта пойдут на хранение и списание. Если на регулярных рейсах МС-21-400 вытеснит Ту-214, то на чартерных рейсах и в грузовой авиации старичок еще поработает.

А как вы думаете имеет ли смысл выпускать Ту-214? Или все же нужно было сосредоточится на чем-то другом?